» » » Автобиографическая память шимпанзе и орангутангов не отличается от человеческой — ученые

19-07-2013, 15:03 | Наука и техника / Естествознание | разместил: VP | комментариев: (2) | просмотров: (2 177)

Автобиографическая память шимпанзе и орангутангов не отличается от человеческой - ученые

Группа ученых из Дании и Германии нашли подтверждения наличию автобиографической памяти у шимпанзе и орангутангов, пишет Science Now.

Ряд долговременных экспериментов показал, что память о прошлых событиях устроена схожим образом у человека и у этих двух других приматов.

В начале эксперимента ученые поместили бананы в место, откуда достать плоды можно было лишь длинной палкой. При этом две разные палки оставили в разных ящиках в двух комнатам.

Животные могли наблюдать за всеми манипуляциями ученых. Затем приматам дали шанс воспользоваться полученной в результате наблюдений информацией: они нашли длинную палку, сняли ей бананы с высоко подвешенной платформы и на этом первая часть опыта была завершена.

Второй раз точно такой же опыт повторили спустя три года. Точно так же одетая экспериментатор вошла в те же комнаты и воспроизвела те же действия.

Обезьяны, как показало наблюдение, справились с задачей гораздо быстрее: что свидетельствует о способности восстанавливать в памяти сложную последовательность действий.

Также был проведен еще один опыт. От животных спрятали замороженный йогурт, и достать его можно было лишь при помощи деревянного шара, также спрятанного.

Через две недели шимпанзе и орангутанги вспомнили правильную последовательность действий, увидев те же качели, которые были в помещении ранее: хотя все остальные детали отличались.

Исследователи пришли к выводу, что способность запоминать ключевые детали происходящего и воспроизводить с их помощью целые эпизоды из прошлого доказывает наличие автобиографической памяти у шимпанзе и орангутангов.

Автобиографической памятью в психологии называют память о прошлых событиях, которая оформлена в качестве последовательности эпизодов. Ранее ученые были уверены, что подобным видом памяти обладает только человек, а другие виды способны лишь формировать простые ассоциации.

Исследователи из США выявили, что самки шимпанзе в общении между собой чаще склонны проявлять агрессию, чем по отношению к самцам. Такие результаты дал анализ жестикуляции, которую шимпанзе используют при ежедневном взаимодействии.

Источник: hi-fi-book.ru.

1. » #2 написал: Мойша Коцман (19 июля 2013 17:21)

Цитата: virginiya100
    Шимпанзе и орангутаны — ближайшие родственники человека

Чёт я таких родственников не знаю, всегда умиляло это выражения почти в каждой подобной статье, да обезьяны наделены определённой логикой, умом, но всё это в своих рамках, просто такой вот вид, приматов, то что где то какая то обезьяна чему то научилась, "даже если откинуть тот факт то чем они владеют просто в их рамках умений", то это не значит что через несколько тысяч лет волосы опадут, она выпрямится и станет человеком, скорей даже группа "Учёных" обезьян, вымрет в определённой зоне своего обитания, и никакой так называемой эволюции даже близко не произойдёт, процент вымирания будет весомее чем те цифры о которых проповедует дарвинизм, требуемые для эволюции.
    И самое главное, даже если принять такой факт как - "Адаптация", который действительно присутствует, и влияет на возможности и действия живущих в определённой зоне Существ, это не одно и тоже что Эволюция, причём очень часто именно Адаптацию пытаются выдать за Эволюцию, хотя по сути это разные вещи. К тому же Животные Адаптирующиеся к определённой среде не выходят за технические рамки своих возможностей, и третья нога у них не вырастает.

Стереотипность мышления часто мешает делать правильные выводы.

2. » #1 написал: virginiya100 (19 июля 2013 17:09)

Шимпанзе продемонстрировали почти человеческую память
    Автобиографическая память — это способность человека запоминать события о своей жизни в верной последовательности и составлять их в единую картину. Определение причины и следствия присущи только человеку, но осуществлять ментальное "путешествие во времени" и делать из этого выводы оказались способны ещё и крупные приматы.

"Наша работа доказывает, что человеческая память не уникальна. Мы делим некоторые наши способности с животными", — считает соавтор исследования Джема Мартин-Одрас (Gema Martin-Ordas) из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка.

Она и её коллеги проводили эксперименты с четырьмя орангутанами и восемью шимпанзе. Общая длительность исследования составила три года.

