Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » 7 мая - День радио. История заочного соперничества.

7 мая - День радио. История заочного соперничества.


7-05-2020, 07:13 | Наука и техника / Естествознание | разместил: Александр Дубровский | комментариев: (2) | просмотров: (1 528)

 

Так случилось, что почти на каждое открытие и изобретение по факту претендовали и претендуют несколько человек. В результате пальма первенства достаётся тому, кто оказался более шустрым и пронырливым, вовремя оформил патент и таким нехитрым способом вошёл затем в учебники.

 

В данном случае речь пойдёт, естественно, о российском учёном и изобретателе радио Александре Степановиче Попове, а что там в итальянских, британских и прочих заокеанских учебниках, и сколько у них «нобелевок», нам, по большому счёту, всё-равно и нашего Попова мы никому и ни за что не отдадим. Также как не отдадим Ломоносова, братьев Можайских, Жуковского, Циолковского, Зворыкина, Королёва, Гагарина, наконец и сотни других выдающихся русских, стоящих практически у всех истоков фундаментальных открытий и достижений человечества.

 

Кстати, на мой взгляд, с Днём радио необходимо поздравлять не только связистов и всех радиоспециалистов, но также и огромную армию моряков и корабелов. И вот почему.

 

Дело в том, что само появление и развитие радио обязано, в том числе, флоту российскому, который, как и вообще флот, является фактически самым древним массовым способом передвижения (перемещения людей и грузов) без участия тягловой силы животных. Не считая, конечно, рабов, перемещающих повозки с грузами и своими хозяевам.

 

Впрочем, у желающих поспорить о древности транспорта сегодня не их день, так что, возвращаемся к радио и неразрывно связанному с ним морю.

 

Если задуматься, то первая связь появилась на кораблях задолго до электричества. И вообще, корабельные системы в те времена, как и сами корабли, особенно военные, всегда впитывали в себя самые передовые технологии, часто становясь «полигоном» для их испытаний, совершенствования и внедрения уже не только во флот.

 

Внутрикорабельная связь существовала и развивалась в связи с жёсткой необходимостью коммуникаций между членами экипажа, особенно на больших кораблях. Сначала это были свистки и система жестов для руководства действиями матросов, потом появился машинный телеграф и система голосовых труб. Ведь что такое машинный телеграф? Это система передачи коротких текстовых сообщений, для оперативности заранее внесённых в память устройства. Если сказать просто, это первый в мире СМС с шаблонами сообщений.

 

Также, первым в мире ведомственным телефоном можно считать корабельную систему слуховых труб. Я думаю, каждый из нас много раз видел в историческом кино, как на мостике кто-то кричит в трубу, а на другом конце кто-то прижимается к этой трубе ухом. Что это, если не первая телефонная сеть?

 

На современном флоте сети связи, конечно же, намного сложнее и разнообразнее. Возможность позвонить домой через спутник или получить данные о погоде крайне необходимы и важны, но есть системы связи, без которых современные корабли были бы, в прямом смысле слова, просто мертвы. Это бортовые сети связи. К ним относятся и привычные, понятные нам, телефонные сети, и бортовой Wi-Fi, и сети Автоматизации Системы Управления Технологическими Процессами (АСУТП).

 

По сути, как живое существо пронизано нервами, которые связывают мозг с мышцами или рецепторами, так сети связи соединяют все службы и системы корабля в единый комплекс. Сеть связи — нервная система корабля. Именно она позволяет всем системам работать как единый, живой организм.

 

Когда Александр Попов изобрёл радио, то проверял он работу своего детища в первую очередь на Балтийском флоте.

 

Становление Попова как учёного не было никак заранее предопределено. Родившись в семье священника, изначально он, также как и старший брат, был направлен в церковную семинарию, которую закончил в 1873 году.

 

Однако, детская страсть к экспериментам заставила его пойти по пути естествоиспытателя. В 1877 году он поступает в Санкт-Петербургский университет на физико-математический факультет. При этом, со второго курса он учится, как сейчас это называется, на платном отделении. Для того, чтобы платить за обучение, студенту Попову приходится много работать. Он подрабатывает репетитором, электромонтёром, «объяснителем» на выставках. В 1882 году Попов защитил кандидатскую диссертацию.

 

Как и всегда, многие новые технологии развивались благодаря армии и флоту. Вскоре после защиты кандидатской, Попов устраивается преподавателем физики, математики и электротехники в Минном офицерском классе в Кронштадте. Именно это и заложило основу его сотрудничества с флотом.

