» » » Почему Венера притормозила?

Почему Венера притормозила?

16-02-2012, 08:44 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (2 271)

Для ученых стали удивительными последние данные о Венере, которые получили при помощи инфракрасного зонда Venus Express. Как оказалось, планета совершает вращение вокруг своей оси несколько медленнее, чем считалось ранее. А венерианские сутки длятся дольше, чем предполагалось до последних наблюдений. Вероятней всего, это происходит из-за погодных процессов и плотности атмосферы Венеры.

Venus Express Европейское космическое агентство запустило еще в 2006 году. Он отправлен для изучения атмосферы, поверхности планеты и ее плазменного окружения. В состав автоматической космической станции входят семь видов приборов, которые создавались специалистами из разных стран. В их число входят несколько спектрометров и четырехканальная камера, которые позволяют проводить картирование планеты в спектральном диапазоне. Это позволяет получать данные в диапазонах от ультрафиолетового до инфракрасного, что дает представление о структуре и составе атмосферы Венеры.

А наличие плазменного анализатора и магнитометра позволяет проводить исследования окружающего Венеру космического пространство для выявления особенностей взаимодействия атмосферы с солнечным ветром, а также структуры плазмы, магнитного поля и нейтральной газовой среды. Также в состав станции входит радиоаппаратура, которая позволяет изучать поверхность, нейтральную атмосферу и ионосферу, гравитационное поле и межпланетную среду. Работа всей аппаратуры координируется таким образом, что одну задачу «решают» сразу несколько различных приборов, что уменьшает погрешности в получаемых данных, а также позволяет глубже проникнуть в механизмы венерианских процессов.

Один оборот вокруг планеты по эллиптической орбите совершается автоматической станцией за 24 часа. Перицентр орбиты находится на высоте примерно в 250 километров над Северным полюсом, что дает возможность проводить полные исследования всех широт. Планируется, что работа Venus Express продолжится до 2013 года.

Исследователи провели сравнение топографической карты Венеры, которую составил картирующий спектрометр VIRTIS с ее аналогом, который еще в девяностых годах составила космическая станция «Магеллан». Во время этого удалось обнаружить, что некоторые из деталей рельефа поверхности планеты на новой карте от Venus Express сместились от своих расчетных точек, в которых они должны были быть, согласуясь с изменениями «Магеллана», примерно на десять километров. Получается, что ранняя модель для вращения планеты была неточной.

Для исправления погрешности, пришлось «установить» венерианские сутки равными 243,0185 ± 0,0001 от суток Земли. Это заметно отличается от того, что было получено с «Магеллана». Но, по словам исследователей, они несколько ближе к данным, полученным еще до запуска «Магеллана».

Отчего же возникла такая неточность в данных? Эксперты считают, что на продолжительность суток могут влиять погодные циклы.

Но, несмотря на то, что по массе и размерам Венера очень похожа на Землю, остальные параметры очень отличаются от земных. К примеру, температура на поверхности планеты доходит до 735 градусов Кельвина, а атмосферное давление около поверхности превышает земное почти в сто раз. Также известно, что в состав атмосферы Венеры входит углекислый газ с примесями азота, сернистых газов и водяного пара. Также в ней обнаружена тяжелая вода, угарный газ, диоксид серы и соляная кислота.

Так как Венеру окружает почти 20-километровый слой из сернокислотных облаков, то ее поверхность разогревается выше 450 градусов по Цельсию. Однако смены сезонов на Венере практически нет, так как ее ось наклоняется всего на три градуса к экватору Солнца, против 23 градусов у Земли. Также орбита Венеры по форме больше круг, нежели классический эллипс, что приводит к отсутствию резких скачков температуры в атмосфере планеты при удалении или приближении к Солнцу.

Нет на Венере и ночных изменений температуры, из-за того, что планета просто не может остыть из-за наличия плотной атмосферы и облаков из серной кислоты, а ветры из той части планеты, которая обращена к Солнцу, постоянно приносят тепло. К слову, венерианская ночь длится почти два месяца, так как Венера очень медленно вращается вокруг Солнца. Также Венера почти полностью лишена воды, осадков там нет.

Так как на Венере у атмосферы очень высокая плотность, то процессы, которые проходят в ней могут оказывать сильное воздействие на скорость вращения планеты. Из-за этого полученная продолжительность венерианского дня усредненная – она рассчитана лишь для последних 16 лет, в течение которых проводились наблюдения «Магеллана» и Venus Express.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций