Еще несколько месяцев назад высадка на Луну и создание первых поселений в 2020-2024 годах казались почти реальными, и в США верили, что первыми обитателями Луны станут именно американцы. Похоже, что этим мечтам не суждено воплотиться в реальность. Исполняющий обязанности руководителя американского космического агентства Крис Сколезе (Chris Scolese) заявил, что NASA, вероятно, не будет строить на земном спутнике обитаемую базу. Почему агентство отказывается от планов, которые оно лелеяло долгие годы?
Впервые о планах по возвращению американцев на Луну и комплексному освоению земного спутника объявил в 2004 году Джордж Буш-младший, занимавший тогда пост главы государства. Программа "Перспективы исследования космоса" (Vision for Space Exploration) была оценена в 14 миллиардов долларов и включала в себя разработку новых космических кораблей и ракет-носителей, проведение беспилотных и пилотируемых полетов к Луне, высадка на поверхность спутника астронавтов и, наконец, строительство лунной базы. Внеземное жилище должно было появиться не позже 2020 года. С 2021 года NASA намеревалось сосредоточиться на подготовке марсианской миссии.
Для реализации этой программы агентство сократило финансирование многих других своих направлений. Тем не менее, NASA все равно не укладывалось в заявленные даты. Срок сдачи лунной базы был передвинут на 2024 год, а первая высадка астронавтов на Луне была назначена на 2020 год. Основной трудностью для NASA оставалась (и остается) разработка нового космического транспорта. В ходе разнообразных тестовых экспериментов выяснилось, что технические характеристики кораблей "Орион" и ракет-носителей "Арес" нуждаются в серьезном пересмотре. При этом затраты NASA на разработку следующего поколения ракеты-носителя из-за технических проблем выросла с 28 миллиардов долларов до 44 миллиардов долларов. А значит, бюджет лунной программы должен вырасти пропорционально сложности доработки.
Возможный внешний вид лунной базы. Изображение NASA
И все-таки зачем? Из представленной на сайте NASA информации можно выделить шесть причин возвращения на Луну.
1. Использование спутника в качестве "тренажера" для разработки пилотируемых и роботизированных миссий на Марс и к другим небесным телам
2. Получение ценных научных данных, способствующих пониманию механизмов развития Солнечной системы
3. Расширение зоны присутствия человека до Луны (sic!)
4. Использование Луны для развития экономики Земли (например, там можно добывать полезные ископаемые)
5. Укрепление международного сотрудничества среди землян
6. Вовлечение, вдохновление и повышение уровня образованности общества
Невзирая на трудности, тогдашний глава NASA Майкл Гриффин практически в каждом интервью подчеркивал, что создание новых космических кораблей и освоение Луны являются задачами первостепенной важности и будут выполнены несмотря ни на что. Ради продолжения работ Гриффин всячески лавировал между разнообразными политическими силами, но иногда шел на открытые конфликты с противниками лунной программы в агентстве и в правительстве.
В январе 2009 года, накануне инаугурации 44-го президента США Барака Обамы Гриффин, как и положено главе федерального агентства, подал заявление об отставке. Журналистам он говорил, что не надеется на повторное назначение на пост руководителя NASA при новом главе государства. С момента отставки Гриффина прошло уже больше трех месяцев, бывший "главный по космосу" нашел работу в Университете Алабамы, а его место все еще не занято. Но несмотря на номинальное отсутствие руководителя, американское космическое агентство ведет достаточно четкую политику, которая во многом отличается от гриффиновской.
Экс-руководитель NASA в качестве основного приоритета выделял разработку и ввод в эксплуатацию "Аресов" и "Орионов". Гриффин крайне негативно относился к идее использования для доставки астронавтов на МКС российских "Союзов" во время простоя, связанного с выводом из эксплуатации шаттлов.
На второе место по значимости Гриффин ставил освоение Луны. Человечество недооценивает изученность земного спутника, и, по мнению Гриффина, парой-тройкой высадок для ликвидации этого пробела не обойтись. Бывший глава NASA настаивал на необходимости создания обитаемой лунной базы, на которой астронавты смогут жить и работать длительное время. Подробное обоснование необходимости постоянного жилища на Луне приведено на сайте NASA.
К полетам на Марс Гриффин относился скептически. Энтузиастам, желающим тратить деньги на подготовку марсианской миссии, он советовал сначала организовать модельную экспедицию на Луну. Гриффин предлагал отправить астронавтов на МКС на шесть-девять месяцев (имитация полета от Земли до Марса), затем отправить их на тот же срок на Луну (играющую роль Марса), а после подержать еще полгода на МКС (возвращение с Марса домой). При этом во время всех перемещений экипаж должен использовать только то оборудование, которое было исходно привезено с Земли.
Если какое-либо космическое агентство сможет осуществить хотя бы такой "полет на Марс" – значит, человечество готово посетить Красную планету. Если же космические державы не в состоянии провести подобный опыт, то лучше пока сосредоточиться на Луне.
К будущему полету на Марс готовятся не только США. В Институте медико-биологических проблем РАН 31 марта 2009 года стартовал эксперимент по моделированию полета на Марс под названием "Марс 500". Пока его участники из Европы и России переживают сокращенную версию полета - она продлится 105 дней. Полноценный опыт должен продлиться 520 дней. Он будет проведен в том случае, если во время первого полета не произойдет какого-нибудь ЧП.
Существует еще один веский довод против полета человека на Марс, который Гриффин не упоминал прямо. Роботы справятся с задачей исследования Красной планеты намного лучше людей. Им не требуется постоянный запас воды и пищи, они гораздо меньше зависят от перепада температур, и отсутствие кислородной атмосферы не является препятствием к их работе. Роботы, по крайней мере на современном этапе развития робототехники, не ссорятся между собой и не впадают в депрессию. Даже весьма примитивные Spirit и Opportunity, рассчитанные на 90 дней работы, уже пятый год ползают по Марсу и передают на Землю огромное количество научной информации. Люди, даже такие тренированные, как астронавты, на такое пока не способны.
Новое руководство NASA, похоже, придерживается иного мнения. Именно необходимостью разрабатывать технику для полета к Марсу Сколезе объяснил сворачивание планов по строительству лунной базы. Еще одна область исследований, для которой пригодятся деньги лунной программы, - это подготовка высадки на околоземные астероиды.
Очень может быть, что эти странные на взгляд непосвященного человека планы оправданы с научной точки зрения. Но нельзя исключить и другую версию, чисто экономическую. После заявления о возможном прекращении работ над созданием лунной базы члены подкомитета по коммерции, юриспруденции и науке при соответствующем комитете нижней палаты Конгресса США задали Сколезе вопрос о бюджете NASA. Чиновники интересовались, хватит ли выделенных агентству средств на то, чтобы добраться до Луны в 2020 году?
Прямого ответа от Сколезе добиться не удалось. Вместо "да" или "нет" он пустился в рассуждения о том, что высадка состоится, но пока неясно, насколько длительной она будет. Сколезе даже намекнул, что в 2020 году астронавты могут оказаться вовсе даже не на Луне, а намного дальше. Обычно такие неконкретные разговоры являются плохим признаком. Особенно в период кризиса.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #8 написал: tam tam (30 мая 2009 02:51) Статус: |
Ещё школьником в классе 5-6 в году 82-84 не помню в "очевидное невероятное" Капица говорил о термоядерных реакторах и о том что на метр полтора там есть гелий - 3 как запустят реактор (вопрос когда) так и полетят гелий добывать.
» #7 написал: Dr.MUR (22 мая 2009 15:40) Статус: |
ВАШИНГТОН, 22 мая — РИА Новости, Денис Ворошилов. НАСА 17 июня запустит к Луне два спутника: орбитальный зонд (LRO) и аппарат для исследования лунных кратеров (LCROSS), сообщили представители агентства на брифинге в четверг. Спутники выведет в космос ракета Atlas V, старт которой планируется с мыса Канаверал.
«Эта миссия позволит собрать впечатляющую информацию о Луне… Фотосъемка даст нам детальные лунные пейзажи и изображения интересующих нас мест на планете, это позволит рассмотреть каждый метр поверхности, — сказал на брифинге представитель отдела исследовательских систем НАСА Даг Кук.
По его словам, полученная информация может открыть потенциально новые сферы для работы на Луне.
С помощью LRO ученые будут искать источники ресурсов на Луне, составят карту радиоактивности поверхности планеты, а также проверят ряд новых технологий. Ученые составят подробные трехмерные карты поверхности Луны, в том числе в ультрафиолетовом изучении. С помощью зонда будет установлено, как влияет радиационный фон на поверхности планеты на человека.
LCROSS необходим, чтобы окончательно поставить точку в вопросе о том, если ли на лунных полюсах лед, сказали представители НАСА. Аппарат будет четыре месяца собирать данные о Луне, после чего отправится в район одного из полюсов к малоизученному кратеру, который постоянно находится на темной стороне планеты. Аппарат также соберет информацию о минералогическом составе поверхности планеты, в частности, тех ее участков, которые никогда не освещались солнечным светом.
