» » » В метеорите впервые обнаружены образцы марсианского грунта

В метеорите впервые обнаружены образцы марсианского грунта

14-10-2012, 13:24 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (1) | просмотров: (1 586)

В метеорите впервые обнаружены образцы марсианского грунта

Дмитрий Целиков

Прожилки чёрного стекла в метеорите, который недавно упал в Марокко, содержат следы марсианского грунта.

Специалистам выпал редкий шанс взглянуть на условия, царившие на поверхности Красой планеты в глубокой древности.

Крупнейший из фрагментов метеорита Тиссинт (на фото Natural History Museum, London) весит 1,1 кг.

Автоматические станции и роверы, отправляемые на Марс, имеют ограниченные возможности для изучения добытых ими образцов. Пока они не начнут возвращаться на Землю, нам придётся довольствоваться метеоритами, что и сделали Хаснаа Шеннауи Ауджехане из Университета Хассана II (Марокко) и её коллеги.

В июле 2011 года многие стали свидетелями того, как огненный шар прочертил небо и упал где-то в пустыне. 7-килограммовый метеорит Тиссинт разбился на мелкие фрагменты, которые быстро подобрали учёные и коллекционеры.

Предварительное изучение показало, что химический состав объекта соответствует таковому у марсианского базальта. Скорее всего, этот кусок породы выбило около 700 тыс. лет назад в результате столкновения Красной планеты с астероидом.

Большинство из примерно 90 марсианских обломков, ныне известных учёным, пролежали в разных местах нашего мира долгие годы. Тиссинт — всего лишь пятый метеорит, который удалось найти сразу после падения на Землю, чем он и ценен.

Исследователи обнаружили большое количество чёрного стекла, которое содержит изотопы углерода и азота, характерные для марсианской атмосферы, чего и следовало ожидать. Сюрпризом стал относительно большой запас редкоземельных элементов, которые не содержались в других частях метеорита. Необычен в первую очередь набор изотопов церия, которые свидетельствуют о том, что некогда церий окислялся, и происходило это, скорее всего, близ поверхности планеты.

Учёные полагают, что слабокислая вода могла выщелачивать редкоземельные элементы из марсианского грунта и откладывать их в трещинах поверхностной породы. Тепло, образовавшееся при ударе астероида, растопило материал в трещинах, и впоследствии он кристаллизовался в виде чёрного стекла.

Железо на этом искусственно раскрашенном снимке внутренностей одного из фрагментов метеорита обозначено красным, магний — зелёным. (Фото Science / AAAS.)

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Подготовлено по материалам NewScientist.

1. » #1 написал: ankl (14 октября 2012 15:01)

Ученые безапелляционно заявляют о марсианском происхождении метеорита. Здесь иногда проходят по Склярову. Но он ставит интересные вопросы. И один из них происхождение так называемых марсианских метеоритов. Его рассуждение и выводы более логичны чем то что блеют ученые. А именно. Каковы были скорости и сила столкновения Марса и небесного тела, что бы порода с Марса была выкинута в космос? Почему эта порода не испарилась? Какова вероятность, что она попала на Землю? И каков же это был объем что бы уложиться в эту самую вероятность? В целом напрашивается вывод, что к Марсу сие булыжники не имеют ни какого отношения.