» » » NASA не полетит на Марс

NASA не полетит на Марс

10-02-2012, 17:05 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (2) | просмотров: (1 812)

NASA не полетит на Марс

Администрация Обамы сократила исследовательский бюджет NASA

NASA отказывается от совместного с ЕС проекта по изучению Марса

ТЕКСТ: Александра Борисова

ФОТО: wikimedia commons

Выход NASA из совместной с ЕС марсианской миссией открывает возможность для участия в проекте российского Роскосмоса, считает бывший замдиректора NASA Эд Вайлер. Он сетует на низкий уровень чиновников, принимающих решения о сокращении бюджета NASA. Официальные данные о финансировании, как ожидается, будут оглашены Бараком Обамой на следующей неделе.

О планах США сократить свое участие в совместном с Европейским космическим агентством (ESA) проекте исследования Марса ExoMars сообщалось еще около года назад. Тогда Национальный совет США по исследованиям обнародовал доклад, в котором говорилось, что с американской стороны в бюджет проекта заложено слишком много денег (суммарно 3,5 млрд долларов) и что эту сумму надо уменьшить на 1 млрд. Теперь предполагается, что США вообще выйдет из этого проекта. Такие данные приводятся в блоге авторитетного журнала Science ScienceInsider. По данным блога, официальное заявление об этом последует от президента США Барака Обамы на следующей неделе.

Обама внесет предложение о сокращении финансирования программы NASA по изучению планет на $300 млн.

Если оно будет принято конгрессом, это сокращение бюджета планетной науки существенно ограничит возможность NASA участвовать в марсианских проектах с ESA. Эта информация приводится со ссылкой на бывшего заместителя директора NASA Эда Вайлера, который объясняет свой выход в отставку прошлой осенью именно противодействием финансовых структур Белого дома проекту ExoMars.

«Программа изучения Марса была одной из «королевский регалий» NASA. Абсурдно выделять именно ее для непропорционального урезания бюджета», – заявил он.

История началась еще в 2008 году, когда NASA и ESA договорились о разделении затрат на создание аппарата Trace Gas Orbiter, который планировали отправить к Марсу в 2016 году. За ним должны были последовать европейский и американских марсоходы (в 2018 году). Хотя официального подтверждения выхода NASA из проекта еще нет,

официальные лица ESA заявили, что ведут переговоры с российским Роскосмосом о совместной разработке миссии безо всякого участия NASA.

В одиночку ESA трудно справиться со слишком дорогостоящим проектом.

Вайлер считает, что выход из программы ExoMars будет для NASA очень болезненным: в прошлом году двум агентствам и так пришлось пересмотреть первоначальные планы финансирования, чтобы «втиснуться» в бюджет Обамы на 2012 год. Сам Вайлер и тогдашний директор ESA Дэвид Саутвуд договорились послать в 2018 году один совместный марсоход вместо двух. «До этого каждый раз, когда нам давали новый урезанный бюджет, мы находили пути существования в его рамках», – отметил Вайлер. Прошлым летом выяснилось, что

текущий бюджет планетных программ ($1,5 млрд) урежут по плану президента до $1,2 млрд в 2013 году и до $1 млрд к 2017 году.

Учитывая возросшую стоимость масштабного телескопа «Джеймс Уэбб» (будущего преемника «Хаббла»), для сокращения была выбрана программа ExoMars. «После пяти успешных марсианских миссий эта новость стала для меня ударом», – заявил Вайлер. Вскоре после этого он покинул NASA.

Вайлер сетует на низкий уровень принимающих решение чиновников: «Мне пришлось иметь дело с людьми, которые были на три-четыре порядка ниже моего уровня и вообще не имели технического образования. Тогда я отправил письмо Чарли (Болдену, директору NASA) и попытался объяснить, что дело не в Эде Вайлере, не в управлении научными миссиями, не в NASA. Дело в стране: мы единственная страна в мире, показавшая, что мы можем успешно доставить на марсианскую поверхность любой аппарат. Как же можно допустить потерю этого?» – переживает Вайлер.

Так или иначе, теперь шанс поучаствовать в миссии ExoMars появился у России. Возможные изменения в нее будут вносить по результатам переговоров уже ESA и Роскосмос.

Источник: gazeta.ru.

1. » #2 написал: god (11 февраля 2012 08:39)

публикация 17301
    Одна из моделей аппарата ExoMars. Иллюстрация ESA - AOES Medialab
    NASA сократит бюджет и откажется от Марса

Бюджет NASA в 2013 году будет значительно сокращен, а кроме этого Американское космическое агентство отказывается от совместного с Европой проекта ExoMars. Об этом сообщают сразу несколько американских изданий.

ScienceInsider (официальный блог журнала Science) со ссылкой на бывшего заместителя директора NASA Эда Веллера, заявляет, что общий объем финансирования научных программ сократится с 1,5 миллиарда долларов до 1,2 миллиарда с планируемым уменьшением бюджета до 1 миллиарда к 2017 году.

Аналогичные цифры были озвучены бывшим сотрудником NASA Луисом Фридманом Agence France-Presse и газетой Washington Post. Официального подтверждения от NASA не поступало, однако, там признали, что сокращения планируются.

Во всех сообщениях подчеркивается, что основной статьей сокращений стала программа по исследованию Марса. Так, NASA решило отказаться от участия в программе ExoMars. Информация об этом появилась несколько дней назад, однако теперь она получила неофициальное подтверждение с американской стороны.

Место США в этой программе может занять Россия, которая предоставит ESA транспорт для доставки ExoMars на Красную планету. В самом последнем варианте миссия состоит из двух этапов. На первом в 2016 году планируется послать на орбиту Марса зонд Trace Gas Orbiter, который будет изучать атмосферу планеты. Кроме этого на поверхность Марса будет спущен стационарный метеорологический аппарат.

На втором этапе, реализация которого запланирована на 2018 год, на Марс планируется отправить марсоход ExoMars. На его борту, помимо прочих инструментов, будет установлена дрель, которая позволит эффективно изучать грунт Красной планеты. Если участие Роскосмоса в проекте официально подтвердится, то в планах могут возникнуть изменения.

Примечательно, что именно планируемое урезание стало причиной отставки Веллера в сентябре 2011 года. "Я написал Чарли (Чарльзу Болдену, главе NASA - прим. "Ленты.Ру") письмо, в котором честно сказал, что речь в данном вопросе не обо мне лично, администрации научных программ или NASA в целом. Здесь речь о стране," - приводит ScienceIncider слова Веллера.

2. » #1 написал: yuvlar (11 февраля 2012 08:07)

Так может И.Г. в чем-то прав?

С ESA не нужно им, но в целом они же не отказываются, может мы чего не знаем просто?