Группа: Главные редакторы публикации 32764 комментариев 24112 Рейтинг поста:
0
34 года назад мы были в одном шаге от Луны
Виталий Рождаев, УРА-Информ
В июне 1974 г. 34 года назад была неофициально закрыта советская пилотируемая программа полетов на Луну и расформирован отряд космонавтов. Готовые к запуску ракеты в июле месяце были разрезаны, а весь технологический задел бесследно уничтожен, что вызвало 15-летнее отставание в развитии советской космонавтики.
Почему мы не оказались на Луне? Чаще всего можно слышать о несовершенстве технологической базы советской промышленности, которая была неспособна создать ракету и космические аппараты для лунного проекта. Сообщалось, что в лунной гонке Советский Союз был обречен на проигрыш перед США. Но это не совсем так. Основной причиной провала наиболее дорогостоящего космического проекта (4 млр. рублей в ценах 1974 года), стала несогласованность действий различных ведомств, и амбиции ряда руководителей того периода.
Зачем нам нужна была Луна?
В действительности советская лунная программа была симметричным ответом на американскую лунную программу. Луна абсолютно не интересовала руководителей ОКБ-1 Королева и ракетный проект Н-1, являлся модернизированной версией более раннего королевского проекта. Предназначавшегося для доставки водородной супер-бомбы и для вывода крупногабаритных орбитальных комплексов, размеры которых должны были в несколько раз превосходить появившиеся позже «Союзы» и «Мир». Реализовывать лунную программу было экономически абсолютно нецелесообразно.
Но ЦК КПСС решило принять вызов американцев. В 1960 году выходит постановление Постановлением Правительства от 23 июня 1960 г. «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 гг.» предусматривалось проведение в 1960гг. проектно-конструкторской проработки и необходимого объёма исследований в целях создания в ближайшие годы новой космической ракетной системы со стартовой массой 1000-2000 т, обеспечивающей вывод на орбиту вокруг Земли тяжёлого межпланетного космического корабля массой 60-80 т, мощных жидкостных ракетных двигателей с высокими характеристиками, ЖРД на жидком водороде, ядерных и электрореактивных двигателей, высокоточных систем автономного и радиотехнического управления, систем космической радиосвязи и т.п.. Но уже в 1964 г. ЦК КПСС ставит новую цель - осуществить пилотируемую экспедицию к Луне до того, как США доставят на Луну своего астронавта.
Первым тяжелым испытанием для проекта стал личный конфликт между Королевым и Глушко и отказ последнего от разработки двигателей для лунной ракеты. В срочном порядке было принято решение возложить разработку двигателей на конструкторское бюро под руководством Кузнецова.
По мнению Глушко, создание двигателя необходимой размерности на кислороде могло затянуться, натолкнувшись на проблемы пульсационного горения и защиты стенок камеры и сопла от перегрева. В свою очередь, применение долгохранимых компонентов, дающих в камере ЖРД устойчивое горение с температурой на 280 - 580 град. С ниже, чем кислородное топливо, позволит ускорить отработку двигателя. Кроме того, ЖРД получался конструктивно проще.
Оценивая доводы Глушко, Королев писал в докладной записке на имя руководителя экспертной комиссии следующее: «Вся аргументация о трудностях отработки кислородного двигателя основана на опыте ОКБ В. Глушко по работе с ЖРД открытой схемы. Следует особо подчеркнуть, что эти трудности не имеют никакого отношения к двигателям принятой для ракеты Н-1 замкнутой схемы, в которых окислитель поступает в камеру сгорания в горячем и газообразном состоянии, а не в холодном и жидком, как при обычной, незамкнутой схеме. Действительно, при запуске двигателей замкнутой схемы имеет место тепловое воспламенение компонентов в камере сгорания за счет тепла горячего газообразного окислителя - кислорода или АТ. Такой метод запуска кислородно-керосинового двигателя замкнутой схемы экспериментально отработан в двигателях ОКБ-1 и принят для последней ступени РН «Молния», а также в ОКБ Н. Кузнецова при разработке кислородно-керосиновых двигателей НК-9В и НК-15В для ракеты Н-1». Экспертная комиссия приняла сторону Королева. Глушко этого Королеву не простил. Он поддерживает генерального конструктора Челомея, в его проекте гигантской ракеты УР-700, альтернативы Н-1 на двигателях собственной разработки. Но научная комиссия под руководством академика Келдыша отдала предпочтение проекту Н-1 ОКБ-1, поскольку проектные работы к тому времени по Н-1 уже практически были завершены.
В Постановлении от 3 августа 1964 г. впервые было определено, что важнейшей задачей в исследовании космического пространства с помощью ракеты-носителя Н1 является освоение Луны с высадкой экспедиций на её поверхность и последующим возвращением их на Землю.
Основными разработчиками лунной системы Л3 были:
- ОКБ-1 - головная организация по системе в целом, разработке ракетных блоков Г и Д, двигателей для блока Д и разработке лунного (ЛК) и лунного орбитального (ЛОК) кораблей;
- ОКБ-276 (Н.Д.Кузнецов) - по разработке двигателя блока Г;
- ОКБ-586 (М.К.Янгель) - по разработке ракетного блока Е лунного корабля и двигателя этого блока;
- ОКБ-2 (А.М.Исаев) - по разработке двигательной установки (баки, ПГ системы и двигатель) блока И лунного орбитального корабля;
- НИИ-944 (В.И.Кузнецов) - по разработке системы управления системы Л3;
- НИИ-885 (М.С.Рязанский) - по радиоизмерительному комплексу;
- ГСКБ Спецмаш (В.П.Бармин) - по комплексу наземного оборудования системы Л3.
Были определены и сроки начала ЛКИ - 1966 г. и осуществления экспедиции 1967-1968 гг.
В этот момент вносится важная корректировка в разработку ракеты. Для того чтобы обеспечить доставку космонавта одним запуском Королев адаптирует Н-1 под новые условия практически «с колена». Проект Л3 принимает тот вид, который не изменяется до закрытия лунной программы. От предыдущей схемы (с прямой посадкой без разделения на орбитальный и посадочные модули) новый вариант выгодно отличался своей массой. Теперь было достаточно одного запуска Н1, правда для этого нужно было поднять её грузоподъёмность на 25 тонн. На промежуточную околоземную орбиту высотой 220 км и наклонением 51.8 о выводился бы 91.5-тонный комплекс Л3. Здесь аппарат мог находиться до 1 суток, за которые проводились последние приготовления. Постепенно приходило понимание сложности поставленной задачи.
Следующий удар – ограничение финансирования. Королев не смог добиться финансирования ряда важных элементов проекта, одним из которых был наземный стенд для испытания блока двигателей первой ступени – руководство страны посчитало это лишним, в то время как в проекте «Апполон» это стенд был. Начальник отдела испытаний проекта «Сатурн-5» - «Аполлон» К. Мюллер смог доказать, что для успешного решения задачи существует только один путь: полная наземная отработка всей системы во всех возможных штатных и нештатных ситуациях. Он костьми лег за то, чтобы 2/3 отпущенных на проект средств вложить в создание стендов для отработки и добился положительного результата: фактически все пуски "Сатурна-5" оказались успешными. Двигатели первой ступени Н-1 (а их было 30!) отрабатывались по отдельности и никогда в едином блоке на испытательном стенде. Отработка двигателей «по - живому» непременно затянула бы реализацию проекта.
Немедленно вносятся коррективы в работу двигателей, чтобы сократить число проблем во время испытательных полетов. Была разработала автоматическая система коррекции тяги двигателей, что позволяло, если один или несколько из двигателей выходят из строя, переносить сбалансировано нагрузку на другие. Впоследствии были также применены решетчатые аэродинамические рули (эта технология нашла применение на 10 лет позже в ракетах для истребителей-перехватчиков). Отличительной чертой Н-1 стала уникальная для наших РН того времени массовая отдача по полезному грузу. На это работали несущая схема (баки и каркас не образовали единого целого), сравнительно малая плотность компоновки из-за огромных сферических баков вели к уменьшению полезного груза. С другой стороны, исключительно малая удельная масса баков, чрезвычайно высокие характеристики двигателей и конструктивные решения позволяли увеличить ее.
В 1966 году на операционном столе умирает Королев – ОКБ-1 возглавляет его бессменный заместитель – Мишин. Всем уже ясно, что в 1968 году не удастся попасть на луну и в 1969 по всей видимости тоже. Расчеты делались уже на 1970 год.
На первой ступени было установлено 30 двигателей вдоль двух концентрических окружностей. Хотя на стендовых испытаниях двигатель показал себя достаточно надёжным, большинство проблем было вызвано вибрациями и другими неучтёнными эффектами, связанными с одновременной работой такого количества двигателей (сказалось отсутствие комплексного испытательного стенда, на который не дали денег).
Академик Василий Мишин (часть интервью):
– Василий Павлович, говорят, что в свое время Королев обещал: "В год пятидесятилетия Советской власти советский человек будет на Луне!" Не помните, при каких обстоятельствах это произошло?
