Беспилотный ракетоплан ВВС США X-37B провел год на орбите и продолжит работу ещё некоторое время. Его прообразом называют советский корабль "Буран". О назначении этого аппарата ходит множество слухов
Хотя конкретные задачи X-37B не называются, эксперты полагают, что в числе наиболее вероятных — проверка и отработка перспективных технологий для будущих космических аппаратов. Впрочем, значение этого аппарата для космонавтики, в том числе и российской, может быть ещё более существенным.
Загадочный X-37B
Официальное название ракетоплана X-37B — OTV-2 (Orbital Test Vehicle, орбитальный экспериментальный аппарат). Его предшественник, первый в этой "линейке" OTV-1, был запущен 22 апреля и сел 3 декабря 2010 г., проведя в общей сложности чуть больше 224 суток на орбите.
Второй X-37B, запущенный 5 марта 2011 г., находится на орбите уже год при первоначальном сроке миссии в 270 дней. Однако в конце ноября прошлого года миссия была продлена, впрочем, без указания точных сроков. По словам представителя ВВС США майора Трейси Бунько, орбитальные эксперименты продолжатся и нельзя предсказать, когда они будут выполнены.
О назначении этого достаточно малого (длиной порядка 8,8 м, высотой - 2,9 м и размахом крыла - 4,3 м) космического аппарата ходит множество слухов, поскольку официальное описание целей весьма сдержанно — проведение экспериментов, доставка полезного груза на орбиту и возвращение его на Землю. Высота орбиты второго X-37B составляет порядка 320-345 км.
За аппаратом пристально следят астрономы-любители. На их информации во многом и основываются версии относительно целей X-37B: от предположения о том, что ракетоплан представляет собой спутник-шпион для земных и космических целей, до совсем экзотических, вроде дозаправки спутников в космосе или космического оружия.
Наиболее вероятным видится вариант, предполагающий, что в грузовом отсеке корабля на орбиту поднимаются компоненты перспективных военных спутников, которые проверяются на устойчивость к воздействию космических факторов, а также, возможно, работают в открытом космосе.
По словам подполковника Тома Макинтайра, руководителя программы X-37, следующий полёт в рамках проекта запланирован на осень этого года.
Без приставки "бес-"
Загадочный X-37B интересен ещё и тем, что это беспилотный многоразовый аппарат. Его прямым предшественником в этом отношении был советский "Буран", который в 1988 г. совершил посадку в автоматическом режиме. К сожалению, продолжения этих работы в России не последовало.
Интересно, что в компании Boeing, создавшей ракетоплан, думают о превращении его в пилотируемый аппарат. В конце прошлого года были обнародованы предложения по "обитаемой версии" корабля, обозначенной X-37C. По словам представителя Boeing, его можно будет использовать для доставки людей и грузов на МКС и космического туризма. Что особенно ценно, "мягкая посадка" даёт возможность возвращать со станции деликатные грузы: образцы, полученные в ходе биологических или материаловедческих экспериментов.
Это предложение несёт определённый смысл для США, которые с прекращением полётов шаттлов лишились возможности самостоятельно поддерживать МКС и полагаются на российские корабли. В ближайшее время можно ожидать только появления аппаратов для доставки грузов к станции, тогда как разработка и создание пилотируемых кораблей затягиваются ещё на пять лет - до 2017 г. Об этом в начале марта на слушаниях в комитете по науке, космосу и технологиям палаты представителей Конгресса США заявил руководитель НАСА Чарльз Болден.
Между Роскосмосом и НАСА уже подписан контракт по доставке американских астронавтов на борт МКС на 2014-2015 гг., стоимость которого составляет 753 млн долларов. Если следовать словам Болдена, то каждый год отсутствия собственных пилотируемых аппаратов будет стоить американскому бюджету порядка 450 млн долларов.
Сможет ли X-37B в скором времени превратиться в "паром" до станции, предсказать сложно. Однако напрашивается несколько выводов. Первый: так получилось, что на рынке пилотируемых запусков, где пока ещё есть спрос, Россия на какое-то время оказывается естественным монополистом, если не считать Китай.
Второй: это не может продолжаться долго, поскольку разработки новых кораблей ведутся если не форсированными, то довольно быстрыми темпами. Наконец, к сожалению, кроме существующих и очень хорошо отработанных кораблей и ракет-носителей, Россия пока не предъявляет новые концепции космических аппаратов.
Примером того, к чему приводит промах в планировании в долгосрочной перспективе, как раз является положение в пилотируемой космонавтике НАСА, где в своё время сделали ставку на шаттлы. Разработка новой техники требует времени. Возможно, пример X-37B окажет действенное влияние на развитие российской научно-конструкторской мысли. Так что будущее мировой космонавтики фактически началось.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+