» » » Астрономы выбрали наиболее пригодную для жизни экзопланету

Астрономы выбрали наиболее пригодную для жизни экзопланету

24-07-2012, 12:54 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 500)

Большая международная команда астрономов подтвердила существование планеты Глизе 581g в системе звезды Глизе 581, которая находится в 22 световых годах от Солнца. Находка возглавила список потенциально пригодных для жизни планет. Температура поверхности Глизе 581g аналогична земной, и теоретически там может быть вода.

Споры вокруг четвёртой по удалённости планеты в системе красного карлика Глизе 581 развернулись уже через две недели после того, как в 2010 году о ней сообщили астрономы из проекта по поиску экзопланет Лик-Карнеги (Lick–Carnegie Exoplanet Survey). Дело в том, что специалисты Женевской обсерватории (Geneva Observatory), которые обнаружили остальные планеты у этой звезды, заявили, что не обнаружили следов новой планеты в своих расширенных исследованиях.

И вот первооткрыватели Глизе 581g под руководством Стивена Вогта (Steven Vogt) из Калифорнийского университета в Санта-Круз представили новый анализ, доказывающий её существование.

Учёные использовали высокоточный инструмент для поиска планет HARPS, установленный на телескопе в обсерватории Ла-Силья (La Silla Observatory) в Чили.

Исследования показали, что планеты системы Глизе 581 вращаются по круговой орбите, а не эллиптической, как считалось ранее. Это открытие позволило скорректировать расчёты и получить чёткий сигнал от ещё одного крупного объекта.

В обитаемой зоне находятся две из пяти планет системы Глизе 581 (иллюстрация Habitable Exoplanets Catalog, PHL, UPR Arecibo).

"Мы оцениваем вероятность ошибки менее чем в четыре процента, — сообщает Фогт. – Сигнал соответствует планете с массой в 2,2 раза превосходящей земную. Она находится в обитаемой зоне, где возможно существование жидкой формы воды, на расстоянии 0,13 астрономических единиц от родительской звезды".

За счёт того, что излучение красного карлика меньше, чем у Солнца, Глизе 581g получает столько же света и тепла, сколько наша планета. Это обстоятельство позволило ей получить индекс подобия Земле 0,92 и обойти по этому показателю планету Глизе 667Cc, открытую в прошлом году.

Орбита Глизе 581g меньше орбиты Земли, но из-за тусклого света красного карлика обе планеты получают примерно одинаковое количество света и тепла (иллюстрация Zina Deretsky, NSF).

Новые результаты, полученные командой Фогта, оказались убедительными, и Лаборатория приспособленности планет для жизни (PHL) включила Глизе 581g в свой каталог. Как сообщается в пресс-релизе организации, список потенциально пригодных для жизни планет включает теперь пять кандидатов.

Глизе 581g с индексом подобия Земле 0,92 возглавляет топ-5 планет, потенциально пригодных для жизни (иллюстрация Habitable Exoplanets Catalog, PHL, UPR Arecibo).

Статья авторов исследования опубликована в журнале Astronomical Notes (с препринтом статьи можно ознакомиться на сайте arXiv.org).

Новая планета расположена в обитаемой зоне красного карлика, то есть на ней может существовать вода в жидком состоянии (иллюстрация Lynette Cook).