– Да ничего подобного Королев никогда не говорил про Луну. Мы никогда бы не смогли высадиться туда раньше американцев. Кишка у нас была тонка, и денег не было. Мы были в состоянии только выводить аппараты на орбиту. А полет к Луне – это же на порядок больше затрат! Да мы и на орбите-то первыми оказались случайно. Это пропаганда все... Дело в том, что Америка – богатая страна, американцы могли нас переплюнуть давным-давно. Но им нужно было вернуть потерянный престиж – после первых спутников и Гагарина. И Кеннеди выступил в 1961 году перед конгрессом и запросил на это мероприятие 40 миллиардов долларов с тем, чтобы высадить американцев на Луну и вернуть их на Землю до 70-го года. США в то время могли пойти на такие огромные затраты, а наша страна, обессиленная после войны, таких средств в такие сроки выделать не могла. Вот и все.
– То есть они специально выбрали цель и сроки так, чтобы нас обязательно опередить?
– Ну да... И более того, именно программа «Сатурн-5–Аполлон» нас подтолкнула. Мы до этого занимались ракетой Н-1 совсем для других целей, не для Луны. Планировали выводить на орбиту тяжелую орбитальную станцию на 75 тонн. А потом, когда стала известна американская однопусковая схема (проект «Сатурн-5–Аполлон»), руководство нашей страны поручило разработать проект такой экспедиции на Луну с возвращением на Землю трем ведущим ОКБ, возглавляемым Королевым, Янгелем и Челомеем. В результате рассмотрения этих проектов выбрали проект Н1-ЛЗ, разработанный ОКБ-1 под руководством Сергея Павловича Королева. В частности, и потому, что ракета Н-1 была уже разработана и запущена в производство, ее пришлось только несколько «подрастить» – стартовую массу увеличили с 2200тонн до 3000 да поставили 30двигателей вместо 24 на первую ступень.
Параллельно велась работа по доводке космического корабля. Наиболее проработанным был проект КБ Королева Л1, по которому был выполнен ряд беспилотных испытательных полетов. Этот корабль был похож на предназначенный для полетов по околоземной орбите корабль «Союз-7К-ОК» («орбитальный корабль»), известным широкой публике просто как «Союз». Главные отличия корабля «Союз-7К-Л1» от «Союз-7К-ОК» - отсутствие орбитального отсека и усиленная теплозащита спускаемого аппарата для входа в атмосферу со второй космической скоростью. Для запуска корабля использовалась РН «Протон».
Планировался вход в атмосферу над южным полушарием Земли, при этом за счет аэродинамических сил спускаемый аппарат вновь поднимался в космос, а его скорость уменьшалась со второй космической до суборбитальной. Повторный вход в атмосферу проходил уже над территорией Советского Союза. Корабли «Союз-7К-Л1» совершили пять беспилотных испытательных полетов под названиями «Зонд-4 – 8». При этом корабли «Зонд-5 – 8» выполнили облет Луны. Еще четыре корабля не удалось вывести в космос вследствие аварий ракеты-носителя «Протон» на этапе выведения. (Запускались также прототипы корабля «Союз-7К-Л1», а также несколько его исследовательских модификаций, не связанных с программой пилотируемого облета Луны.) В трех полетах «Зондов» из пяти имели место происшествия, которые привели бы к гибели членов экипажа или получению ими увечий в том случае, если бы эти полеты были пилотируемыми. На корабле «Зонд-5» находились черепахи. Они стали первыми живыми существами в истории, возвратившимися на Землю после облета Луны - за три месяца до полета «Аполлона-8».
В СССР существовал ряд разнообразных проектов высадки на Луну: несколько запусков и сборка лунного корабля на околоземной орбите, прямой полет на Луну и т.д., но до стадии испытательных запусков был доведен лишь проект КБ Королева Н1-Л3. Проект Н1-Л3 в своей основе повторял американский проект «Аполлон». Даже компоновка системы на этапе выведения была аналогична американской: лунный корабль находился в переходнике ниже основного корабля, как и лунный модуль «Аполлона».
Основными частями ракетно-космической системы для высадки на Луну по проекту Н1-Л3 были лунный орбитальный корабль «Союз-7К-ЛОК», лунный корабль ЛК и мощная ракета-носитель Н1.
Экипаж корабля «Союз-7К-ЛОК» состоял из двух человек. Один из них должен был перейти через открытый космос в лунный корабль и совершить посадку на Луну, а второй - дожидаться возвращения своего товарища на окололунной орбите.
Корабль «Союз-7К-ЛОК» был установлен для летных испытаний на носитель Н1 в четвертом (и последнем) его запуске, но из-за аварии носителя так и не был выведен в космос.
Лунный корабль «ЛК»: 1 - лунный посадочный агрегат, 2 - ракетный блок «Е», 3 - кабина космонавта, 4 - блоки системы жизнедеятельности, 5 - прибор наблюдения при посадке, 6 - блок двигателей ориентации, 7 - радиатор системы терморегулирования, 8 - стыковочный узел, 9 - датчик прицеливания, 10 - юстировочные датчики, 11 - приборный отсек, 12 - телевизионная камера, 13 - всенаправленные антенны, 14 - источники питания, 15 - опорная стойка с амортизатором, 16 - подкос с амортизатором, 17 - посадочный радиолокатор, 18 - навесной приборный отсек, 19 - слабонаправленные антенны, 20 - антенны системы сближения, 21 - телевизионные антенны, 22 - двигатель прижатия, 23 - основной двигатель, 24 - отражатель, 25 - резервный двигатель.
Система управления строилась на базе БЦВМ и имела ручную систему управления, позволяющую космонавту самостоятельно выбирать место посадки визуально через специальный иллюминатор. Лунное посадочное устройство было четырехопорной оригинальной конструкцией с сотовыми поглотителями остаточной вертикальной скорости посадки.
Лунный корабль трижды успешно испытывался на околоземной орбите в беспилотном режиме под названиями «Космос-379», «Космос-398» и «Космос-434».
К сожалению, по многим причинам сроки испытаний постоянно сдвигались «вправо», а время реализации лунной программы – «влево». Это, естественно, сказывалось на работах, которые в последней четверти 1960 годов приняли совершенно ненормальный темп. Тем не менее, предполагалось, проводя по пуску ракеты каждые три-четыре месяца, закончить летные испытания и перейти к плановой эксплуатации комплекса в 1972 - 1973 годах.
Первый пуск ракетно-космического комплекса Н1-Л3 произошел 21 февраля 1969. В результате пожара в хвостовом отсеке и нарушения в работе системы контроля двигателя, которая на 68,7 с выдала ложную команду на выключение двигателей ракета погибла. Второй пуск комплекса Н1-Л3 был проведен спустя четыре месяца и также закончился аварийно из-за ненормальной работы двигателя № 8 блока А. В результате взрыва был практически полностью разрушен стартовый комплекс. И хотя опять зазвучали голоса в пользу ненадежности двигателей Кузнецова и самой конструкции ракеты, причина катастроф была в спешке с подготовкой летных испытаний.
Комиссия выяснила следующее: еще при стендовой отработке зарегистрирована восприимчивость НК -15 к попаданию крупных (десятки мм) металлических предметов в насос окислителя, которые приводили к повреждению крыльчатки, возгоранию и взрыву насоса; мелкие металлические предметы (стружка, опилки и т.п.), сгорающие в газогенераторе, приводили к разрушению лопаток турбины. Неметаллические предметы (резина, ветошь и пр.), попавшие на вход ТНА, остановки двигателя не вызывали. Такого результата надежности не было достигнуто даже намного позже! Экземпляр 5л относился к первой партии летных изделий, в которой не предусматривалась установка фильтров на входе в насосы. Их должны были поставить на двигатели всех ракет, начиная с носителя 8л, который предполагалось использовать при пятом пуске.
Надежность ЖРД показалась самому Кузнецову недостаточной. С июля 1970-го в ОКБ начали создаваться качественно новые двигатели фактически в многоразовом исполнении и со значительно увеличенным ресурсом. Однако они были готовы только к концу 1972-го, а летные испытания предполагалось до этого времени продолжать на ракетах со старыми ЖРД, контроль над которыми повысили.
Из-за повреждения стартового комплекса и замедления темпов работ подготовка третьего летного испытания затянулась на два года. Только в воскресенье 27 июня 1971 г. ракета 6л стартовала в 2 ч 15 мин 7 с по московскому времени со второго, недавно построенного, стартового сооружения площадки 110 космодрома Байконур. Все двигатели работали устойчиво. С момента отрыва телеметрия зафиксировала ненормальную работу системы управления по крену.
Начиная с 39-й секунды система управления была не в состоянии стабилизировать носитель по осям. На 48-й секунде из-за выхода на закритические углы атаки началось разрушение РН в области стыка блока «В» и головного обтекателя. Головной блок отделился от ракеты и, разрушаясь, упал невдалеке от старта. «Обезглавленный» носитель продолжал неуправляемый полет. На 51-й секунде, когда угол поворота по крену достиг 200 град., по команде от концевых контактов гироплатформы выключились все двигатели блока «А». Продолжая разрушаться в воздухе, ракета летела еще некоторое время и упала в 20 км от старта, оставив на земле воронку диаметром 30 м и глубиной 15 м.
