» » » Геологи помогут установить пути миграции майя

Геологи помогут установить пути миграции майя

16-09-2009, 14:12 | Наука и техника / Естествознание | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (1 977)

Древние майя и не подозревали, что строили свои города на месте падения крупнейшего в истории Земли метеорита. Теперь археологи смогут использовать это совпадение для получения информации о миграции древнего народа.

Доктору Адриану Гилли (Adrian Gilli) из Высшей технической школы Цюриха и его коллегам удалось подробно выяснить состав и возраст пород, слагающих кратер Чиксулуб. По мнению авторов работы, эти данные должны крайне заинтересовать археологов, которые смогут изучать, как перемещались люди и предметы на территории современной Мексики.

Падение метеорита

В конце 70−х годов физик Луис Альварес и его сын геолог Уолтер Альварес нашли иридиевые аномалии в морских отложениях мезозойского и кайнозойского периодов. Тогда ученые решили, что иридий мог иметь только внеземное происхождение. Это означало, что он попал на нашу планету вместе с метеоритом. Действительно, ученые выяснили, что 65 млн лет назад огромный метеорит диаметром 95 кв. км ворвался в атмосферу Земли и упал на северо-западе полуострова Юкатан (Мексика). Так образовался ударный кратер, который ученые назвали Чиксулуб. Это падение стало настоящей катастрофой, вызвавшей множество самых ужасных последствий, в том числе, по мнению некоторых специалистов, массовое вымирание видов и исчезновение динозавров.

Обнаружить кратер было действительно сложно. Он скрывался под слоем осадочных пород толщиной более 2 км. В течение десяти лет кратер бурили, проводили сейсмическое зондирование, гравитационный и геомагнитный анализ. Но этих данных оказалось недостаточно, чтобы представить полную геологическую историю кратера.

Карстовое кольцо

Уникальная особенность кратера Чиксулуб — большое количество сенотов (на языке майя «цонот» обозначает нечто глубокое). Сеноты — это карстовые формы рельефа: воронки, углубления или пещеры, образующиеся в известняковых породах. В кратере Чиксулуб таких сенотов множество, они образуют целое кольцо. «Кольцо с карстовыми воронками имеет ширину примерно пять километров. Эти воронки соединяются друг с другом целой системой подземных каналов, которые впадают в Мексиканский залив», — рассказывают авторы работы. Интересно, добавляет доктор Гилли, что майя проводили в сенотах обряды жертвоприношения. Они считали, что пещеры это вход в иной мир.

Внутри кольца карстовых воронок находятся более твердые породы, не подверженные процессам выветривания. «Очень важно, что породы внутри кольца и снаружи имеют разный возраст. Самому кольцу 2−3 миллиона лет, а территории снаружи десятки миллионов лет», — рассказывает ведущий автор исследования.

Археология и геология

Гилли и его коллеги определили соотношение изотопов стронция (87 Sr/ 86 Sr) и датировали таким образом породы в разных точках кратера. Ученые пришли к выводу: породы кратера неоднородны по своему составу и возрасту. Вообще по соотношению изотопов стронция можно не только датировать породы, это еще и целый кладезь информации для археологов. Дело в том, что из твердых подстилающих пород стронций попадает в почву, реки озера. Таким образом он включается в пищевые цепи — через растения попадает в организм животных и, наконец, оказывается в организме человека, накапливаясь в костях. Соотношение изотопов стронция в породах должно соответствовать соотношению изотопов в костях людей, живущих на данной территории. Именно поэтому, зная распределение изотопов в горных породах, можно выяснить, как шли пути миграции людей. «Майяпан, последняя столица Майя, находится в пределах карстового кольца. А Чичен-Ица — за его пределами», — говорит доктор Гилли. Теперь, когда геологи знают, как распределяются изотопы стронция в пределах кратера, остается сопоставить эти данные с соотношением изотопов стронция в останках майя. Тогда можно восстановить полную картину миграций людей из одних частей полуострова Юкатан в другие. Аналогичным способом можно исследовать и предметы материальной культуры — где они производились и как далеко перемещались от места изготовления до места использования.

Результаты работы опубликованы в журнале Geology.

Источник: © ООО "Инфокс-Интерактив" 2009 г..

1. » #1 написал: VP (18 сентября 2009 13:29)

ГЕОЛОГИ ПЕРЕПИШУТ ИСТОРИЮ ДРЕВНИХ МАЙЯ

Геологические данные о строении полуострова Юкатан в Мексике могут разрешить загадку, связанную с этой древней цивилизацией.

Известный фильм Мела Гибсона "Апокалипсис" был подвергнут критике со стороны некоторых ученых-майянистов и общественности народа майя. Они считают, что обычаи народа, прежде всего человеческие жертвоприношения, показаны в фильме совершенно неверно и оскорбляют память высокоцивилизованных майя. Кроме того, по их мнению, испанские конкистадоры не уничтожили варварство, а, наоборот, сами сожгли на кострах инквизиции сотни тысяч индейцев. Удивительно, что критики не обратили внимания на главную ошибку Гибсона, - во времена появления конкистадоров на Юкатане никакой великой цивилизации майя уже давным-давно не существовало, хотя сами индейцы продолжали жить на полуострове. Однако причины упадка цивилизации до сих пор не ясны, и для решения этой проблемы очень ценными оказались исследования швейцарских геологов во главе с Адрианом Гилли.

Древние майя жили на покрытом осадочными породами огромном метеоритном кратере Чиксулуб. Сейчас считают, что упавший здесь 65 млн лет назад метеорит вызвал глобальные изменения на планете, из-за которых вымерли динозавры. Особенностью кратера является большое количество сенотов - заполненных водой воронок, образующихся в известняковых отложениях. По всей видимости, сеноты служили основным источником пресной воды для майя. Геологи измерили соотношение изотопов стронция Sr-87 и Sr-86 и сравнили значения для образцов почвы и образцов костей древних майя. Так как стронций включен в пищевую цепь, то значение соотношения для костей будет совпадать со значением для только той почвы, на которой жили эти индейцы. Таким образом можно определить пути миграции майя, которая происходила, как сейчас считает большинство майянистов, из-за изъятия слишком большого количества воды из сенотов для орошения. Нехватка питьевой воды и стала причиной падения великой цивилизации - это очень показательная экологическая катастрофа, вызванная самим человеком.