» » » Световое эхо взрыва Эты Киля повергло астрономов в недоумение

Световое эхо взрыва Эты Киля повергло астрономов в недоумение

16-02-2012, 19:05 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (2 232)

Световое эхо взрыва Эты Киля повергло астрономов в недоумение

Дмитрий Целиков | Послушать эту новость

Эта Киля — одна из самых неверно истолкованных звёзд. 170 лет назад астрономы приняли ряд извержений на её поверхности за сверхновую. Однако, к их удивлению, звезда не умерла. С тех пор ветреный характер светила, казалось, был детально изучен, но наблюдения светового эха древнего взрыва снова поднимают вопросы без ответов.

Изображение NASA, NOAO, A. Rest (Space Telescope Science Institute).

Световое эхо, открытое около ста лет назад, — это свет далёкого яркого события (например, сверхновой), отражённый от окружающей пыли. Иногда он достигает Земли через сотни лет после того излучения, которое идёт к нам прямым путём. За последнее десятилетие специалисты научились работать с этим светом — анализировать длину волны и делать выводы о температуре материала взрыва, его составе и скорости, с которой он был извергнут.

Один из таких взрывов — «Великое извержение» Эты Киля, масса которой примерно в 100 раз больше солнечной. Это одна из самых массивных двойных систем Млечного Пути. Между 1838 и 1858 годами она потеряла примерно одну десятую своей массы, выбросив материал со скоростью около 1 000 км/с.

Эта Киля стала прообразом нового класса звёзд — псевдосверхновых. Они разогреваются по меньшей мере до 7 000 К, что приводит к отслаиванию и резкому выбросу поверхностного материала. Однако наблюдения светового эха, выполненные Армином Рестом из Научного института космического телескопа (США) и его коллегами, показали, что η Киля во время своего знаменитого извержения была гораздо холоднее — около 5 тыс. K. Иными словами, её нельзя отнести к псевдосверхновым.

Астроном Аугусто Даминелли из Института астрономии, геофизики и науки об атмосфере Университета Сан-Паулу (Бразилия), открывший, что η Киля в действительности представляет собой двойную систему, чрезвычайно удивлён результатом исследования: «Любой хорошо образованный астроном был готов биться об заклад, что они найдут спектр звезды с температурой в 7 тысяч кельвинов».

Почему же случилось извержение и почему оно не уничтожило звезду? Ответа на эти вопросы теперь нет. Возможно, взрывы были вызваны возросшим гравитационным взаимодействием, когда две звезды в системе подошли близко друг к другу, полагает г-н Рест. Г-н Даминелли, однако, склоняется к иному объяснению: высокая температура в ядре звезды создаёт электронные пары и их античастицы — позитроны, которые быстро рекомбинируются. Возникает нестабильность, порождающая локальный взрыв.

Остаётся только одно — искать световое эхо в других частях неба, дабы уточнить скорость и температуру выброшенного материала.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Подготовлено по материалам Nature News.