23 ноября 1972 г., через 17 месяцев после неудачной третьей попытки состоялась четвертая. Экземпляр 7л стартовал с позиции №2 в 9 ч 11 мин 52 с по московскому времени. Для сторонних наблюдателей вплоть до 107-й секунды полет проходил успешно. Двигатели работали устойчиво, все параметры ракеты были в пределах нормы. Но некоторые причины для беспокойства появились на 104-й секунде. Им даже не успели придать значение: через 3 с в хвостовом отсеке блока «А» сильный взрыв разметал всю периферийную двигательную установку и уничтожил нижнюю часть сферического бака окислителя. Ракета взорвалась и рассыпалась в воздухе на куски. Но сами исполнители программы не унывали. Они понимали: все закономерно, ракета учится летать, аварии неизбежны. В носителе 8л разработчики постарались учесть все полученные ранее результаты летных испытаний. Ракета значительно потяжелела, но у ее создателей не было никаких сомнений в том, что взрывов и пожаров блока «А» уже не будет и пятая попытка решит задачу полета беспилотной экспедиции Л-3 по упрощенной схеме без посадки на лунную поверхность.
К началу 1974-го ракета 8л была собрана. На всех ее ступенях начался монтаж новых, многоразовых ЖРД. Так, двигатель НК-33 блока «А» представлял собой модернизированный вариант НК-15 с существенно повышенной надежностью и работоспособностью. Безаварийная наземная отработка всех ЖРД давала уверенность в успешном пятом пуске ракеты, намеченном на IV квартал 1974 г. На ракете установили рабочую версию лунного корабля со всей необходимой автоматикой. Планировалось провести облет луны и уже в следующем полете возможно отправить экспедицию.
Печальный конец
Снятие академика В.Мишина с поста руководителя ОКБ-1 и назначение в мае 1974 г. В.Глушко на его место оказалось неожиданным для всего коллектива. Работы по Н-1 во вновь образованном НПО «Энергия» в кратчайший срок полностью свернули, официально поводом закрытия проекта стало «отсутствие тяжелых полезных нагрузок, соответствующих грузоподъемности носителя». Производственный задел ракетных блоков, практически все оборудование технического, стартового и измерительных комплексов было уничтожено. При этом списаны затраты в сумме 6 млрд. руб. ( в ценах 70-х годов), затраченных на тему.
Сам Глушко предложил на тот момент альтернативный проект «Энергия» на новых, еще не созданных двигателях. Поэтому он опасался успешного запуска ракеты Н-1 с лунным кораблем на борту – это могло перечеркнуть все планы его команды. Позднее, на создание подобной по мощности ракеты ушло еще 13 лет и было затрачено 14,5 млрд. руб.
Комплекс «Энергия» был создан уже много позже – 1987 году и запущен после смерти главного конструктора. К тому моменту ракета оказалась ненужной и дорогостоящей в связи с распадом СССР, а по техническому решению связки «Энергия» - «Буран» устаревшей, ведь американцы запустили аналогичный комплекс на 8 лет раньше. Задач для ее применения уже не оказалось. Затратность и сроки реализации проекта значительно превысили таковые по сравнению с «лунным» проектом Королева. «Энергия» после нескольких пусков, из которых два было частично удачных, прекратила свое существование.
РН «Энергия» на старте
Кузнецов не смирился с отстранением его от работ по ЖРД и продолжил стендовые испытания своих двигателей. Наземные испытания велись в 1974-1976 годах вплоть до января 1977 г. по новой программе, требующей подтверждения работоспособности каждого ЖРД в течение 600 с. Однако обычно огневые испытания одиночных двигателей в ОКБ продолжались 1200 с. Сорок ЖРД проработали от 7000 до 14 000 с, а один НК-33 - 20 360 секунд. На складах НПП «Труд» до 1995 года хранились 94 двигателя блоков «А», «Б», «В» и «Г» ракеты Н-1. Удивительным оказалось что двигатели Кузнецова для ракеты Н-1 существуют до сих пор и до сих пор готовы к работе как и в то далекое время.
Разгонный блок «Д», разработанный ОКБ Королева для ракеты Н-1 до сих пор используется при запуске аппаратов ракетой «Протон».
Впоследствии Глушко также предложил проект экспедиции на Луну, включая создание долговременной обитаемой базы, но время амбициозных мечтаний уже прошло. Полное отсутствие экономического эффекта от программы сказалось на мнении руководства страны – на Луну в Советском Союзе уже никто не собирался лететь. Хотя мог бы – в июле 1974 года.
Напомню, что писалось в интернете 2-3 года назад, может такое напоминание позволит найти более точный ответ на заданный вопрос.
Луна и гроши
П.Павельцев. «Новости космонавтики»
4–6 декабря в Хьюстоне первый заместитель администратора NASA Шейна Дейл и другие специалисты представили элементы долгосрочной стратегии освоения космоса и первый публичный вариант лунной архитектуры, предусматривающий создание постоянной лунной базы вблизи Южного полюса Луны. Разумеется, эти проработки носят сугубо предварительный характер и будут еще не раз корректироваться.
Как известно, в январе 2004 г. президент Джордж Буш-сын провозгласил план исследования и освоения космического пространства, известный как Vision for Space Exploration (VSE) и направленный на возобновление пилотируемых исследований Луны и на организацию экспедиции на Марс.
К сентябрю 2005 г. агентство определило общий облик ракетно-космического комплекса для достижения Луны (НК №9 и №11, 2005), который будет включать в себя тяжелый носитель Ares I, сверхтяжелый грузовой носитель Ares V с отлетной ступенью EDS и запускаемые ими объекты – пилотируемый корабль Orion и лунный модуль LSAM. В августе 2006 г. было объявлено (НК №10, 2006), что контракт на Orion получит компания Lockheed Corp. Работы над носителем Ares I и кораблем начаты с плановыми сроками первого беспилотного пуска в 2012 г. и первого пилотируемого – в 2013 г.
В апреле 2006 г. прошла первая международная конференция по исследованию и освоению Луны. Тогда же по требованию Конгресса NASA начало разработку стратегии глобального исследования и освоения космоса (Global Exploration Strategy), чтобы дать ответы на два вопроса: зачем Америка возвращается на Луну и что там предполагается делать?
При разработке стратегии были выделены шесть основных тем (подготовка освоения космоса, человеческая цивилизация – постоянное присутствие вне Земли, научные знания, экономическая экспансия, глобальное партнерство, привлечение внимания публики). Путем опроса научного, инженерного и образовательного сообщества, предпринимателей и активистов в области космонавтики (всего более 1000 человек) были выявлены примерно 800 конкретных задач, сведенных затем до 85 укрупненных. Затем при участии представителей космических агентств США, ЕКА и отдельных стран Европы, Канады, России и Украины, Японии, Индии, Китая, Южной Кореи и Австралии был составлен уточненный список из 188 задач, которые были поставлены в соответствие основным темам. 40 из этих задач считаются наиболее приоритетными.
Для ответа на третий вопрос – а как выполнить задачи по исследованию и освоению Луны? – было проведено совместное определение облика лунного модуля LSAM и планов использования самого модуля и других элементов лунной архитектуры. Для этого в мае 2006 г. была организована специальная Группа лунной архитектуры (Lunar Architecture Team), которую возглавил Тони Лавойе (Tony Lavoie) – менеджер лунных подготовительных программ и робототехники из Центра космических полетов имени Маршалла.
Результаты этих работ и были представлены в декабре в Хьюстоне на 2-й Международной конференции по исследованию и освоению Луны.
По материалам NASA
Информационный период номера 1 – 31 декабря 2006.
180 представителей из 13 стран в течение четырех дней обсуждали планы освоения Луны
Автор: newsman (news@rtc.ru) Дата публикации: 03/05/2006 Категория: Освоение космоса
Вопросы, связанные с освоением Луны, обсуждали в течение четырех дней в Вашингтоне 180 представителей 13 стран, сообщает ИТАР-ТАСС. Закрытый симпозиум был организован американским космическим ведомством НАСА. Среди участников форума были руководители космических агентств и аэрокосмических фирм, а также ученые из США, России, Украины, Австралии, Великобритании, ФРГ, Италии, Индии, Канады, Китая, Франции, Южной Кореи и Японии. Как отметила заместитель директора НАСА Шэна Дейл, в 2006 году "мы намерены разработать стратегию освоения Луны, а также займемся первичным планированием путешествий на Марс и другие планеты". НАСА, по словам Дейл, оценило работу семи групп, сформированных на форуме для рассмотрения конкретных проблем освоения Луны - где и как создавать базы, как защищаться от радиации, где и как бурить, как передвигаться - как "чрезвычайно продуктивную". По оценкам экспертов, пилотируемые полеты на Луну возобновятся к 2020 году, а миссия на Марс возможна к 2030 году. "Государства, осуществляющие исследование космоса, включая Россию, - проявили интерес к этим планам, - отметил представитель российской делегации. - Однако американцы выдвигают лунную стратегию под флагом сохранения и упрочения своего лидерства в космосе.
Автор: Юрий Ильин Опубликовано 31 октября 2007 года
Хотя нога человека не ступала на другие планеты уже несколько десятилетий, космические державы продолжают строить планы освоения Луны. Иногда даже звучат конкретные цифры. В NASA планируют отправить экспедицию на Луну в 2019 году, чтобы уже к 2024 году у Соединённых Штатов была своя постоянно действующая база на южном полюсе единственного естественного спутника Земли. В России надеются к 2025 году осуществить высадку человека на Луне, и, опять-таки, построить там постоянную базу несколькими годами позже. Япония собирается обзавестись собственным "посольством" на Луне к 2030 году. Китай, форсирующий свою космическую программу и проявляющий чудеса прыти, утверждает, что сможет высадить человека на Луне уже к 2022 году, но при этом официальной программы освоения Луны у Поднебесной либо нет, либо о ней пока никто ничего не говорил.
