» » » На подобных Солнцу звездах зарегистрировали супервспышки

На подобных Солнцу звездах зарегистрировали супервспышки

18-05-2012, 07:34 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: god | комментариев: (1) | просмотров: (1 339)
Супервспышка. Иллюстрация Hiroyuki Maehara

Японские астрономы обнаружили, что на звездах, похожих, на Солнце, могут происходить супервспышки - мощнейшие выбросы энергии. Статья ученых появилась в журнале Nature, а ее краткое изложение приводит Nature News.

Мощнейшая вспышка на Солнце была зарегистрирована в 1859 году и получила название вспышки Каррингтона. Мощность выброса была такова, что полярные сияния наблюдались на Гавайях и Кубе, а телеграфные провода искрили. Последствия такого события, случись оно сейчас, по словам ученых, будут катастрофическими.

В настоящее время известно, что на некоторых звездах происходят вспышки на несколько порядков превосходящие вспышку Каррингтона по мощности - такие события регистрировались различными космическими аппаратами. Причины подобных событий до сих пор неизвестны, и до недавнего времени у ученых не было статистики по таким вспышкам.

В рамках новой работы ученые использовали данные, собранные телескопом "Кеплер". Этот аппарат следит за небольшим участком неба между созвездиями Лиры и Лебедя, отслеживая поведение примерно 150 тысяч звезд. За 120 дней наблюдения из 80 тысяч похожих на Солнце звезд вспышки произошли на 146. Все события имели мощность от 10 до 10 тысяч мощностей вспышки Каррингтона.

По словам ученых, основная часть супервспышек происходит на звездах, которые достаточно быстро вращаются вокруг своей оси - с периодом порядка 10 дней (для сравнения период вращения Солнца на экваторе составляет примерно 24,5 дня). Такой небольшой период характерен для молодых светил.

Часть вспышек, однако, была зарегистрирована на звездах, напоминающих Солнце. У ученых была гипотеза, что такие события могут быть результатом взаимодействия звезды с планетой-гигантом, однако она не подтвердилась. Единственное, что пока установили японские исследователи - сверхмощным вспышкам предшествуют гигантские темные пятна на звезде.

Орбитальный телескоп "Кеплер" был запущен на орбиту в марте 2009 года. Основная миссия аппарата - поиск экзопланет. Для этого он регистрирует малейшие колебания светимости звезды, вызываемые прохождением по ее диску небесного тела. Позже, оказалось, что данные "Кеплера" могут быть полезны и в других разделах астрономии. Например, данные о дрожи звезды, собранные аппаратом, помогли определить возраст системы.

Источник: Лента.ру.

1. » #1 написал: search (18 мая 2012 11:18)

Для случая, когда всё 80тыс. звёзд примерно одинаковы и количество вспышек среди них за единицу времени тоже примерно одинаково, имеем средний период повторения для одной звезды (80000/146)*120/365=180лет.
    Так что угроза смены полюсов и всяких там супервулканов можно сказать ничто по сравнению с этой.