Об авторе
ДЕРЕВЯНКО Анатолий Пантелеевич — действительный член РАН, доктор исторических наук, директор Института археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск). Академик-секретарь отделения историко-филологических наук РАН. Лауреат Государственной премии РФ (2002), Демидовской премии (2004), премии им. М. А. Лаврентьева «За выдающийся вклад в развитие Сибири и Дальнего Востока» (2005), премии «Триумф» за достижения в области науки (2005).
|
Еще полвека назад большинство антропологов рассматривало эволюцию человека как линейную последовательность видов: Homo habilis (человек умелый) — Homo erectus (человек прямоходящий) — Homo neanderthalensis (человек неандертальский) — Homo sapiens (человек разумный). Первый представитель рода «людей» Homo habilis появился в Африке на рубеже 2,5 млн лет назад. Около 2 млн лет назад часть популяций сменивших его Homo erectus покинула африканскую «колыбель» и вышла на просторы Евразии. Это была первая волна древних миграций человека. Около 600 тыс. лет назад с Черного континента в Евразию пришла вторая волна, приведшая к формированию в Европе вида, наиболее близкого к современному человеку, — неандертальцев. Долгое время считалось, что судьба этих мигрантов — быть тупиковой ветвью на родословном древе человечества и что формирование Homo sapiens произошло в Африке, в ходе эволюции оставшихся там «эректусов». Случилось это на рубеже 200–150 тыс. лет назад, а около 80–60 тыс. лет назад человек современного физического типа шагнул за пределы Африканского континента и расселился по всему свету. Выдержать конкуренцию с более совершенным видом неандертальцы не могли, и поэтому они, как и все предыдущие, покинули «эволюционную арену», не оставив после себя потомков. Такая моноцентристская точка зрения до сих пор преобладает в антропологии. Но она не единственная. Всё больше сторонников в последнее время завоевывает теория мультирегиональной эволюции человека, согласно которой формирование Homo sapiens с равным успехом могло происходить и в Африке и в Евразии — там, где расселялся Homo erectus и где происходил постепенный и независимый процесс его «сапиентации», т. е. эволюции в сторону человека современного физического типа. Предлагая не один, а несколько центров антропогенеза, эта теория заставляет по-новому взглянуть на «эволюционную лестницу» человека, расширяя наши представления о том, как происходило восхождение на ее последнюю, высшую ступень
Безусловно, прародиной человечества был и остается Африканский континент. Об этом свидетельствуют данные археологии, антропологии и палеогенетики. Самые древние каменные орудия на Земле найдены в Африке, в бассейне реки Када-Гона. Их возраст составляет 2,5 млн лет.
Разделение нашей далекой предковой линии на две ветви — в сторону человека разумного и в сторону человекообразных обезьян — произошло в Африке, на рубеже 7–6 млн лет назад. Наиболее вероятной причиной такого разделения стало глобальное изменение климата, наступившее в начале плиоцена: на Земле стало суше и прохладнее, тропические леса в Африке, особенно на возвышенностях и нагорьях, исчезли, уступив место саванне.
Открытые пространства потребовали от приматов изменения стратегии выживания: развития бипедии (передвижения на двух конечностях), изменения рациона в пользу увеличения белковой пищи. Части приматов удалось это сделать — на свет появились австралопитеки, предшественники первого человека.
Из Африки — по всему свету
Около 2 млн лет назад древнейшие популяции человека стали расселяться по миру. Миллион лет понадобился им, чтобы заселить значительную часть Евразийского континента — от Ближнего Востока и Европы до Тихого океана. О продвижении первых мигрантов свидетельствуют находки примитивных галечных орудий труда, получивших название олдувайских.
На рубеже 600 тыс. лет назад из Африки в Евразию пришла вторая волна миграции, распространившая более прогрессивную технологию — так называемую ашельскую индустрию. Новые выходцы из Африки фактически прошли маршрутом своих предшественников, однако восточнее Монголии и Индии они не проникли. Материал сотен палеолитических стоянок Китая говорит о том, что на этой территории бытовали свои традиции изготовления орудий труда. Непрерывно, без каких-либо существенных изменений и влияний они развивались здесь на протяжении последнего миллиона лет, со времен первых миграций человека. Закономерным результатом такого развития стало появление 50–30 тыс. лет назад верхнего палеолита — культуры, соотносимой уже с человеком современного физического типа.