Впрочем, на самом деле, конкретикой не балует вообще никто. В "Основных положениях" Федеральной программы РФ по освоению космоса выражаются опасения, что Россия будет отставать от США, Европы и Китая, поскольку те "существенно активизируют работы по подготовке пилотируемых полётов к Луне, Марсу, а также по последующему освоению этих космических тел". Авторы программы вполне справедливо полагают, что "созданные при решении технологии будут носить прорывной характер". В ныне действующей Федеральной космической программе на 2006-2015 годы освоение Луны попросту не упоминается, если не считать одного спутника для её исследований, чей запуск намечен на 2012 год.
США, страны Европы и Китай существенно активизируют работы по подготовке пилотируемых полетов к Луне, Марсу, а также по последующему освоению этих космических тел. Созданные при решении этих проблем технологии будут носить прорывной характер. "Складывающаяся ситуация может привести к потере наших приоритетов в области пилотируемой космонавтики и к отставанию России в смежных областях науки и техники", - утверждают авторы "Федеральной программы". При этом ещё в прошлом году ходили разговоры, что Россия может просто примкнуть к американской программе освоения Луны, но они очень быстро сошли на нет.
Зато в апреле этого года появилась некоторая конкретика - опять же, на уровне далеко идущих планов: генеральный конструктор и по совместительству гендиректор российского НПО имени Лавочкина Георгий Полищук заявил, что Россия в ближайшие десять лет планирует отправить четыре беспилотные экспедиции на Луну, причём третья должна будет доставить на Землю образцы лунного грунта, а в ходе четвёртой, предположительно, будет развёрнута первая космическая база, правда, автоматическая.
Какие можно сделать предположения на основе прошлых публикаций.
Первый: В период с 2007г по апрель 2009г правительства главных игроков по освоению Луны - России, Америки, Китая, Индии получили информацию о нецелесообразности полетов на Луну из-за внешних неземных факторов.
В пользу такой версии говорит практически отсутствие данных от спутников, изучающих Луну - Японии, Китая, Индии. Одновременно, похоже, что о Луне узнали нечто первыми исследователи СССР, затем американцы. Теперь к ним прибавились остальные перечисленные.
Второй: Американцы в очередной раз запустили ложную информацию о своих приоритетах по развитию Лунной программы для дезинформации основных своих конкурентов по освоению ближнего космоса.
Других вариантов отказа от Лунной прогаммы всех стран одновременно просто не существует.
» #4 написал: Анатоль (18 мая 2009 21:03) Статус: |
Самый сложный в цепи непростых вопросов жизнеобеспечения космических полётов на другие небесные тела- радиационная защита. Земля защищена магнитным полем, на Луне же как известно такового нет.А он до сих пор не решён! Говорю это со знанием дела, т.к. в середине 60-х гг. занимался комплексом систем жизнеобеспечения в проекте ТМК (тяжёлого межпланетного корабля). Так что, однозначно астронавты на Луне не были! Да и само NASA в своё время призналось в павильонных съемках сюжетов 'Астронавты на Луне'.
» #3 написал: Сеятель (18 мая 2009 19:06) Статус: |
Голосования с возможностью голосования за несколко вариантов могут применяться только на голосованиях типа Евровидения, на позитиве. В данном случае нужно определить позицию приоритетов. Поэтому голосование только за один вариант.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Полетятя на Луну всё равно деваться некуда)))))
Ещё школьником в классе 5-6 в году 82-84 не помню в "очевидное невероятное" Капица говорил о термоядерных реакторах и о том что на метр полтора там есть
гелий - 3 как запустят реактор (вопрос когда) так и полетят гелий добывать.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 183
Рейтинг поста:
НАСА 17 июня запустит к Луне два спутника
2009-05-22, 11:49 РИА «Новости»
ВАШИНГТОН, 22 мая — РИА Новости, Денис Ворошилов. НАСА 17 июня запустит к Луне два спутника: орбитальный зонд (LRO) и аппарат для исследования лунных кратеров (LCROSS), сообщили представители агентства на брифинге в четверг. Спутники выведет в космос ракета Atlas V, старт которой планируется с мыса Канаверал.
«Эта миссия позволит собрать впечатляющую информацию о Луне… Фотосъемка даст нам детальные лунные пейзажи и изображения интересующих нас мест на планете, это позволит рассмотреть каждый метр поверхности, — сказал на брифинге представитель отдела исследовательских систем НАСА Даг Кук.
По его словам, полученная информация может открыть потенциально новые сферы для работы на Луне.
С помощью LRO ученые будут искать источники ресурсов на Луне, составят карту радиоактивности поверхности планеты, а также проверят ряд новых технологий. Ученые составят подробные трехмерные карты поверхности Луны, в том числе в ультрафиолетовом изучении. С помощью зонда будет установлено, как влияет радиационный фон на поверхности планеты на человека.
LCROSS необходим, чтобы окончательно поставить точку в вопросе о том, если ли на лунных полюсах лед, сказали представители НАСА. Аппарат будет четыре месяца собирать данные о Луне, после чего отправится в район одного из полюсов к малоизученному кратеру, который постоянно находится на темной стороне планеты. Аппарат также соберет информацию о минералогическом составе поверхности планеты, в частности, тех ее участков, которые никогда не освещались солнечным светом.
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Почему мы не оказались на Луне? Чаще всего можно слышать о несовершенстве технологической базы советской промышленности, которая была неспособна создать ракету и космические аппараты для лунного проекта. Сообщалось, что в лунной гонке Советский Союз был обречен на проигрыш перед США. Но это не совсем так. Основной причиной провала наиболее дорогостоящего космического проекта (4 млр. рублей в ценах 1974 года), стала несогласованность действий различных ведомств, и амбиции ряда руководителей того периода.
Зачем нам нужна была Луна?
В действительности советская лунная программа была симметричным ответом на американскую лунную программу. Луна абсолютно не интересовала руководителей ОКБ-1 Королева и ракетный проект Н-1, являлся модернизированной версией более раннего королевского проекта. Предназначавшегося для доставки водородной супер-бомбы и для вывода крупногабаритных орбитальных комплексов, размеры которых должны были в несколько раз превосходить появившиеся позже «Союзы» и «Мир». Реализовывать лунную программу было экономически абсолютно нецелесообразно.
Но ЦК КПСС решило принять вызов американцев. В 1960 году выходит постановление Постановлением Правительства от 23 июня 1960 г. «О создании мощных ракет-носителей, спутников, космических кораблей и освоении космического пространства в 1960-1967 гг.» предусматривалось проведение в 1960гг. проектно-конструкторской проработки и необходимого объёма исследований в целях создания в ближайшие годы новой космической ракетной системы со стартовой массой 1000-2000 т, обеспечивающей вывод на орбиту вокруг Земли тяжёлого межпланетного космического корабля массой 60-80 т, мощных жидкостных ракетных двигателей с высокими характеристиками, ЖРД на жидком водороде, ядерных и электрореактивных двигателей, высокоточных систем автономного и радиотехнического управления, систем космической радиосвязи и т.п.. Но уже в 1964 г. ЦК КПСС ставит новую цель - осуществить пилотируемую экспедицию к Луне до того, как США доставят на Луну своего астронавта.
Удары судьбы
Первым тяжелым испытанием для проекта стал личный конфликт между Королевым и Глушко и отказ последнего от разработки двигателей для лунной ракеты. В срочном порядке было принято решение возложить разработку двигателей на конструкторское бюро под руководством Кузнецова.
По мнению Глушко, создание двигателя необходимой размерности на кислороде могло затянуться, натолкнувшись на проблемы пульсационного горения и защиты стенок камеры и сопла от перегрева. В свою очередь, применение долгохранимых компонентов, дающих в камере ЖРД устойчивое горение с температурой на 280 - 580 град. С ниже, чем кислородное топливо, позволит ускорить отработку двигателя. Кроме того, ЖРД получался конструктивно проще.
Оценивая доводы Глушко, Королев писал в докладной записке на имя руководителя экспертной комиссии следующее: «Вся аргументация о трудностях отработки кислородного двигателя основана на опыте ОКБ В. Глушко по работе с ЖРД открытой схемы. Следует особо подчеркнуть, что эти трудности не имеют никакого отношения к двигателям принятой для ракеты Н-1 замкнутой схемы, в которых окислитель поступает в камеру сгорания в горячем и газообразном состоянии, а не в холодном и жидком, как при обычной, незамкнутой схеме. Действительно, при запуске двигателей замкнутой схемы имеет место тепловое воспламенение компонентов в камере сгорания за счет тепла горячего газообразного окислителя - кислорода или АТ. Такой метод запуска кислородно-керосинового двигателя замкнутой схемы экспериментально отработан в двигателях ОКБ-1 и принят для последней ступени РН «Молния», а также в ОКБ Н. Кузнецова при разработке кислородно-керосиновых двигателей НК-9В и НК-15В для ракеты Н-1». Экспертная комиссия приняла сторону Королева. Глушко этого Королеву не простил. Он поддерживает генерального конструктора Челомея, в его проекте гигантской ракеты УР-700, альтернативы Н-1 на двигателях собственной разработки. Но научная комиссия под руководством академика Келдыша отдала предпочтение проекту Н-1 ОКБ-1, поскольку проектные работы к тому времени по Н-1 уже практически были завершены.
