В относительно небольшой Европе, жители которой знают более сотни языков, можно выделить около 50 стран. Но, тем не менее, у всех людей в желудках одинаковое содержимое. Кишечник европейца, как и всех людей, – это пристанище огромного сообщества бактерий. Согласно последнему исследованию микромир желудка можно отнести к одной из трёх групп, на принадлежность которой не могут повлиять ни политика, ни географическое положение. Хотя это и звучит странно, но нас объединяют кишечные бактерии.
Наш кишечник содержит триллионы бактерий – так называемый микробиоценоз. Клетки микроорганизмов превосходят по численности наши собственные: на одну клетку человека приходится 10 клеток микробов.
Можно сказать, что человек – это сообщество процветающих бактерий, заключенных в оболочку человеческого тела. Не существует двух людей, у которых будет одинаковый набор бактерий: отличия, прежде всего, связаны с имеющимися видами, а также могут быть ещё сотни других бактерий, соперничающих за среду обитания.
Предыдущие исследования показали, что у взрослого человека наблюдается относительно стабильный микробиоценоз. Даже после приёма антибиотиков они на время отступают, но затем происходит восстановление состава в такой же пропорции, что и была до этого. Manimozhiyan Arumugam и Jeroen Raes из Европейской лаборатории молекулярной биологии (EMBL) сделали ещё одно открытие. Они полагают, что существует три основных разновидности биоценоза кишечника.
Они собрали образцы стула 22 европейцев из Дании, Франции, Испании и Италии, проанализировали ДНК, и сравнили результаты с 13 образцами из Японии. Они обнаружили, что все образцы можно разделить на три основные группы, которые они называли энтеротипами. Arumugam и Raes изучили анализы 154 американцев и 85 датчан, которые использовались в других исследованиях, и обнаружили, что их также можно отнести к одной из выделенных групп.
Обнаруженные энтеротипы не зависят от страны или континента. Но что удивительно, два года назад John Novembre показал, что генетические разновидности в Европе с поразительной точностью отражают их географическую принадлежность.
Энтеротипы ещё не получили такого подробного описания, как например, группы крови, но они уже могут использоваться в качестве медицинского показателя. Микробиоценоз помогает переваривать пищу и влияет на уязвимость организма к болезням, а энтеротипы как раз отражают особенности этих функций биоценоза. Каждый энтеротип имеет доминирующий вид бактерии и отличается соотношением представителей остальных видов. Бактерии принимают участие в расщеплении питательных веществ и специализируются на выработке некоторых витаминов.
Всё это только ориентир, пока ничего не говорится о том, что энтеротипы точно обозначают. Peer Bork, который проводил изучение, говорит, что деление на группы не зависит от употребляемой пищи. Но его команда занималась изучением кишечника представителей стран Европы и развитых стран. Возможно, что еще больше энтеротипов можно было обнаружить благодаря исследованию кишечника людей, живущих в деревнях, где всё ещё занимаются охотой и собирательством. К тому же более ранние исследования показали, что жители африканских деревень отличаются от европейцев составом кишечных микроорганизмов.
Вид энтеротипа не обусловлен возрастом, полом, национальностью или массой тела. Но на энтеротипе в неявной форме сказываются некоторые особенности его владельца. Например, у пожилых людей больше бактерий, специализирующих на расщеплении углеводов, но меньше микроорганизмов, борющихся с неблагоприятными воздействиями окружающей среды. Эти изменения могут отражать реакцию бактерий на перемены в организме их стареющих хозяев, чьи пищеварительные системы нуждаются в большей поддержке и чья слабая иммунная система уже не так хорошо сопротивляется.
Понятно, что это направление исследований только начинает развиваться.
«Это первое указание на то, что может существовать кишечная микрофлора, которая может быть репродуктивной у разных этносов», говорит Роб Найт, который также работает с кишечной микрофлорой. «Будет интересно в будущей работе определять, связаны ли эти энтеротипы с риском заболеваний, и репродуктивны у разного этноса и разных категорий возрастов».
«Я думаю, что знания об энтеротипах окажет влияние на здоровье человека» – утверждает Bork. Его команда получила данные о том, что люди с определённым заболеванием имеют одинаковый энтеротип. Хотя какое именно это заболевание они пока не сообщают. Всему своё время… Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|