Аналогичный пример поступательного, непрерывного развития материальной культуры обнаруживается в Южной Сибири, на территории Горного Алтая. Изучение палеолитической стоянки в Денисовой пещере показало плавное развитие местной индустрии начиная с 300 тыс. лет назад. Это развитие продолжалось в течение всего среднего палеолита и в конце концов привело к появлению культуры, которая по всем характеристикам является верхнепалеолитической.
Все эти данные противоречат утверждению моноцентристов о том, что расселившиеся по Евразии популяции «эректусов» в ходе эволюции исчезли, не оставив потомства. Любая теория должна основываться на фактах, а факты говорят о том, что на протяжении сотен тысяч лет, последовавших за первоначальным заселением Евразии, популяции Homo erectus продолжали развиваться, совершенствуя свои техники изготовления орудий труда.
Очевидно, что на огромной территории этот процесс проистекал по-разному, в зависимости от тех или иных природно-климатических условий. Факторы среды заставляли человека вырабатывать ту адаптационную стратегию, которая позволяла ему наиболее комфортно существовать в занимаемой экологической нише. Почему популяции, населявшие Восточную Азию или Южную Сибирь, не могли развивать свои приемы обработки камня? Безусловно, они отличались от африканских, но от этого они не были менее прогрессивными.
Несомненно, что в каждой из трех зон — африканской, евразийской и восточно-азиатской — складывались свои культурные традиции, свои модели перехода от среднего палеолита к верхнему.
Многослойная летопись
За тридцать лет работы на Алтае сотрудниками Института археологии и этнографии СО РАН изучено более 20 многослойных стоянок, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга. На них выделено свыше 70 культуросодержащих горизонтов, относящихся ко времени раннего, среднего и самого раннего этапа верхнего палеолита. Наиболее важный для исследователей хронологический промежуток в 100–30 тыс. лет назад, когда в разных точках планеты происходил переход от среднего палеолита к верхнему, представлен 60 горизонтами. Подобного количества нет практически нигде.
Изучение алтайского палеолита ведется комплексно. Помимо археологов и антропологов в нём принимают участие геологи, геоморфологи, палеоботаники, палеонтологи, геофизики, геохронологи. Благодаря такому мультидисциплинарному подходу ученым удалось всесторонне изучить развитие материальной культуры человека и среды его обитания начиная с 800 тыс. лет назад.
Именно к этому времени относятся первые свидетельства появления здесь людей — «эректусов», покинувших 2 млн лет назад Африканский континент. Из-за своей малочисленности или в результате ухудшения природно-климатических условий около 500 тыс. лет назад они с территории Алтая исчезли. Долгое время она оставалась незаселенной, пока 300 тыс. лет назад сюда не проникло новое сообщество людей, принесшее собственную технологию изготовления орудий труда.
Анализ культуросодержащих горизонтов фиксирует совершенствование этой технологии в течение всего среднего палеолита, как результат — появление изделий, имеющих признаки верхнепалеолитической культуры. К таковым относятся более совершенная техника обработки камня, использование новых материалов (кости, скорлупы страусиного яйца, бивня мамонта, зубов животных), но главное — появление символических предметов и украшений, свидетельствующих о духовной эволюции человека.
«Культурная революция» на Алтае
Уникальным примером высокого уровня развития материальной культуры человека, его производственных и технических возможностей стал браслет из темно-зеленого хлоритолита с гладкой, почти зеркальной поверхностью, обнаруженный археологами в Денисовой пещере. Возраст находки — более 30 тыс. лет.
Детальное трасологическое и технологическое исследование изделия показало, что древний мастер владел приемами обработки камня, считавшимися ранее нехарактерными для палеолита: скоростным станковым сверлением, расточкой инструментом типа рашпиля, шлифовкой и полировкой с использованием кожи и шкур разной степени выделки.
Обнаружение на Алтае подобных шедевров верхнепалеолитической культуры стало для многих ученых настоящим сюрпризом. Не все оказались готовы к тому, что в Южной Сибири переход от среднего к верхнему палеолиту произошел 50–45 тыс. лет назад — раньше, чем в Европе.