В Постановлении от 3 августа 1964 г. впервые было определено, что важнейшей задачей в исследовании космического пространства с помощью ракеты-носителя Н1 является освоение Луны с высадкой экспедиций на её поверхность и последующим возвращением их на Землю.
Основными разработчиками лунной системы Л3 были:
- ОКБ-1 - головная организация по системе в целом, разработке ракетных блоков Г и Д, двигателей для блока Д и разработке лунного (ЛК) и лунного орбитального (ЛОК) кораблей;
- ОКБ-276 (Н.Д.Кузнецов) - по разработке двигателя блока Г;
- ОКБ-586 (М.К.Янгель) - по разработке ракетного блока Е лунного корабля и двигателя этого блока;
- ОКБ-2 (А.М.Исаев) - по разработке двигательной установки (баки, ПГ системы и двигатель) блока И лунного орбитального корабля;
- НИИ-944 (В.И.Кузнецов) - по разработке системы управления системы Л3;
- НИИ-885 (М.С.Рязанский) - по радиоизмерительному комплексу;
- ГСКБ Спецмаш (В.П.Бармин) - по комплексу наземного оборудования системы Л3.
Были определены и сроки начала ЛКИ - 1966 г. и осуществления экспедиции 1967-1968 гг.
В этот момент вносится важная корректировка в разработку ракеты. Для того чтобы обеспечить доставку космонавта одним запуском Королев адаптирует Н-1 под новые условия практически «с колена». Проект Л3 принимает тот вид, который не изменяется до закрытия лунной программы. От предыдущей схемы (с прямой посадкой без разделения на орбитальный и посадочные модули) новый вариант выгодно отличался своей массой. Теперь было достаточно одного запуска Н1, правда для этого нужно было поднять её грузоподъёмность на 25 тонн. На промежуточную околоземную орбиту высотой 220 км и наклонением 51.8 о выводился бы 91.5-тонный комплекс Л3. Здесь аппарат мог находиться до 1 суток, за которые проводились последние приготовления. Постепенно приходило понимание сложности поставленной задачи.
Следующий удар – ограничение финансирования. Королев не смог добиться финансирования ряда важных элементов проекта, одним из которых был наземный стенд для испытания блока двигателей первой ступени – руководство страны посчитало это лишним, в то время как в проекте «Апполон» это стенд был. Начальник отдела испытаний проекта «Сатурн-5» - «Аполлон» К. Мюллер смог доказать, что для успешного решения задачи существует только один путь: полная наземная отработка всей системы во всех возможных штатных и нештатных ситуациях. Он костьми лег за то, чтобы 2/3 отпущенных на проект средств вложить в создание стендов для отработки и добился положительного результата: фактически все пуски "Сатурна-5" оказались успешными. Двигатели первой ступени Н-1 (а их было 30!) отрабатывались по отдельности и никогда в едином блоке на испытательном стенде. Отработка двигателей «по - живому» непременно затянула бы реализацию проекта.
Немедленно вносятся коррективы в работу двигателей, чтобы сократить число проблем во время испытательных полетов. Была разработала автоматическая система коррекции тяги двигателей, что позволяло, если один или несколько из двигателей выходят из строя, переносить сбалансировано нагрузку на другие. Впоследствии были также применены решетчатые аэродинамические рули (эта технология нашла применение на 10 лет позже в ракетах для истребителей-перехватчиков). Отличительной чертой Н-1 стала уникальная для наших РН того времени массовая отдача по полезному грузу. На это работали несущая схема (баки и каркас не образовали единого целого), сравнительно малая плотность компоновки из-за огромных сферических баков вели к уменьшению полезного груза. С другой стороны, исключительно малая удельная масса баков, чрезвычайно высокие характеристики двигателей и конструктивные решения позволяли увеличить ее.
В 1966 году на операционном столе умирает Королев – ОКБ-1 возглавляет его бессменный заместитель – Мишин. Всем уже ясно, что в 1968 году не удастся попасть на луну и в 1969 по всей видимости тоже. Расчеты делались уже на 1970 год.
На первой ступени было установлено 30 двигателей вдоль двух концентрических окружностей. Хотя на стендовых испытаниях двигатель показал себя достаточно надёжным, большинство проблем было вызвано вибрациями и другими неучтёнными эффектами, связанными с одновременной работой такого количества двигателей (сказалось отсутствие комплексного испытательного стенда, на который не дали денег).
Академик Василий Мишин (часть интервью):
– Василий Павлович, говорят, что в свое время Королев обещал: "В год пятидесятилетия Советской власти советский человек будет на Луне!" Не помните, при каких обстоятельствах это произошло?
– Да ничего подобного Королев никогда не говорил про Луну. Мы никогда бы не смогли высадиться туда раньше американцев. Кишка у нас была тонка, и денег не было. Мы были в состоянии только выводить аппараты на орбиту. А полет к Луне – это же на порядок больше затрат! Да мы и на орбите-то первыми оказались случайно. Это пропаганда все... Дело в том, что Америка – богатая страна, американцы могли нас переплюнуть давным-давно. Но им нужно было вернуть потерянный престиж – после первых спутников и Гагарина. И Кеннеди выступил в 1961 году перед конгрессом и запросил на это мероприятие 40 миллиардов долларов с тем, чтобы высадить американцев на Луну и вернуть их на Землю до 70-го года. США в то время могли пойти на такие огромные затраты, а наша страна, обессиленная после войны, таких средств в такие сроки выделать не могла. Вот и все.
– То есть они специально выбрали цель и сроки так, чтобы нас обязательно опередить?
– Ну да... И более того, именно программа «Сатурн-5–Аполлон» нас подтолкнула. Мы до этого занимались ракетой Н-1 совсем для других целей, не для Луны. Планировали выводить на орбиту тяжелую орбитальную станцию на 75 тонн. А потом, когда стала известна американская однопусковая схема (проект «Сатурн-5–Аполлон»), руководство нашей страны поручило разработать проект такой экспедиции на Луну с возвращением на Землю трем ведущим ОКБ, возглавляемым Королевым, Янгелем и Челомеем. В результате рассмотрения этих проектов выбрали проект Н1-ЛЗ, разработанный ОКБ-1 под руководством Сергея Павловича Королева. В частности, и потому, что ракета Н-1 была уже разработана и запущена в производство, ее пришлось только несколько «подрастить» – стартовую массу увеличили с 2200тонн до 3000 да поставили 30двигателей вместо 24 на первую ступень.
Параллельно велась работа по доводке космического корабля. Наиболее проработанным был проект КБ Королева Л1, по которому был выполнен ряд беспилотных испытательных полетов. Этот корабль был похож на предназначенный для полетов по околоземной орбите корабль «Союз-7К-ОК» («орбитальный корабль»), известным широкой публике просто как «Союз». Главные отличия корабля «Союз-7К-Л1» от «Союз-7К-ОК» - отсутствие орбитального отсека и усиленная теплозащита спускаемого аппарата для входа в атмосферу со второй космической скоростью. Для запуска корабля использовалась РН «Протон».
Планировался вход в атмосферу над южным полушарием Земли, при этом за счет аэродинамических сил спускаемый аппарат вновь поднимался в космос, а его скорость уменьшалась со второй космической до суборбитальной. Повторный вход в атмосферу проходил уже над территорией Советского Союза. Корабли «Союз-7К-Л1» совершили пять беспилотных испытательных полетов под названиями «Зонд-4 – 8». При этом корабли «Зонд-5 – 8» выполнили облет Луны. Еще четыре корабля не удалось вывести в космос вследствие аварий ракеты-носителя «Протон» на этапе выведения. (Запускались также прототипы корабля «Союз-7К-Л1», а также несколько его исследовательских модификаций, не связанных с программой пилотируемого облета Луны.) В трех полетах «Зондов» из пяти имели место происшествия, которые привели бы к гибели членов экипажа или получению ими увечий в том случае, если бы эти полеты были пилотируемыми. На корабле «Зонд-5» находились черепахи. Они стали первыми живыми существами в истории, возвратившимися на Землю после облета Луны - за три месяца до полета «Аполлона-8».
В СССР существовал ряд разнообразных проектов высадки на Луну: несколько запусков и сборка лунного корабля на околоземной орбите, прямой полет на Луну и т.д., но до стадии испытательных запусков был доведен лишь проект КБ Королева Н1-Л3. Проект Н1-Л3 в своей основе повторял американский проект «Аполлон». Даже компоновка системы на этапе выведения была аналогична американской: лунный корабль находился в переходнике ниже основного корабля, как и лунный модуль «Аполлона».
Основными частями ракетно-космической системы для высадки на Луну по проекту Н1-Л3 были лунный орбитальный корабль «Союз-7К-ЛОК», лунный корабль ЛК и мощная ракета-носитель Н1.
