Амбициозные планы NASA по возведению в 2020 г. постоянной обитаемой базы на Луне выглядят не слишком реализуемыми. Даже разработка основной ракеты-носителя Ares сталкивается с такими проблемами, что специалисты всерьез рассматривают альтернативные проекты. Какие же кандидаты на эту роль имеются?
Ares I (NASA)
Delta IV (United Launch Alliance)
Falcon 9 (SpaceX)
Семейство Jupiter (DIRECT)
Atlas V (United Launch Alliance)
Heavy Lift Vehicle (NASA)
Constellation, масштабная программа американского космического агентства, призвана создать замену физически и морально устаревшим «шаттлам». По плану, вместо них будет использоваться одноразовая система, включающая возвращаемый космический корабль Orion и ракету-носитель Ares (Ares I для полетов на околоземную орбиту и тяжелый Ares V – для полетов к Луне). Однако уже сегодня ясно, что NASA банально не укладывается в бюджет, причем настолько, что в ближайшее десятилетия правительству придется изыскивать для разработки дополнительно десятки миллиардов долларов.
Ко всему прочему, даже базовая конструкция ракеты Ares, по мнению многих экспертов, крайне ненадежна, и все громче раздаются голоса противников этого решения. О том, что с ней не так, мы рассказывали в заметке «Хромоногий Ares» - и, похоже, все эти доводы вполне убедили чиновников NASA. На прошлой неделе в Вашингтоне состоялись публичные дискуссии на эту тему, а авторы альтернативных ракетных проектов представили свои решения.
Все они подходят для замены «шаттлов» в доставке грузов и людей на МКС, однако не все способны решать более масштабные задачи – скажем, полетов к Луне. Самые мощные из этих «альтернативных ракет» - Heavy Launch Vehicle и Jupiter, которая подойдет и для доставки марсианских миссий. Впрочем, рассмотрим все варианты по порядку.
Ares I
Конструктивно ракета представляет собой модифицированную версию систем «шаттла» и ракеты Saturn V. Две последовательно расположенные ступени венчаются прикрепляемой сверху капсулой Orion. Она способна вывести на низкую околоземную орбиту до 25 т груза. Стоимость каждого запуска оценивается в 130 млн долларов.
За: Высокая совместимость с тяжелым носителем Ares V облегчит и удешевит работу с «лунным» проектом. Против: Разрушительные вибрации слишком длинного корпуса и т.д. – читайте в заметке «Хромоногий Ares».
Созданная в недрах корпорации Boeing по заказу американских военных, эта грузовая ракета может усиливаться парой разгонных модулей, работающих на жидком топливе. В новой, модифицированной для пилотируемых полетов версии она будет способна доставить на низкую околоземную орбиту 23 т грузов, а стоимость запуска составит 300 млн долларов.
За: Разработка недорога, поскольку грузовая версия ракеты уже создана и успешно используется. Против: Чтобы довести безопасность запусков до нужного для пилотируемых миссий уровня, потребуется, по разным оценкам, до 7 лет.
Двухступенчатый носитель, который частная фирма SpaceX создает на основе своей менее мощной ракеты Falcon 1. Та уже совершила успешный полет на орбиту в сентябре прошлого года. Грузоподъемность: 10,5 т, стоимость запуска менее 140 млн долларов.
За: В SpaceX уверены, что все будет готово уже через 2 года. Против: Сам статус и репутация SpaceX, как новичка в космической отрасли, заставляют сомневаться в реализуемости ее планов и тем более – в реалистичности названных сроков.
Проект, предложенный группой анонимных инженеров и конструкторов NASA, которые оказались недовольны ошибочным, по их мнению, проектом Ares и объединились для разработки собственной концепции. По их проекту, семейство носителей Jupiter сможет выводить на низкую околоземную орбиту от 39 до 96 т груза. Стоимость запуска составит (для 39-тонной версии) около 100 млн.
За: Многие элементы заимствованы из системы «шаттлов», что существенно облегчит разработку. Тяжелая версия ракеты способна работать на лунных миссиях. Против: Даже самая мощная из ракет семейства не так мощна, как Ares V, что может сильно затруднить всю работу по лунной базе.
Двоюродный брат Delta IV: авторы – конструкторы корпорации Lockheed Martin, изначально создавшие эту грузовую ракету для нужд Пентагона и готовые доработать ее для пилотируемых полетов. Расчетная грузоподъемность составит 13,6 т, а стоимость каждого старта – 130 млн.
За: Грузовая версия уже имеется и летает, так что разработка носителя для пилотируемых полетов должна быть не слишком долгим и дорогим процессом. Против: На первой ступени ракеты установлен жидкостный двигатель РД-180 российского производства.
Heavy Lift Vehicle
Самый простой вариант, использующий ракеты «шаттлов», но модифицированные с тем, чтобы разместить на них новые легкие обитаемые капсулы. По расчетам, такая система сможет поднимать на околоземную орбиту до 72 т грузов. Цена запуска не приводится.
За: Судя по всему, реализовать такой вариант будет проще и быстрее, чем любой другой. Против: Все застарелые проблемы с носителями «шаттлов». Кроме того, должны появиться сложности с отделением и катапультированием обитаемой капсулы в случае аварии.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+