Первый этап испытаний прошёл ещё в 2009 году в зоопарке Лейпцига в Германии. Мартин-Одрас и двое её коллег положили банан на платформу, прикреплённую к клетке животных. Приматы могли достать лакомство только с помощью длинной палки.

Затем учёные спрятали две палки, одна из которых была достаточно длинной, чтобы достать банан. При этом животные видели, как люди прятали палки в двух коробках в разных помещениях. После того как инструменты были надёжно спрятаны, обезьян выпускали из клетки, чтобы они могли отыскать пропажу, вернуться в клетку и достать банан.

Шимпанзе и орангутаны — ближайшие родственники человека (фото Gombe Stream National Park, Tanzania).

Каждый примат прошёл тест четыре раза. После этого на протяжении последующих трёх лет подопытные участвовали в самых разных экспериментах. Иногда частью эксперимента было задание достать банан или отыскать спрятанный инструмент, но первоначальный опыт не повторялся.

В 2012 году исследователи повторили первое испытание. Орангутаны и шимпанзе воспроизвели свои действия и справились с заданием намного быстрее предыдущего раза. Это значит, что приматы способны восстанавливать воспоминания в нужном порядке, чего раньше за ними не замечали.

"Я отнеслась к идее эксперимента довольно скептически и была крайне удивлена, когда животные быстро нашли спрятанные палки", — рассказывает Мартин-Одрас.

В статье, опубликованной в журнале Current Biology, зоологи отмечают, что не стоит путать разные типы памяти. Ведь их существует огромное множество. Именно автобиографическая память всегда считалась уникальной для человека, и никто не мог подумать, что животное также проявит способности к ней.

Необходимо также добавить, что воспоминания формируются неодинаково. Человек дифференцирует прошедшие события на две группы — общие и специфические. К общим относится то, что происходит из раза в раз, систематически и регулярно. К примеру, собирательная память о посещении школы или университета. Специфические события — это одноразовые происшествия, то есть что-то уникальное, к примеру, день свадьбы.

Для запуска воспоминаний существует масса механизмов. Некоторые специалисты называют их якорями: к примеру, аромат каких-то духов может напомнить о самой тяжёлой экзаменационной сессии, а вкус имбирного пряника — о новогоднем отпуске в Альпах.

"У меня есть духи, которые каждый раз напоминают мне о том, как мне было пять или шесть лет, и я ходила в школу" —рассказывает исследовательница.

Мартин-Одрас и её коллеги использовали визуальный "пусковой механизм", когда работали с приматами, поскольку он является самым мощным.

Когда проходила вторая часть эксперимента и приматы должны были вспомнить, где и как спрятаны предметы, исследователи упростили им задачу: они воссоздали антураж, надевали ту же одежду, что и в прошлый раз, совершали действия в том же порядке и использовали прочие визуальные "ключи", чтобы сработал пусковой механизм памяти.

Орангутан пытается достать спрятанную в ходе испытания палку (фото Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology).

Чтобы точно убедиться в наличии у приматов автобиографической памяти, учёные провели ещё один опыт, чуть посложнее. С помощью деревянного шарика, который также спрятали, животные должны были достать замороженный йогурт. После нескольких тренировок они добились успеха, но им предстоял ещё один этап. Ровно через две недели животные должны были воспроизвести свои действия и единственным воспоминанием о прошедшем испытании служили качели, на которых лежало лакомство. Весь остальной антураж был совершенно иным. Удивительно, но приматы справились.

Способность восстанавливать события в голове очень важна для человека, поскольку именно этот навык позволяет нам планировать будущее. Когда мы пакуем вещи, чтобы отправиться в путешествие, мы начинаем вспоминать, что же мы забыли взять с собой в прошлый раз. К тому же, в основе любых человеческих взаимоотношений лежат воспоминания, которыми мы делимся друг с другом.

Биологам осталось выяснить, осознают ли приматы, что это их воспоминания, когда что-то пробуждает их в памяти. Мартин-Одрас сравнила автобиографическую память с фильмом: наш мозг — это жёсткий диск, на который записано множество фильмов, а "якоря" — это кнопка "play", которая запускает воспроизведение какого-либо из этих фильмов. При этом человек прекрасно осознаёт, что это — именно его воспоминания, но осознают ли это шимпанзе и орангутаны — пока неизвестно.

Проблемы с памятью, её записью и воспроизведением, в нашем мире очень распространены. Если Мартин-Одрас и её коллегам удастся довести своё исследование до логического завершения, то, возможно, оно приведёт к лучшему пониманию человеческих проблем с памятью. И тогда станет понятно, как можно от них избавиться.
    Вести.ру