» » » Найдены частицы вещества, сформировавшегося до образования Солнечной системы

Найдены частицы вещества, сформировавшегося до образования Солнечной системы

13-06-2009, 14:11 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 747)

<!--TBegin-->Найдены частицы вещества, сформировавшегося до образования Солнечной системы<!--TEnd-->

Обнаруженные учеными частицы межзвездной пыли (изображение получено Хеннером Буземаном).

Международная группа ученых из Англии, США и Германии обнаружила древнейшие частицы межзвездного вещества среди образцов пыли, собранных аппаратом НАСА в верхних слоях атмосферы Земли в апреле 2003 года при прохождении нашей планеты через пылевой хвост кометы Григга — Скьеллерупа.

«Нам удалось собрать множество экземпляров первозданного космического вещества — пыль, окружавшую древние звезды; некоторые частицы, вероятно, образовались при взрывах сверхновых, происходивших еще до формирования планет Солнечной системы», — говорит один из участников исследования Хеннер Буземан (Henner Busemann) из Манчестерского университета (Англия).

Диаметр обнаруженных частиц не превышает нескольких микрометров. Как показали результаты элементного анализа, две из них примерно соответствуют по своему химическому составу веществу газопылевого облака, в результате сжатия которого, как считается, сформировалась Солнечная система. Одна изученная частица содержала четыре крупицы силикатов необычного состава, согласующегося с теоретическими расчетами структуры силикатов, образующихся в процессе охлаждения газа после взрыва сверхновой. Рядом с одной из четырех крупиц — фрагментом оливина — был найден полый «шарик» углерода. Подобные органические покрытия, возможно, послужили своеобразными «капсулами времени» для хрупких силикатов, защитив их от разрушения в суровых условиях открытого космоса.

«Эти микроскопические частички объединяют в себе все признаки древнейшего вещества, которые мы по отдельности наблюдали в образцах метеоритов и межзвездной пыли, — делает вывод г-н Буземан. — Поскольку нам точно известны время и место сбора, можно утверждать, что в наших руках оказались именно фрагменты кометы Григга — Скьеллерупа». Важность установления источника пыли определяется тем фактом, что планеты внутренней части Солнечной системы успели значительно измениться за прошедшие 4,5 млрд лет, в то время как кометы, напротив, сохраняют вещество в его первозданном виде.

Полученные в ходе исследования данные авторы сравнили с результатами изучения образцов вещества комет Темпеля 1 и Вильда 2. Все три небесных тела относятся к классу короткопериодических комет, орбиты которых подвержены влиянию гравитационного поля Юпитера; тем не менее ученым удалось зафиксировать значительные отличия в их составах. Комета Вильда 2, как выяснилось, обнаруживает много бóльшие концентрации веществ, образовавшихся во внутренней части Солнечной системы; во всех образцах были также зарегистрированы следы соединений (карбонатов), указывающих на наличие воды.

Подготовлено по материалам AlphaGalileo.

Источник: www.scgrad.ru.