Как и у людей, у орангутангов есть свои традиции, поведенческие стереотипы, которые, как и у нас, варьируются от региона к региону, от популяции к популяции. Например, обезьяны, живущие на болотах Суматры, используют прутики, чтобы проверить, есть ли мёд в дупле. А вот за орангутангами с прибрежных территорий ничего такого никогда не замечали.
Исследователи долго ломали голову над тем, как возникают «этнокультурные» различия между популяциями. По одной из гипотез, всё дело в копировании: одна обезьяна наблюдает за другой и повторяет её действия. Однако даже самые тщательные полевые исследования не смогли однозначно подтвердить предположение о социальном обучении. Очередная работа, проведённая зоологами из Цюрихского университета (Швейцария), отчасти помогает выяснить, как возникают такие различия.
Наблюдая за взрослыми, молодые орангутанги представляют, как можно использовать орудия труда. (Фото Oakesjohn.)
Правда, на сей раз исследователям помогло экологическое ЧП. Исчезновение лесов на Суматре привело к тому, что многие молодые орангутанги начали искать новый ареал. Чтобы облегчить им переход, странствующих обезьян, среди которых есть совсем ещё «зелёные», отлавливают и держат какое-то время в карантине. В одном из таких карантинов оказались молодые орангутанги, которые шли с разных берегов реки Алас. И тогда учёные решили проверить, как эти обезьяны будут обращаться с инструментами. Орангутангам выдали палочки, с помощью которых они могли придвигать к себе еду или ковыряться в куске дерева, чтобы выяснить, есть ли в нём мёд. Обезьяны с обеих сторон реки одинаково справлялись с первой задачей — то есть, как заключили исследователи, у всех подопытных было понимание того, что палочку можно использовать как инструмент.
При этом большинство (9 из 13) орангутангов с западного берега применяло инструмент, чтобы проверить ещё и наличие мёда. Что же касается восточнобережных особей, то на такое были способны только 2 из 10. В статье, опубликованной в журнале Current Biology, авторы подчёркивают, что сообразительные западнобережные орангутанги были всего четырёх лет от роду, а в таком возрасте дикие обезьяны ещё не занимаются добычей мёда.
Как полагают учёные, обезьяны овладевают навыками использования инструментов следующим образом. Маленький орангутанг видит, как большие обезьяны обходятся с прутиками. И у него складывается образ того, что можно делать с этим инструментом. Попав впоследствии в ситуацию, в которой требуется использовать орудие труда, он делает это благодаря своим представлениям. Можно сказать, у орангутангов теория предшествует практике: сначала «молодой специалист» наблюдает за «старым мастером», а потом переходит к практическим манипуляциям. Здесь важно то, что обезьяна запоминает манипуляции с палочкой уже тогда, когда перед ней нет таких задач. Копирование ли это? Нет, скорее запоминание, обобщение и воспроизведение.
Правда, скептически настроенные оппоненты уже указали авторам работы на один минус в их выводах. Обезьяны, оказавшиеся в карантинном лагере, могли уже поупражняться в использовании палочек, так что исследователи застали середину процесса обучения. Это значит, что говорить о «культурных идеях», которые предшествуют применению инструментов, говорить пока рано: для этого нужно проследить за обезьянами буквально с рождения и до того момента, когда она возьмёт палочку в лапы.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+