Лунный орбитальный корабль «Союз-7К-ЛОК»: 1 - спускаемый аппарат, 2 - бытовой отсек, 3 - стыковочный узел, 4 - отсек двигателей ориентации и причаливания, 5 - двигатели причаливания, 6 - агрегатный отсек, 7 - энергетический отсек, 8 - двигатели ориентации, 9 - ракетный блок «И», 10 - приборный отсек.
Экипаж корабля «Союз-7К-ЛОК» состоял из двух человек. Один из них должен был перейти через открытый космос в лунный корабль и совершить посадку на Луну, а второй - дожидаться возвращения своего товарища на окололунной орбите.
Корабль «Союз-7К-ЛОК» был установлен для летных испытаний на носитель Н1 в четвертом (и последнем) его запуске, но из-за аварии носителя так и не был выведен в космос.
Лунный корабль «ЛК»: 1 - лунный посадочный агрегат, 2 - ракетный блок «Е», 3 - кабина космонавта, 4 - блоки системы жизнедеятельности, 5 - прибор наблюдения при посадке, 6 - блок двигателей ориентации, 7 - радиатор системы терморегулирования, 8 - стыковочный узел, 9 - датчик прицеливания, 10 - юстировочные датчики, 11 - приборный отсек, 12 - телевизионная камера, 13 - всенаправленные антенны, 14 - источники питания, 15 - опорная стойка с амортизатором, 16 - подкос с амортизатором, 17 - посадочный радиолокатор, 18 - навесной приборный отсек, 19 - слабонаправленные антенны, 20 - антенны системы сближения, 21 - телевизионные антенны, 22 - двигатель прижатия, 23 - основной двигатель, 24 - отражатель, 25 - резервный двигатель.
Система управления строилась на базе БЦВМ и имела ручную систему управления, позволяющую космонавту самостоятельно выбирать место посадки визуально через специальный иллюминатор. Лунное посадочное устройство было четырехопорной оригинальной конструкцией с сотовыми поглотителями остаточной вертикальной скорости посадки.
Лунный корабль трижды успешно испытывался на околоземной орбите в беспилотном режиме под названиями «Космос-379», «Космос-398» и «Космос-434».
К сожалению, по многим причинам сроки испытаний постоянно сдвигались «вправо», а время реализации лунной программы – «влево». Это, естественно, сказывалось на работах, которые в последней четверти 1960 годов приняли совершенно ненормальный темп. Тем не менее, предполагалось, проводя по пуску ракеты каждые три-четыре месяца, закончить летные испытания и перейти к плановой эксплуатации комплекса в 1972 - 1973 годах.
Первый пуск ракетно-космического комплекса Н1-Л3 произошел 21 февраля 1969. В результате пожара в хвостовом отсеке и нарушения в работе системы контроля двигателя, которая на 68,7 с выдала ложную команду на выключение двигателей ракета погибла. Второй пуск комплекса Н1-Л3 был проведен спустя четыре месяца и также закончился аварийно из-за ненормальной работы двигателя № 8 блока А. В результате взрыва был практически полностью разрушен стартовый комплекс. И хотя опять зазвучали голоса в пользу ненадежности двигателей Кузнецова и самой конструкции ракеты, причина катастроф была в спешке с подготовкой летных испытаний.
Комиссия выяснила следующее: еще при стендовой отработке зарегистрирована восприимчивость НК -15 к попаданию крупных (десятки мм) металлических предметов в насос окислителя, которые приводили к повреждению крыльчатки, возгоранию и взрыву насоса; мелкие металлические предметы (стружка, опилки и т.п.), сгорающие в газогенераторе, приводили к разрушению лопаток турбины. Неметаллические предметы (резина, ветошь и пр.), попавшие на вход ТНА, остановки двигателя не вызывали. Такого результата надежности не было достигнуто даже намного позже! Экземпляр 5л относился к первой партии летных изделий, в которой не предусматривалась установка фильтров на входе в насосы. Их должны были поставить на двигатели всех ракет, начиная с носителя 8л, который предполагалось использовать при пятом пуске.
Надежность ЖРД показалась самому Кузнецову недостаточной. С июля 1970-го в ОКБ начали создаваться качественно новые двигатели фактически в многоразовом исполнении и со значительно увеличенным ресурсом. Однако они были готовы только к концу 1972-го, а летные испытания предполагалось до этого времени продолжать на ракетах со старыми ЖРД, контроль над которыми повысили.
Из-за повреждения стартового комплекса и замедления темпов работ подготовка третьего летного испытания затянулась на два года. Только в воскресенье 27 июня 1971 г. ракета 6л стартовала в 2 ч 15 мин 7 с по московскому времени со второго, недавно построенного, стартового сооружения площадки 110 космодрома Байконур. Все двигатели работали устойчиво. С момента отрыва телеметрия зафиксировала ненормальную работу системы управления по крену.
Начиная с 39-й секунды система управления была не в состоянии стабилизировать носитель по осям. На 48-й секунде из-за выхода на закритические углы атаки началось разрушение РН в области стыка блока «В» и головного обтекателя. Головной блок отделился от ракеты и, разрушаясь, упал невдалеке от старта. «Обезглавленный» носитель продолжал неуправляемый полет. На 51-й секунде, когда угол поворота по крену достиг 200 град., по команде от концевых контактов гироплатформы выключились все двигатели блока «А». Продолжая разрушаться в воздухе, ракета летела еще некоторое время и упала в 20 км от старта, оставив на земле воронку диаметром 30 м и глубиной 15 м.
23 ноября 1972 г., через 17 месяцев после неудачной третьей попытки состоялась четвертая. Экземпляр 7л стартовал с позиции №2 в 9 ч 11 мин 52 с по московскому времени. Для сторонних наблюдателей вплоть до 107-й секунды полет проходил успешно. Двигатели работали устойчиво, все параметры ракеты были в пределах нормы. Но некоторые причины для беспокойства появились на 104-й секунде. Им даже не успели придать значение: через 3 с в хвостовом отсеке блока «А» сильный взрыв разметал всю периферийную двигательную установку и уничтожил нижнюю часть сферического бака окислителя. Ракета взорвалась и рассыпалась в воздухе на куски. Но сами исполнители программы не унывали. Они понимали: все закономерно, ракета учится летать, аварии неизбежны. В носителе 8л разработчики постарались учесть все полученные ранее результаты летных испытаний. Ракета значительно потяжелела, но у ее создателей не было никаких сомнений в том, что взрывов и пожаров блока «А» уже не будет и пятая попытка решит задачу полета беспилотной экспедиции Л-3 по упрощенной схеме без посадки на лунную поверхность.
К началу 1974-го ракета 8л была собрана. На всех ее ступенях начался монтаж новых, многоразовых ЖРД. Так, двигатель НК-33 блока «А» представлял собой модернизированный вариант НК-15 с существенно повышенной надежностью и работоспособностью. Безаварийная наземная отработка всех ЖРД давала уверенность в успешном пятом пуске ракеты, намеченном на IV квартал 1974 г. На ракете установили рабочую версию лунного корабля со всей необходимой автоматикой. Планировалось провести облет луны и уже в следующем полете возможно отправить экспедицию.
Печальный конец
Снятие академика В.Мишина с поста руководителя ОКБ-1 и назначение в мае 1974 г. В.Глушко на его место оказалось неожиданным для всего коллектива. Работы по Н-1 во вновь образованном НПО «Энергия» в кратчайший срок полностью свернули, официально поводом закрытия проекта стало «отсутствие тяжелых полезных нагрузок, соответствующих грузоподъемности носителя». Производственный задел ракетных блоков, практически все оборудование технического, стартового и измерительных комплексов было уничтожено. При этом списаны затраты в сумме 6 млрд. руб. ( в ценах 70-х годов), затраченных на тему.
Сам Глушко предложил на тот момент альтернативный проект «Энергия» на новых, еще не созданных двигателях. Поэтому он опасался успешного запуска ракеты Н-1 с лунным кораблем на борту – это могло перечеркнуть все планы его команды. Позднее, на создание подобной по мощности ракеты ушло еще 13 лет и было затрачено 14,5 млрд. руб.
Комплекс «Энергия» был создан уже много позже – 1987 году и запущен после смерти главного конструктора. К тому моменту ракета оказалась ненужной и дорогостоящей в связи с распадом СССР, а по техническому решению связки «Энергия» - «Буран» устаревшей, ведь американцы запустили аналогичный комплекс на 8 лет раньше. Задач для ее применения уже не оказалось. Затратность и сроки реализации проекта значительно превысили таковые по сравнению с «лунным» проектом Королева. «Энергия» после нескольких пусков, из которых два было частично удачных, прекратила свое существование.
РН «Энергия» на старте
Кузнецов не смирился с отстранением его от работ по ЖРД и продолжил стендовые испытания своих двигателей. Наземные испытания велись в 1974-1976 годах вплоть до января 1977 г. по новой программе, требующей подтверждения работоспособности каждого ЖРД в течение 600 с. Однако обычно огневые испытания одиночных двигателей в ОКБ продолжались 1200 с. Сорок ЖРД проработали от 7000 до 14 000 с, а один НК-33 - 20 360 секунд. На складах НПП «Труд» до 1995 года хранились 94 двигателя блоков «А», «Б», «В» и «Г» ракеты Н-1. Удивительным оказалось что двигатели Кузнецова для ракеты Н-1 существуют до сих пор и до сих пор готовы к работе как и в то далекое время.
