» » » Звезды-вампиры захватывают Млечный путь

Звезды-вампиры захватывают Млечный путь

30-07-2012, 17:16 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (2 205)

Неизвестные ранее коварные взаимоотношения между звездами в парах навсегда изменят понимание эволюции галактики и звездообразования.

Изображение: Так может выглядеть пара звезд с «вампиром» (ESO / L. Calcada / S.E. de Mink)

Москва, 27 июля. Удивительно большое количество массивных звезд нашей галактики обладают парной звездой, выявило новое исследование. Отношения в звездных дуэтах могут развиваться двумя способами: либо одна высасывает из другой газ, подобно вампиру, либо они сливаются в одну звезду.

Астрономы, работающие с «Очень большим телескопом» (Very Large Telescope) в Европейской южной обсерватории в Чили, узнали совершенно новую информацию о звездах так называемого О-типа – массивными, невероятно горячими и яркими. Температура их поверхности превышает 30 000 градусов по Цельсию, они живут недолго, но играют важнейшую роль в эволюции галактик.

Исследователи обнаружили, что более 70% этих массивных звезд обладают очень близкими «товарищами», вместе с которыми они образуют двойные системы: две звезды вращаются друг вокруг друга.

О существовании таких пар было известно, но считалось, что их гораздо меньше. Но еще больше астрономов удивило то, что большинство таких пар вступают друг с другом в бурные жестокие отношения.

Звезды О-типа это настоящие гиганты, которые движут эволюцию галактики. Масса такой звезды не менее чем в 15 раз превышает массу Солнца, а яркость – в миллионы раз.

«Нас удивило, что в двойных системах распространены столь близкие отношениями между звездами. Если рядом с массивной звездой есть другая, то пути их эволюции будут очень разными. Раньше это было очень сложно смоделировать и предполагалось, что такое не часто встречается в галактике. Но оказалось, что так ведут себя 70% массивных звезд, и нам пришлось изменить свои представления о таких системах», - говорит соавтор исследования Сельма де Минк (Selma de Mink) из Научного института космического телескопа в Балтиморе (Space Telescope Science Institute).

Ученые проанализировали свет, исходящий от 71 звезды О-типа из шести различных звездных скоплений примерно в 6000 световых лет от Земли.

Оказалось, что почти три четверти из этих звезд обладают парами. В большинстве из них массивная звезда находится достаточно близко к другой, чтобы становиться своего рода звездным вампиром. А около трети звездных пар приходят к полному слиянию друг с другом.

Эти панорамные виды являются частями трех разных туманностей – областей звездообразования с большим количеством горячих молодых звезд, в том числе и нескольких звезд О-типа. Те из них, которые участвовали в исследовании Очень большого телескопа, обведены. Многие из этих звезд являются парными системами, где одна звезда постепенно перетекает в другую. (ESO)

Итак, массивные звезды с парной звездой встречаются гораздо чаще, чем считалось раньше, и развиваются в таком случае совершенно по-другому. Эти данные имеют огромное значение для понимания эволюции Млечного пути и других галактик.

Звезды О-типа составляют менее 1% от всех звезд во Вселенной, но оказывают сильнейшее воздействие на свое окружение. Ударные волны, которые они производят, могут запускать и останавливать процессы звездообразования, говорят исследователи.

За время своей жизни, которая заканчивается взрывом сверхновой, массивные звезды производят все тяжелые элементы во Вселенной, которые насыщают галактики и могут провоцировать развитие жизни.

Но близкие отношения между звездами в паре сильно изменяют жизнь обеих. Если одна из звезд – вампир, то она высасывает из другой водород, увеличивает за счет этого свою массу и живет гораздо дольше. Звезда-жертва, в свою очередь, остается с открытым ядром и производит на исследующих космос людей впечатление более молодой. Таким образом, говорят ученые, наука была введена в заблуждение о галактике и звездообразовании.

Статья опубликована в журнале Nature.

Источник: ESA, Space.com