Мы провели в Горном Алтае несколько международных симпозиумов, опубликовали собранный материал на русском и английском языках, развернули в журнале «Археология, этнография и антропология Евразии» широкую дискуссию на тему перехода от среднего к верхнему палеолиту, и теперь многие исследователи, в том числе зарубежные, признают: действительно, на Алтае зафиксирован самый ранний в Евразии переход от среднего к верхнему палеолиту и очень ранний верхний палеолит.
Культура этого периода оказалась не только очень выразительной, но и достаточно компактной: 10–15 подобных стоянок в Южной Сибири (Горный Алтай, Горная Шория, Прибайкалье, Забайкалье), на ближайших же 5 тыс. километрах — ни одной, и на всех возможных транзитных территориях — ни одной. Получается, искусство это возникло как бы из ничего, точно яркая вспышка. Кто же ее автор? Логично было предположить, что Homo sapiens, но...
Допрос ДНК
Долгое время раскопки не давали антропологического материала. Вообще ископаемых костных остатков человека в мире найдено очень мало. Каждая такая находка для археологов — большой праздник.
Для сибирских ученых он наступил в 2008 г., когда в 11-м слое Денисовой пещеры — там, где обнаружили фрагмент браслета и другие верхнепалеолитические изделия, — была найдена ногтевая фаланга человека, предположительно девочки 5–8 лет.
Для проведения генетического анализа материал отдали в Институт эволюционной антропологии Макса Планка (Лейпциг), где коллективом ученых под руководством профессора Сванте Паабо накоплен значительный опыт проведения палеогенетических работ, в частности ими прочитан ядерный геном неандертальца.
Коллеги в Лейпциге выделили из фаланги митохондриальную ДНК, расшифровали ее и пришли к совершенно неожиданному результату: по своей структуре она отличается и от ДНК современного человека, и от ДНК неандертальца.
Публикация этих данных в Nature — одном из самых влиятельных и авторитетных научных журналов в мире — произвела настоящий фурор в научном сообществе: стали даже поговаривать о необходимости пересмотра учебников по палеоантропологии.
Дабы подтвердить или опровергнуть выводы, полученные при исследовании митохондриальной ДНК, в лаборатории Сванте Паабо приступили к расшифровке ядерной ДНК. Как известно, этот вид исследований дает более точные результаты. Недавно генетики завершили работу — основные их выводы подтвердились. (Подробнее об этом расскажет новая статья, готовящаяся для Nature.)
Разумный алтайский
Итак, что можно сказать о человеке из Денисовой пещеры? Вероятнее всего, это не новый вид, а новый подвид человека. Ученые давно ведут спор о том, разными видами или подвидами были Homo sapiens и Homo neanderthalensis. Если верно первое, то эволюционная судьба у них сложилась по-разному, ведь оставить общее жизнеспособное потомство они не могли. Например, от лошади и осла можно получить мула, но от мула получить потомство уже нельзя. Если же справедливо второе, то между человеком современного физического типа и неандертальцем вполне могла происходить метисация, т. е. получение генетически смешанного потомства.
На наш взгляд, более верно второе предположение. Человек из Денисовой пещеры, названный нами Homo sapiens altaiensis (человек алтайский), так же как и неандерталец, мог быть подвидом Homo sapiens. Около 600 тыс. лет назад общая эволюционная линия человека распалась на три (а возможно, и больше) самостоятельных ветви, которые далее развивались отдельно друг от друга. Очевидно, история их взаимоотношений была полна и драматических моментов — столкновений, конкурентной борьбы, вплоть до открытого уничтожения и каннибализма, — и «романтических», когда между ними создавались смешанные браки, происходил обмен, аккультурация, т. е. сближение культур. Вполне вероятно, что эти три разновидности со временем перемешались и далее человек эволюционировал как один более-менее единый вид.
О правильности этих предположений могут свидетельствовать остатки древнего человека, обнаруженные в пещере Оби-Рахмат (Узбекистан). Некоторые морфологические характеристики фрагментов черепа и зубов говорят в пользу их неандертальского происхождения, некоторые — в пользу человека современного физического типа, а некоторые вообще не имеют палеоантропологических аналогов.
