» » » В свете Тау Кита обнаружили следы пяти экзопланет

В свете Тау Кита обнаружили следы пяти экзопланет

20-12-2012, 06:29 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: god | комментариев: (0) | просмотров: (996)
Сравнение чуть большего и горячего Солнца (слева) с Тау Кита. Изображение R.J. Hall

Международная группа астрономов обнаружила, что вокруг одной из ближайших к Земле звезд, Тау Кита, могут вращаться пять экзопланет, одна из которых относится к потенциально обитаемым. Работа принята к публикации в журнале Astronomy & Astrophysics (препринт), а ее краткое содержание приводит ScienceNews.

По данным астрономов, вокруг Тау Кита вращаются пять экзопланет с массой в 2, 3,1, 3,6, 4,3 и 6,6 масс Земли. Их орбитальные периоды составляют 13,9, 35,4, 94, 168 и 640 дней соответственно. Предпоследняя из них, Тау Кита-е, расположена в области, где возможно существование жидкой воды, а значит, относится к классу потенциально обитаемых.

Для наблюдения за Тау Кита ученые использовали несколько телескопов, расположенных в Чили, Австралии и на Гавайях. Кроме того, они разработали сложный метод статистической обработки данных для удаления систематического шума, который еще ни разу не использовался для поиска экзопланет. Из-за применения нового метода, полученные результаты, по словам самих ученых, нуждаются в дополнительной проверке, которая может занять до 10 лет.

Звезда Тау Кита расположена в 12 световых годах от Земли, что в три раза дальше, чем расстояние до ближайшей к нам Альфы Центавра. Тау Кита известна тем, что очень похожа на Солнце - и по спектральному классу, и по возрасту. Эта звезда, например, стала первым кандидатом при поиске радиосигналов внеземной жизни в проекте "Озма" еще в 1960-х годах.

В своей работе ученые использовали допплеровский способ обнаружения экзопланет. Он основан на том, что планета, вращаясь вокруг звезды, заставляет ее немного покачиваться (пара звезда-планета вращается вокруг общего центра масс).

Скорость этого периодического покачивания обычно невелика и составляет несколько метров или десятков метров в секунду. Однако, наблюдая за светом звезды, периодическое изменение скорости можно измерить благодаря эффекту Допплера. Из-за него излучение звезды периодически смещается то в длинноволновую, то в коротковолновую область. Чем больше масса планеты и меньше масса звезды, тем сильнее наблюдаемое смещение и тем легче обнаружить экзопланету.

Альтернативным способом обнаружения экзопланет является транзитный метод - изучение периодического затмевания планетами света звезды. Таким способом поиск ведет телескоп Кеплера, благодаря которому недавно удалось найти ближайшие к Земле экзопланеты у Альфы Центавра.

Источник: Лента.ру.