» » » Солнечную систему превзошли по количеству планет

Солнечную систему превзошли по количеству планет

10-04-2012, 13:13 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (1) | просмотров: (1 733)

Солнечную систему превзошли по количеству планет

Александр Березин

HD 10180 имеет массу в 1,062 солнечных, чрезвычайно близкую температуру поверхности, однако она несколько старше и более металлична, что должно, по современным представлениям, означать наличие у неё значительной планетной системы. Похоже, так оно и есть: у неё обнаружилось девять планет — против восьми у нашего Солнца.

В недавней статье финского астронома Микко Туоми заново проанализирована информация HARPS по планетной системе звезды HD 10180. Как вы помните, её экзопланетная система — крупнейшая из известных. Однако в построенной финским исследователем модели оказалось, что имеющиеся данные лучше объясняются девятью, а не пятью (или семью), как предполагалось, планетами. Таким образом, система этой звезды, удалённой от нас на 130 св. лет, стала новой рекордсменкой по количеству известных планет вообще, превосходя даже Солнечную систему.

HD 10180 на некоторое время стала лидером среди планетарных систем по числу известных планет. (Фото ESO / Davide De Martin.) Пять из них (HD 10180 C, D, E, F, G), о которых уже было достоверно известно, — это нептуноподобные планеты, массой в 12–25 раз превосходящие Землю. Шестая считалась больше похожей на Сатурн; она в 65 раз тяжелее нашей планеты.

Данные по седьмой планете ранее были интерпретированы не слишком убедительно, считает астроном. Теперь заявляется о том, что седьмая, восьмая и девятая планеты имеют массы в 1,3, 1,9 и 5,1 земных; иными словами, все как одна являются «суперземлями». Их периоды вращения вокруг звезды составляют соответственно 1,2, 10 и 68 дней. Впечатляет небольшое расстояние от местного солнца: 3, 14 и 50 млн км. Очевидно, даже на самой удалённой HD 10180 J, с массой около пяти земных, климат должен быть исключительно суровым (Венера в два с лишним раза дальше от Солнца, чем она, а вот Меркурий весьма близок по этому параметру). Ну а на поверхности ближайшей планеты HD 10180 B, находящейся более чем на порядок ближе к своей звезде, чем Меркурий к нашей, вполне могут плавиться металлы.

В этой солнечной системе все девять планет находятся на очень близком расстоянии от своей звезды. Даже девятая планета не дальше от HD 10180, чем Юпитер от Солнца. (Илл. ESO / L. Calcada.) Разумеется, это не даёт нам окончательного ответа на вопрос об обитаемости данной солнечной системы, поскольку мы ничего не знаем о спутниках больших нептуноподобных планет, которые теоретически вполне могут находиться в соответствующей зоне.

По наблюдениям астрономов, для системы звезды HD 10180 примерно соблюдается правило Тициуса — Боде, что весьма необычно в сравнении с другими экзопланетными системами. При этом здесь отсутствуют вполне стандартные для Вселенной планеты, подобные Юпитеру, и это также необычно.

Наконец, наличие у этой системы девяти полноценных планет означает, что Солнечная система впервые потеряла статус лидера по соответствующему показателю. Даже сторонники планетарного статуса Плутона определённо согласятся с тем, что планеты звезды HD 10180 куда больше похожи на настоящие, чем тот же Плутон с Хароном. Иными словами, наша звёздная система больше не первая по своему планетному населению, и то, что это открытие сделано на основе переинтерпретации уже имевшихся данных, заставляет предположить, что и другие известные экзопланетные системы в действительности могут иметь куда больше планет.

Подготовлено по материалам arXiv.

1. » #1 написал: god (11 апреля 2012 07:35)

публикация 17301
    Планетная система звезды HD 10180 глазами художника. Изображение ESO/L. Calcada
    Звездная система превзошла Солнечную по количеству планет

Астроном Микко Туоми из Университета Хартфордшира установил, что вокруг звезды HD 10180 вращается как минимум 9 экзопланет. Это делает систему рекордсменом по количеству планет, поскольку, согласно современным представлениям, в нашей Солнечной системе всего 8 тел обладает этим статусом. Статья ученых принята к публикации в Astronomy and Astrophysics, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org.

Звезда HD 10180, которая представляет собой желтый карлик, располагается в созвездии Южной Гидры на расстоянии 127 световых лет от Земли. В 2010 году группа астрофизиков, работающих со спектрографом HARPS, установленном на 3,6-метровом телескопе в обсерватории ESO Ла-Силла в Чили, опубликовала в Astronomy and Astrophysics работу, где говорилось, что вокруг HD 10180 имеется как минимум пять похожих на Нептун планет.

Кроме этого, ученые отмечали, что полученные спектрографом данные указывают на вероятное наличие еще двух экзопланет - гиганта массой в 65 земных и, вероятно, каменистой планеты массой 1,4 земных. В рамках новой работы Туоми провел более детальный статистический анализ собранных HARPS данных.

В результате ученому не только удалось подтвердить наличие семи планет, но обнаружить, что в системе, вероятно, присутствует еще две планеты. Новые тела имеют массы 5,1 и 1,9 земной и вращаются вокруг звезды с периодами в 10 и 68 дней. Одним из методов обнаружения экзопланет, который применялся в данной работе, является анализ изменений спектра излучения звезды, вызываемых притяжением планет вокруг нее.