Проживание небольшой популяции неандертальцев зафиксировано и на Алтае, причем в том же промежутке времени, когда там жил человек из Денисовой пещеры. Об этом говорит каменный инвентарь мустьерского типа, обнаруженный в пещере Окладникова, а также фрагмент кости, из которого в лаборатории Сванте Паабо была выделена неандертальская митохондриальная ДНК.
По всей видимости, 60–50 тыс. лет назад часть неандертальцев под давлением миграции Homo sapiens была вынуждена продвинуться из Юго-Западной Азии сначала в Центральную Азию, а затем и в Южную Сибирь. Сказать что-то определенное о судьбе этой популяции пока нельзя. Во всяком случае, неандертальцы в Южной Сибири были, хотя раньше считалось, что восточнее Центральной Азии они никогда не проникали.
* * *
Таким образом, пытаясь понять, как происходило формирование человека современного физического типа, кто прав, моноцентристы или полицентристы, мы вроде бы нашли факты, подтверждающие правоту последних. Действительно, на земном шаре существовало несколько зон, в которых шел независимый процесс эволюции древнейших популяций Homo erectus и технологий изготовления орудий труда. Бесспорное тому свидетельство — открытый на Алтае переход от среднего к верхнему палеолиту и появление верхнепалеолитической культуры.
Предметы этой культуры говорят о достаточно высоком уровне физических и умственных способностей их создателей. Но творение ли они рук Homo sapiens? Если нет, то это означает, что виды, стоявшие на более низкой ступени эволюционной лестницы, были не такими уж примитивными. А если да, то как это сообразуется с найденными в Денисовой пещере костными остатками?
Итак, тридцать лет работы научных сотрудников, аспирантов, студентов, обработан огромный фактический материал — и мы получили результат, который сами пока не можем до конца осмыслить. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров... Но наука тем и интересна. То, что не укладывается в общепринятые модели и схемы, дает толчок к поиску, новым исследованиям. Рано или поздно человечество поймет, как совершилось восхождение на последнюю, высшую ступень «эволюционной лестницы». Но уже ясно, что движение это было не таким прямолинейным, как считалось ранее.
Будут и новые антропологические находки. Лет через пять, может, и живого хомо алтаенсиса найдем. Знаете, есть такой старый анекдот. В Египте обнаружили новую гробницу фараона. Стали выяснять, к какому периоду она относится. Никак не могут определиться. Решили обратиться к Советскому Союзу. Приехали трое: в черных костюмах, черных ботинках, с чемоданчиками. Спустились в гробницу. Час проходит — никаких известий, два — никаких известий. Через три часа выходят, утирают пот со лба. «Ну, что?» — «Древнее царство, третья династия, с такого-то по такой-то год. Причины смерти установить не удалось, но есть предположения». — «Как вы узнали?!» — «Сам раскололся».
Так что, живого предка найдем — он нам сам всё расскажет.
Литература:
1) Деревянко А. П. Переход от среднего к верхнему палеолиту и проблема формирования Homo sapiens sapiens в Восточной, Центральной и Северной Азии. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2009. 328 с.
2) Деревянко А. П. Древнейшие миграции человека в Евразии в раннем палеолите. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2009. 230 с.
Деревянко А. П., Шуньков М. В., Волков П. В. Палеолитический браслет из Денисовой пещеры // Археология, этнография и антропология Евразии. 2008. №2 (34). С. 13–25.
3) Деревянко А. П., Волков П. В. Эволюция расщепления камня в переходный период от среднего к верхнему палеолиту на территории Горного Алтая // Археология, этнография и антропология Евразии. 2004. №2 (18). С. 21–35.
4) Johannes Krause, Qiaomei Fu, Jeffrey M. Good, Bence Viola, Michael V. Shunkov, Anatoli P. Derevianko, Svante Pääbo. The complete mitochondrial DNA genome of an unknown hominin from southern Siberia // Nature. 2010. V. 464. №7290. P. 894–897.
В статье использованы фотографии С. Зеленского.
Автор и редакция благодарят сотрудников ИАЭТ СО РАН д. и. н. М. В. Шунькова,
д. и. н. П. В. Волкова, М. Т. Сапронову за помощь в подготовке публикации