» » » Лунная кора, вероятно, ещё активна

Лунная кора, вероятно, ещё активна

21-02-2012, 08:11 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (1 291)

Кора Луны, по-видимому, успокоилась намного позже, чем принято считать. Возможно даже, она активна по сей день.

Согласно распространённым представлениям, Луна остыла слишком давно, чтобы на ней могла иметь место хотя бы какая-нибудь тектоническая активность. Например, возраст самого молодого геологического образования, замеченного учёными на Луне, — небольших скал на нагорье, появившихся в результате остывания и уменьшения породы (складкообразования), — оценивается чуть менее чем в 1 млрд лет.

Грабены формируются, когда кора расходится в разные стороны. (Здесь и ниже изображения NASA / GSFC / Arizona State University / DLR / Smithsonian Institution.)

Новый анализ изображений, полученных зондом Lunar Reconnaissance Orbiter, показал, что Луна, возможно, переживала тектоническую активность в течение последних 50 млн лет.

На этих фотографиях исследователи из Смитсоновского института (США) заметили дюжину грабенов, которые располагаются в нагорьях и на тёмных равнинах, сложенных вулканическими породами — так называемыми морскими базальтами. Грабен представляет собой узкую котловину с разломами или трещинами по бокам. Считается, что подобные детали ландшафта сформировались в результате растягивания лунной коры.

Грабены достигают примерно 500 м в ширину и 1,8 км в длину. Они относительно хорошо сохранились, что говорит об их молодости. В противном случае они были бы сильнее покрыты кратерами.

Положение вновь обнаруженных молодых грабенов (красные звёзды), а также недавно идентифицированных (белые точки) и ранее неизвестных (чёрные точки) дольчатых обрывов. Первые широко распространены и встречаются близ последних. Эпицентры 26 неглубоких лунотрясений, зарегистрированных в местах посадки «Аполлонов» номер 12, 14, 15 и 16, показаны чёрными треугольниками.

50 млн лет — максимальная оценка. Исследователи подчёркивают, что грабен мог образоваться и 40 млн, и 1 млн, и 40 лет назад. Действительно, сейсмические датчики космических кораблей «Аполлон» зафиксировали ряд лунотрясений. В целом лунный интерьер может оставаться ещё достаточно горячим.

Модели остывания Луны исходят из того, что вскоре после своего образования она была полностью расплавлена (популярна гипотеза о том, что она была слеплена из фрагментов Земли и врезавшегося в неё тела размером с Марс), а затем постепенно охлаждалась, что приводило к формированию складок в коре. В таких моделях грабены не могли образоваться, ибо они становятся результатом совсем другого процесса — растягивания, а не собирания коры.

Новые результаты говорят о том, что Луна не была полностью расплавленной после рождения.

Новые данные, полученные с помощью LRO, показали, что эти узкие полосы — именно грабены. Слева внизу — сильно разрушенный кратер диаметром около 2,5 км.

Несколько грабенов на базальтовой равнине к югу от моря Влажности проходят через небольшие кратеры. Верхняя белая стрелка указывает на кратер диаметром 27 м, нижняя — на семиметровый. Поскольку небольшие кратеры живут недолго, их деформация грабенами указывает на относительную молодость последних.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Geoscience.

Подготовлено по материалам Space.Com.

1. » #1 написал: VP (21 февраля 2012 09:02)

Ученые разбираются с лунными загадками

Дата: 20 февраля 2012

Ученые сообщают, что им удалось найти причину отсутствия на Луне активных реакторов, несмотря на большое количество жидкой магмы. Она в том, что у магмы слишком большая плотность для вызывания тектонической активность на поверхность спутника Земли. Однако эта активность завершилась несколько позже, чем считали ранее.