Разгонный блок «Д», разработанный ОКБ Королева для ракеты Н-1 до сих пор используется при запуске аппаратов ракетой «Протон».
Впоследствии Глушко также предложил проект экспедиции на Луну, включая создание долговременной обитаемой базы, но время амбициозных мечтаний уже прошло. Полное отсутствие экономического эффекта от программы сказалось на мнении руководства страны – на Луну в Советском Союзе уже никто не собирался лететь. Хотя мог бы – в июле 1974 года.
http://www.ura-inform.com/ru/society/2008/07/04/tothemoon/
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Луна и гроши
П.Павельцев. «Новости космонавтики»4–6 декабря в Хьюстоне первый заместитель администратора NASA Шейна Дейл и другие специалисты представили элементы долгосрочной стратегии освоения космоса и первый публичный вариант лунной архитектуры, предусматривающий создание постоянной лунной базы вблизи Южного полюса Луны. Разумеется, эти проработки носят сугубо предварительный характер и будут еще не раз корректироваться.
Как известно, в январе 2004 г. президент Джордж Буш-сын провозгласил план исследования и освоения космического пространства, известный как Vision for Space Exploration (VSE) и направленный на возобновление пилотируемых исследований Луны и на организацию экспедиции на Марс.
К сентябрю 2005 г. агентство определило общий облик ракетно-космического комплекса для достижения Луны (НК №9 и №11, 2005), который будет включать в себя тяжелый носитель Ares I, сверхтяжелый грузовой носитель Ares V с отлетной ступенью EDS и запускаемые ими объекты – пилотируемый корабль Orion и лунный модуль LSAM. В августе 2006 г. было объявлено (НК №10, 2006), что контракт на Orion получит компания Lockheed Corp. Работы над носителем Ares I и кораблем начаты с плановыми сроками первого беспилотного пуска в 2012 г. и первого пилотируемого – в 2013 г.
В апреле 2006 г. прошла первая международная конференция по исследованию и освоению Луны. Тогда же по требованию Конгресса NASA начало разработку стратегии глобального исследования и освоения космоса (Global Exploration Strategy), чтобы дать ответы на два вопроса: зачем Америка возвращается на Луну и что там предполагается делать?
При разработке стратегии были выделены шесть основных тем (подготовка освоения космоса, человеческая цивилизация – постоянное присутствие вне Земли, научные знания, экономическая экспансия, глобальное партнерство, привлечение внимания публики). Путем опроса научного, инженерного и образовательного сообщества, предпринимателей и активистов в области космонавтики (всего более 1000 человек) были выявлены примерно 800 конкретных задач, сведенных затем до 85 укрупненных. Затем при участии представителей космических агентств США, ЕКА и отдельных стран Европы, Канады, России и Украины, Японии, Индии, Китая, Южной Кореи и Австралии был составлен уточненный список из 188 задач, которые были поставлены в соответствие основным темам. 40 из этих задач считаются наиболее приоритетными.
Для ответа на третий вопрос – а как выполнить задачи по исследованию и освоению Луны? – было проведено совместное определение облика лунного модуля LSAM и планов использования самого модуля и других элементов лунной архитектуры. Для этого в мае 2006 г. была организована специальная Группа лунной архитектуры (Lunar Architecture Team), которую возглавил Тони Лавойе (Tony Lavoie) – менеджер лунных подготовительных программ и робототехники из Центра космических полетов имени Маршалла.
Результаты этих работ и были представлены в декабре в Хьюстоне на 2-й Международной конференции по исследованию и освоению Луны.
По материалам NASA
Информационный период номера 1 – 31 декабря 2006.
180 представителей из 13 стран в течение четырех дней обсуждали планы освоения Луны
Автор: newsman (news@rtc.ru)
Дата публикации: 03/05/2006
Категория: Освоение космоса
Вопросы, связанные с освоением Луны, обсуждали в течение четырех дней в Вашингтоне 180 представителей 13 стран, сообщает ИТАР-ТАСС. Закрытый симпозиум был организован американским космическим ведомством НАСА.
Среди участников форума были руководители космических агентств и аэрокосмических фирм, а также ученые из США, России, Украины, Австралии, Великобритании, ФРГ, Италии, Индии, Канады, Китая, Франции, Южной Кореи и Японии. Как отметила заместитель директора НАСА Шэна Дейл, в 2006 году "мы намерены разработать стратегию освоения Луны, а также займемся первичным планированием путешествий на Марс и другие планеты".
НАСА, по словам Дейл, оценило работу семи групп, сформированных на форуме для рассмотрения конкретных проблем освоения Луны - где и как создавать базы, как защищаться от радиации, где и как бурить, как передвигаться - как "чрезвычайно продуктивную". По оценкам экспертов, пилотируемые полеты на Луну возобновятся к 2020 году, а миссия на Марс возможна к 2030 году.
"Государства, осуществляющие исследование космоса, включая Россию, - проявили интерес к этим планам, - отметил представитель российской делегации. - Однако американцы выдвигают лунную стратегию под флагом сохранения и упрочения своего лидерства в космосе.
Государственный Информационный центр
Планы на Луну
Автор: Юрий Ильин
Опубликовано 31 октября 2007 года
Хотя нога человека не ступала на другие планеты уже несколько десятилетий, космические державы продолжают строить планы освоения Луны. Иногда даже звучат конкретные цифры. В NASA планируют отправить экспедицию на Луну в 2019 году, чтобы уже к 2024 году у Соединённых Штатов была своя постоянно действующая база на южном полюсе единственного естественного спутника Земли. В России надеются к 2025 году осуществить высадку человека на Луне, и, опять-таки, построить там постоянную базу несколькими годами позже. Япония собирается обзавестись собственным "посольством" на Луне к 2030 году. Китай, форсирующий свою космическую программу и проявляющий чудеса прыти, утверждает, что сможет высадить человека на Луне уже к 2022 году, но при этом официальной программы освоения Луны у Поднебесной либо нет, либо о ней пока никто ничего не говорил.
Впрочем, на самом деле, конкретикой не балует вообще никто. В "Основных положениях" Федеральной программы РФ по освоению космоса выражаются опасения, что Россия будет отставать от США, Европы и Китая, поскольку те "существенно активизируют работы по подготовке пилотируемых полётов к Луне, Марсу, а также по последующему освоению этих космических тел". Авторы программы вполне справедливо полагают, что "созданные при решении технологии будут носить прорывной характер". В ныне действующей Федеральной космической программе на 2006-2015 годы освоение Луны попросту не упоминается, если не считать одного спутника для её исследований, чей запуск намечен на 2012 год.
США, страны Европы и Китай существенно активизируют работы по подготовке пилотируемых полетов к Луне, Марсу, а также по последующему освоению этих космических тел. Созданные при решении этих проблем технологии будут носить прорывной характер. "Складывающаяся ситуация может привести к потере наших приоритетов в области пилотируемой космонавтики и к отставанию России в смежных областях науки и техники", - утверждают авторы "Федеральной программы". При этом ещё в прошлом году ходили разговоры, что Россия может просто примкнуть к американской программе освоения Луны, но они очень быстро сошли на нет.
Зато в апреле этого года появилась некоторая конкретика - опять же, на уровне далеко идущих планов: генеральный конструктор и по совместительству гендиректор российского НПО имени Лавочкина Георгий Полищук заявил, что Россия в ближайшие десять лет планирует отправить четыре беспилотные экспедиции на Луну, причём третья должна будет доставить на Землю образцы лунного грунта, а в ходе четвёртой, предположительно, будет развёрнута первая космическая база, правда, автоматическая.
КомпьютерраOnLine
Какие можно сделать предположения на основе прошлых публикаций.
Первый: В период с 2007г по апрель 2009г правительства главных игроков по освоению Луны - России, Америки, Китая, Индии получили информацию о нецелесообразности полетов на Луну из-за внешних неземных факторов.
В пользу такой версии говорит практически отсутствие данных от спутников, изучающих Луну - Японии, Китая, Индии. Одновременно, похоже, что о Луне узнали нечто первыми исследователи СССР, затем американцы. Теперь к ним прибавились остальные перечисленные.
Второй: Американцы в очередной раз запустили ложную информацию о своих приоритетах по развитию Лунной программы для дезинформации основных своих конкурентов по освоению ближнего космоса.
Других вариантов отказа от Лунной прогаммы всех стран одновременно просто не существует.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Говорю это со знанием дела, т.к. в середине 60-х гг. занимался комплексом систем жизнеобеспечения в проекте ТМК (тяжёлого межпланетного корабля).
Так что, однозначно астронавты на Луне не были! Да и само NASA в своё время призналось в павильонных съемках сюжетов 'Астронавты на Луне'.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Судя по упорно витающим в сети слухам - запретили им туда лететь. С Луны и запретили.
Статус: |
Группа: Администраторы
публикаций 428
комментария 854
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
1)Технические, США не летали на Луну и лететь им туда не на чем
2)Экономические