 

Существует конспирологическая теория (не подтверждённая, но и не опровергнутая), что Попов, в том числе, был «агентом 007» своего времени. Он плотно сотрудничал с флотом, при этом активно интересовался новейшими зарубежными разработками. Так, например, во время поездки на выставку в Чикаго, Попов «по пути» посетил практически все возможные электромеханические лаборатории и заводы, вступил в Французское физическое общество для получения свежих новостей из европейского мира физики. И тут крайне важную роль сыграло то, что он был настоящим учёным и изобретателем: посещая зарубежные лаборатории он знал, куда смотреть, мог отделить рекламную шелуху от сути, увидеть «нутро» экспериментов.

 

Впрочем, оставим конспирологию и признаем очевидное: любого настоящего учёного всегда тянет ко всему новому, что необходимо для него как воздух.

 

Так Александр Попов подошёл к главному своему открытию — радио. Произошло это в 1897 году, когда изобретатель прочёл лекцию в Морском собрании Кронштадта «О возможности телеграфирования без проводов», а затем приступил к упомянутым выше испытаниям на Балтийском флоте в Финском заливе.

 

 

За год дальность передачи удалось увеличить с 600 м до 5 км, а также было обнаружено отражение радиоволн металлической конструкцией корабля, что позволило определять в дальнейшем направление для радиомаяков от передатчика к приёмнику.

 

Первое значимое событие произошло в 1900 году, когда в море был передан радиосигнал о бедствии. Сообщение было установлено между островами Куутсало, близ финской Котки, и Гогланд. Расстояние между станциями составляло более 40 км.

 

Этот случай прославил Попова, который работал в сложнейших условиях, устанавливая оборудование в авральном режиме. Это известная история, тогда были спасены дрейфующие на льдине рыбаки. Радиосвязь значительно упростила их спасение.

 

Кроме того, радиосвязь также сильно облегчила операцию по поддержанию обеспечения на броненосце «Генерал-адмирал Апраксин», застрявшему во льдах в ноябре 1899 года и вызволенному ледоколом «Ермак» в январе 1900 года. Тогда было передано порядка 440 сообщений. До этого информация передавались людьми, добирающимися в те места на лыжах.

 

В 1959 году в честь дня рождения Попова в Советском Союзе были выпущены почтовые марки, на которых в том числе был изображён тот самый сюжет о спасении рыбаков и радиосвязи между Куутсало и Гогландом.

 

 

А теперь об итальянском инженере Гульермо Маркони, одновременно с Александром Поповым работавшим над созданием радиосвязи.

 

В 1895 году Маркони обратился за финансированием своих проектов у себя на родине, в Италии, но получил отказ от министерства почты и телеграфа с формулировкой «в сумасшедший дом». После этого итальянец взял курс North-West и направился в Англию. Адмиралтейство Британии заинтересовалось идеями Маркони, и в 1896 году он подал свою первую патентную заявку. То есть, вновь, как и в России, первым откликнулся флот.

 

Через несколько десятилетий аппаратура Marconi Company была установлена на большинстве трансатлантических лайнеров. Причём, в бизнес-стратегии итальянца усматривалась некая «тактика уникальности», которую применяет сейчас многие новые технологические компании (например, у продукции Apple свои зарядки, своё ПО…).

 

Тем же самым, задолго до всех прочих последователей, изначально «заболел» и Маркони. Поговаривают, существовал целый регламент, запрещающий радистам тех или иных судов принимать сообщения от других судов, если те не были оборудованы аппаратурой Marconi Company. И вообще, Маркони очень ревниво относился к своему первенству и патентовал каждый свой шаг, сколачивая капитал на своих личных счетах и счетах своей компании. Однако независимо от каких-либо человеческих нюансов, надо отдать должное и ему и Александру Попову — они оба были гениальными изобретателями и учёными. Просто, как и во все времена, жили, скажем мягко, в разных мирах.

 

Попов трудился преимущественно в интересах военно-морских и прочих государственных ведомств и патентование своих разработок, равно как и накопление капитала, не являлось для него главной задачей. В конце концов, даже само понятие «интеллектуальная собственность» появилось у нас существенно позднее.