Европейские ученые провели анализ проб камней с лунной поверхности, которые доставили на Землю «Аполлоны» США. Им удалось воспроизвести вещество, входящее в их состав, в лабораторных условиях. Затем это вещество расплавили при температуре и давлении, которые наблюдаются внутри Луны. После этого плотность вещества была измерена с использование рентгеновского анализа.

По словам Мохамеда Мехуара, работающего в Европейском центре синхротронного излучения в Гренобле, для проведения этого эксперимента понадобился самый мощный из рентгенов, так как проба магмы была очень небольшой и находилась в достаточно массивном абсорбирующем контейнере.

Было проведено сравнение результатов измерений с результатами, полученными в процессе компьютерного моделирования, что позволило провести расчеты плотности магмы в любой из точек Луны. Как оказалось, почти везде у магмы меньшая плотность, чем у лунной коры – что аналогично земным условиям. Однако затем было обнаружено одно важное обстоятельство, определившее колоссальные различия между Землей и Луной. Небольшое количество богатого титаном стекла, которое впервые обнаружили в пробах с «Апполона-14», позволяет вырабатывать магму, которая по своей плотности не уступает породам, залегающим в самых глубоких слоях мантии Луны. По словам ученых, эта магма слишком тяжелая для выхода на поверхность. Вим вам Вестренен из свободного университета Амстердама отметил, что на Луне вулканы работали наоборот: магма спускалась вниз, формируясь из богатых титаном пород вблизи поверхности, а затем накапливалась в нижних слоях мантии.

Когда эти процессы происходили? Ученые предполагают, что движение литосферных плит закончилось около 3.6 миллиардов лет назад. Луна постепенно остывала, сохраняя остаточные геологические процессы примерно еще на 2.6 миллиарда лет. Полностью они прекратились примерно около миллиарда лет назад.

Однако сейчас появились данные о том, что на Луне геологическая активность сохранялась на протяжении большего времени. Об этом говорит, проведенное группой американских ученых из Смитсоновского института, исследование. Группой, которой руководил Томас Уоттерс, проводилось изучение топографической карты Луны, которую составили из снимков ее поверхности и данных, присланных зондом LRO. Как оказалось, на обратной стороне Луне есть несколько грабенов – впадин – некоторые из которых находятся на возвышенности, расположенной в 130 километрах на северо-восток от кратера Виртанен. На Луне нет эрозии и атмосферы, поэтому накопление поверхностного грунта происходит очень медленно, примерно 5-8 сантиметров за миллион лет. Это дает возможность оценить возраст «лунных оврагов».

Ученые сопоставили глубину грабенов и скорость накопления грунта, придя к выводу, что впадины возникли под действием вулканических процессов в лунных недрах, а не из-за столкновений с небесными телами. Эти процессы были очень слабыми и не могли привести к появлению вулканов на поверхности, но они смогли привести к образованию расселин около 50 миллионов лет назад. По космическим меркам, это достаточно небольшой срок.

Пока ученые определяют возрасту оврагов на Луне и расплавляют образцы грунта, Джозеф Гутхайнц, юрист из Техаса, разыскивает пробы лунных пород на Земле. Дело в том, что на Землю были доставлены килограммы грунта с Луны, и НАСА не очень заботилось об их сохранении. 270 камней были подарены представителям разных стран, а 100 – представителям 50 штатов. Однако позже пропало еще как минимум 160 «экспортных» проб, среди которых были подарки для бывшего руководства Ливии и Румынии.

Гутахйц ездит по всему миру и скупает лунные артефакты, перепродавая их НАСА. По его словам, подарок, сделанный румынскому диктатору Николае Чаушеску, пропал после его казни. Исчез и подарок для руководства Мальты. Позже он всплыл, но сделка с анонимным продавцом сорвалась в последний момент. А камень из Дублинской обсерватории, который исчез после пожара, по словам американца, до сих пор лежит на свалке в промышленном районе Дублина. Оправданы ли траты миллиардов долларов на доставку камней с Луны, если их история закончилась столь печально?

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций