Еще Аристотель высказывал предположение, что пчелы-разведчицы могут рассказывать своим товарищам по улью, где находятся цветы со сладким нектаром.
Но «подслушать» разговоры пчел ученым удалось только в 20-х годах прошлого века. Сделал это австрийский зоолог Карл фон Фриш. За открытие пчелиного языка ему впоследствии (через полвека) была присуждена Нобелевская премия. Фриш поместил пчелиную семью в специально сконструированный стеклянный улей, через стенки которого жизнь насекомых была видна во всех подробностях. Можно было наблюдать, как пчела-разведчица, обнаружив за пределами улья блюдце с сиропом, возвращается домой и исполняет причудливые «танцы» со множеством замысловатых фигур. Посмотреть на ее «выступление» слетается все семейство рабочих пчел. И вскоре к блюдцу устремляется армия пчел-сборщиков. Язык танца и есть тот язык, на котором пчелы общаются друг с другом.
Каждое пчелиное па имеет свой смысл. Первое, что должна сделать разведчица, — подать обитателям улья позывные «слушайте все». Для этого она машет крыльями и выделяет особое вещество, которое ученые называют феромоном привлечения. Затем приступает к танцу, то есть рассказу. Проще всего донести до собратьев весть о том, что цветок рядом: пчеле нужно просто бегать по кругу то в одном, то в другом направлении. Если же цель находится довольно далеко, танец усложняется: пчела то крутится из стороны в сторону, то бежит по сотам прямо, двигая брюшком, то по диагонали. Траектория ее танца напоминает восьмерку: описав полукруг, пчела движется по прямой, как бы соединяя две его точки, а затем совершает второй полукруг — уже в обратном направлении.
Если пчела бежит по прямой снизу вверх, значит, лететь за нектаром нужно к солнцу, а если сверху вниз — от солнца. Удивительно, но имеет значение и угол, под которым пчела отклоняется в танце от воображаемой вертикальной оси: разведчица указывает сборщикам угол между направлением на солнце и направлением на цветок. Многие ученые до недавнего времени не верили, что пчелы используют такой сложный и разнообразный язык. Только в начале 90-х годов удалось развеять сомнения благодаря разработанному датчанами роботу-пчеле. Это миниатюрное механическое создание в точности повторяло все фигуры описанного Фришем танца, и пчелы летели именно туда, куда им указывал робот.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2345
Рейтинг поста:
--------------------