 

Тем не менее, Александр Попов также получал финансирование «за работы по внедрению радиосвязи на кораблях флота», а сумма его премии в 1900 году (за ту самую операцию по спасению рыбаков) составляла 33000 рублей, что равнялось на тот момент, на минуточку, порядка 2 млн долларов США по сегодняшнему курсу.

 

Несмотря на ревность итальянца к своему первенству, авторитет Александра Попова в мире стал настолько велик, что в том же 1900 году британская компания Маркони «The Marconi International Marine» пыталась связаться с русским учёным на предмет сотрудничества:

 

 

Однако ответа не последовало (по-крайней мере, так считается). Возможно, это было вызвано чрезвычайной занятостью Попова, но до сих пор многие считают, что Маркони и Попов были главными соперниками и до сих пор идут споры о том, кто из них внёс больше в развитие радиосвязи.

 

Также существует версия, что именно из-за своей работы с военно-морским флотом Попов не мог ответить Маркони. Понятие «государственной тайны» существовало уже тогда, а конкуренция Маркони и Попова была, в том числе, и конкуренцией между нашими странами.

 

Гульермо Маркони построил бизнес-империю, компании которой функционируют и сегодня. К примеру, в 2005 году компания Ericsson приобрела за 1,2 млрд. фунтов стерлингов фирму Marconi Corporation plc.

 

Александр Попов не только не разбогател, но даже и не стремился к этому, вкладывая всё финансирование в науку и изобретения. С его именем связаны предприятия: завод имени Коминтерна и завод имени Козицкого. Именно Попов в России считается главным изобретателем радио, на Воробьёвых горах ему установлен гранитный бюст на «Аллее учёных» Московского государственного университета.

 

 

И вновь разница между мирами. И в России (Российской Империи), и на Западе были и есть свои бедные и богатые, но у нас деньги всегда считались во многом чем-то зазорным. Русские купцы зарабатывали миллионы, сколачивали колоссальные капиталы, но не входили в «высшее общество». Даже фантастически богатые купеческие семьи считались у Российских элит «людьми второго сорта». В российской традиции деньги являлись средством, инструментом, но ни в коей мере не целью. На Западе же главным показателем успешности человека тогда и сейчас являются именно деньги. Так что, богатый Маркони не есть ни недостаток, ни достоинство, просто он сын своего мира, также как и скромный Александр Попов — такой, какой он есть, сын своего Отечества и плоть от плоти русский человек.

 

Когда радиоволны преодолели тысячи километров, они стали первым символом, во-первых, глобального мира, во-вторых, планеты Земля как родины всего человечества, которая не такая уж большая, как казалось до этого. Понимание единого мира вынудило корпорации, страны и государственные органы сесть за стол переговоров и начать вырабатывать единые правила и стандарты радиосвязи.

 

Так, чтобы тот же радиосигнал SOS был понятен и правильно прочтён на любом языке и в любой точке моря, суши и неба.

 

Поздравляю всех соотечественников Александра Степановича Попова с Днём Радио!

 

 

По следам «пиратской баржи».

 

 

Александр Дубровский



Рейтинг публикации:

Нравится10



Ключевые теги: День радио, Александр Попов
Комментарии (2) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

  1. » #2 написал: Классик (7 мая 2020 16:41)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Посетители
    публикаций 0
    комментариев 1080
    Рейтинг поста:
    0
    А про Теслу забыли?
    Именно он впервые осуществил передачу беспроводной энергии. Только передавал не милливатты, а мегаватты.
    Его задачей была беспроводная передача энергии, а не слабый радиосигнал. О радио -
    Об этом он заговорил ещё в 1890 году: «Недорогой аппарат позволит владельцу слушать в море или на земле музыку или песни, речь политического лидера, выдающегося учёного или проповеди священника, находящегося на огромном расстоянии».
    А в 1893-м Тесла выступил с докладом «О свете и других высокочастотных явлениях» в Институте Франклина в Филадельфии. Там он описал приёмник и передатчик, антенну, заземление, контур, катушку индуктивности, конденсатор и даже репродуктор, придуманный им ещё в Будапеште.

       
     


  2. » #1 написал: gsibirskij (7 мая 2020 08:10)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Эксперт
    публикация 1
    комментарий 1601
    Рейтинг поста:
    +1
    Это мой второй профессиональный праздник. С праздником, коллеги!


    --------------------
    Самая мелкая нелогичность в рассуждении - либо недостаток информации, либо обыкновенное враньё.

       
     






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map