» » » Dawn увидел на Весте следы геологических процессов, похожих на земные

Dawn увидел на Весте следы геологических процессов, похожих на земные

27-09-2012, 17:21 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 291)

Dawn увидел на Весте следы геологических процессов, похожих на земные

© Фото: NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDA

МОСКВА, 27 сен — РИА Новости. Странные «канавы» на Весте, обнаруженные в 2011 году зондом Dawn, являются геологическими образованиями — грабенами, возникшими при «растяжении» пластов пород при столкновении Весты с другим небесным телом, что приближает ее к «настоящим» планетам, говорится в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters.

Считается, что Веста не похожа по своему минеральному составу и другим характеристикам на обычные астероиды, обитающие в пределах между орбитами Марса и Юпитера. В мае 2012 года несколько групп ученых проанализировали данные, собранные американским зондом Dawn на орбите Весты, и пришли к выводу, что это небесное тело является мертвым зародышем планеты.

Группа астрогеологов под руководством Дебры Бучковски (Debra Buczkowski) из университета Джона Гопкинса в Лореле (США) обратила свое внимание на одну из самых странных особенностей рельефа Весты — гигантские «канавы», чья длина составляла несколько сотен километров, а ширина — 10-20 километров.

Как отмечают ученые, данные «канавы» не похожи на типичные «шрамы» на других астероидах, возникшие после столкновений с другими малыми телами Солнечной системы. Как правило, падение метеорита оставляет на поверхности астероида серию относительно небольших трещин. С другой стороны, канавы на Весте представляют собой многокилометровые овраги с характерным U-образным дном, которые не встречается ни на одном из других астероидов.

Бучковски и ее коллеги изучили снимки одной из самых больших «канав» на Весте, получившей название «борозда Дивалии» (Divalia Fossa) в честь римского фестиваля Дивалии, посвященного богине Ангероне. Этот «овраг» заметно больше по своим размерам, чем Большой Каньон на территории штата Аризона в Соединенных штатах. Так, его длина превышает 465 километров, ширина может достигать 22 километров, а глубина — 5 километров.

Авторы статьи использовали фотоснимки высокого разрешения и другие данные, полученные приборами на борту Dawn, для составления трехмерной карты борозды Дивалии. Оказалось, что форма и устройство этого «каньона» заметно отличается от трещин на поверхности других метеоритов.

Так, дно борозд Дивалии закруглено и похоже по форме на букву «U», тогда как разломы на других метеоритах больше напоминают букву «V». Кроме того, дно «каньона» не является плоским, а «косым», что делает его похожим на земные, марсианские и лунные грабены. С точки зрения геологии, грабены представляют собой «провалы», возникшие в результате растяжения коры планеты.

Сходства в структуре лунных и марсианских грабенов с «канавами» на Весте позволили ученым заключить, что эти структуры на самом деле являются грабенами. Как полагают ученые, этот вывод подкрепляется тем, что научная команда Dawn обнаружила намеки на существование мантии и ядра у Весты, проанализировав химический состав пород на ее поверхности.

Буковски и ее коллеги продолжат изучать данные, которые Dawn передал на Землю в последние дни работы на орбите Весты для уточнения и проверки этой гипотезы. Тем не менее, они сомневаются, что новые данные смогут изменить их первоначальные выводы.

Источник: ria.ru.