» » » Астрономы открыли древнейшую планетную систему

Астрономы открыли древнейшую планетную систему

29-03-2012, 07:36 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: god | комментариев: (0) | просмотров: (1 341)

Астрономы открыли древнейшую планетную систему

Звезда – героиня рассказа расположена в созвездии Кита на расстоянии в 375 световых лет от Земли. Левее видна пара древних «Юпитеров» (иллюстрация Timotheos Samartzidis).

Пара планет, обнаруженная европейскими учёными, возникла, когда после Большого взрыва прошло всего 950 миллионов лет. Это одна из самых старых известных планетных систем, если не самая древняя. Её возникновение поднимает интересные вопросы о ранней эволюции Вселенной.

Группа исследователей из Мюнхенской университетской обсерватории (University Observatory Munich) и общества Макса Планка (Max-Planck-Gesellschaft) сообщила об открытии планет HIP 11952b и HIP 11952c, принадлежащих звезде HIP 11952. Обе виновницы торжества – газовые гиганты типа Юпитера. Их периоды обращения составляют 290 и 7 дней.

Подобных миров известно немало, если бы не два обстоятельства: родительская звезда этих планет очень бедна тяжёлыми элементами и очень стара – её возраст оценивается в 12,8 миллиарда лет.

Получается, что данные планеты сумели как-то возникнуть, несмотря на скудное присутствие металлов в протопланетном облаке. «Археологическая находка» поможет скорректировать представления о раннем периоде развития космоса. Ведь планеты у солнц с низкой металличностью крайне редки.

Это и неудивительно. Планеты обычно формируются из облаков, содержащих немало элементов тяжелее водорода и гелия. А такие атомы впервые возникли в недрах первых массивных звёзд и позже были разбросаны при их взрывах.

Не зря же так удивил специалистов мир HIP 13044b, найденный в 2010 году. Он тоже — один из старейших, его возраст оценивается в 9 миллиардов лет (вдвое больше возраста Солнца и Земли).

Когда астрономы его вычислили, они посчитали данный пример едва ли не исключением. Теперь же выходит, что древние планеты могут быть не такой уж редкостью, как казалось ещё недавно. А это значит, что период, когда во Вселенной стали появляться первые планеты, можно отодвинуть ещё глубже в прошлое.

Из столь же древних объектов, как HIP 11952b и HIP 11952c, можно вспомнить разве что Мафусаила — газового гиганта возрастом 12,7 миллиарда лет. Он был обнаружен два десятка лет назад.

Его изучение тоже заставило астрономов заговорить о неверности существующих представлений. Столь древняя планета казалась невероятной именно из-за малого количества тяжёлых элементов в «детском возрасте» Вселенной. Но данное ограничение, как видно, не помешало возникновению таких объектов.

(Работа, описывающая систему HIP 11952, выйдет в журнале Astronomy & Astrophysics.)

Источник: www.membrana.ru.