» » » Парникового эффекта оказалось недостаточно для объяснения древнего потепления

Парникового эффекта оказалось недостаточно для объяснения древнего потепления

26-07-2009, 12:06 | Наука и техника / Естествознание | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (2 248)

Глобальные температурные изменения за последние несколько сотен миллионов лет. Иллюстрация с сайта rst.gsfc.nasa.gov

Климатологи доказали, что парниковый эффект, вызванный ростом уровня углекислого газа в атмосфере 55 миллионов лет назад, не является основной причиной резкого глобального потепления в этот период, сообщает AFP.

В рамках исследования ученых интересовали причины возникновения так называемого позднепалеоценового термального максимума (Palaeocene-Eocene Thermal Maximum - PETM). В это время средняя температура Мирового океана составляла 23 градуса по Цельсию. При этом воздух на планете прогрелся в среднем на 5-6 градусов всего за несколько лет.

Традиционно считается, что причиной роста температур стал парниковый эффект, вызванный повышенным содержанием в атмосфере метана и углекислого газа. Последнее было обусловлено вулканической активностью и таянием океанических гидратов. В рамках новой работы ученые смоделировали условия на планете в тот период времени и пришли к выводу, что концентрация парниковых газов в атмосфере могла вызвать рост температур не более чем на 3,5 градуса по Цельсию.

Объяснить дальнейший рост исследователи пока не в состоянии. Они полагают, что дело в скрытых факторах, которые большинство климатических моделей просто не учитывает. В качестве примера такого фактора исследователи приводят следующий. Известно, что из-за таяния площадь ледяных шапок уменьшается. При этом растет площадь океанической поверхности, на которую падает солнечный свет. В результате температура воды увеличивается, что, в свою очередь, ускоряет таяние льда.

По словам исследователей, это типичный пример положительной обратной связи. В данном случае это означает, что результаты изменений провоцируют еще большие отклонения системы. Ученые отмечают, что подобные механизмы в климате изучены достаточно слабо.

Так, совсем недавно исследователям удалось обнаружить в климатической истории Земли признаки работы неожиданной отрицательной обратной связи (то есть, когда произошедшие изменения "угнетают" дальнейшие отклонения системы). Ученые установили, что похолодание, которое произошло через несколько миллионов лет после позднепалеоценового термального максимума, замедлялось растениями, обитавшими в то время на планете.

Источник: Lenta.ru.

1. » #1 написал: VP (26 июля 2009 12:10)

Ученые предсказали последствия глобального потепления для Австралии

Ученые из Австралийского национального университета предсказали последствия глобального потепления для Австралии, используя данные о климатических изменениях, происходивших во время последнего ледникового периода около 20 тысяч лет назад. Об этом сообщается в пресс-релизе, опубликованном на сайте университета.

Данные результаты были получены в рамках совместной работы ученых из 11 стран мира. Основной целью сотрудничества было составление подробной карты температурных изменений океанической воды, которые происходили во время ледникового периода на территории всей планеты. Эта карта будет опубликована в журнале Nature Geoscience.

Исследователи анализировали донные отложения того времени. В частности, ученых интересовало количество окаменелых останков планктона (который лучше размножается в теплой воде) в них.

Ученым удалось установить, что в прошлом средние широты (в Австралии это вcе, что расположено южнее города Брисбен) были наиболее уязвимы для климатических изменений. Рост температуры там составлял шесть-десять градусов, в то время как в тропических регионах - всего около двух. Основываясь на этих данных, ученые определили, что север Австралии будет становиться более влажным, а юг - более сухим.

По словам специалистов, средняя температура океанической воды во время ледникового периода была на 10 градусов ниже, чем сейчас. После этого, однако, наступило самое масштабное в "недавней" геологической истории Земли потепление. По мнению многих климатологов, результаты наступающего глобального потепления могут быть аналогичны изменениям, происходившим тысячи лет назад.

Вечная мерзлота станет часовой бомбой в глобальном потеплении

Тем, кто впервые оказался на Севере Сибири или, скажем, на Аляске, может показаться, что здесь почти ничего не живет и уж тем более ничего не меняется, так как здесь круглый год вечная мерзлота. Но это лишь первое впечатление, на самом деле в наши дни здесь происходят очень заметные изменения, которые, однако могут привести к климатической катастрофе.

Эндрю Якобсон, профессор геологии из Северо-Западного Университета США говорит, что в наши дни таяние зон вечной мерзлоты идет чрезвычайно высокими темпами. Якобсон сравнивает зону вечной мерзлоты в северном полушарии нашей планеты с часовым механизмом бомбы. На сегодня в зоне вечной мерзлоты находится примерно пятая часть всей поверхности суши в северном полушарии.

Под слоем льда здесь в большинстве своем болота, промерзшая почва, останки древних растений и даже животных. А еще здесь есть углекислый газ и метан, который с потеплением климата и таянием вечной мерзлоты высвобождается и попадает прямиком в атмосферу планеты. По оценкам западных исследователей сейчас в вечной мерзлоте еще покоятся не менее 1600 гигатонн углекислого газа, при том, что содержание СО2 в атмосфере по всей планете сейчас на превышает 850 гигатонн. Одна гигатонна составляет 1 млрд метрических тонн вещества.

"Вечная мерзлота всегда служила для Земли неким бездонным поглотителем углекислого газа. Однако процесс глобального потепления грозит нам растоплением мерзлоты и запуском процесса, который шел миллионы лет в обратном направлении, причем по супербыстрому сценарию. Если мерзлота начнет отдавать хранящийся там CO2, то процесс глобального потепления ускорится в разы", - говорит профессор Якобсон.

По его расчетам, чем больше мерзлоты будет таять, тем активнее будет происходить потепление и это в свою очередь будет лишь ускорять дальнейшие процессы таяния. В итоге получается замкнутый круг, который с каждым оборотом становится все более опасным.

Эндрю Якобсон с коллегами, работающими в рамках научного проекта по исследованию арктических регионов, в этом году провели исследование воды в реках, находящихся в 250-километровой зоне от полярного круга. Значительная часть исследований проводилась на территории Аляски и Канады. Исследователь говорит, что добраться до большинства таких приполярных рек и водоемов нелегко - здесь почти нет дорог, погода, как правило, всегда плохая, а сами условия никак не способствуют научной работе. И тем не менее, поставленная задача была выполнена.

Геологи выполнили комплексный и взаимодополняющий анализ не только уровней CO2, но и изотопов таких элементов, как кальций и стронций, которые выполняют роль природных маркеров, указывающих на скорость таяния вечной мерзлоты. Первичные данные ученых показали, что реки и зоны еще существующей вечной мерзлоты имеют совершенно разные композиции изотопов кальция и стронция.

Якобсон говорит, что когда мерзлота в летний период тает, то большая часть талой воды идет в реки и летом исследователи зафиксировали серьезный рост искомых изотопов, что говорит об их поступлении из зон мерзлоты. Причем, если раньше повышенное содержание наблюдалось лишь полтора-два месяца, сейчас почти все лето в реках содержатся "изотопы мерзлоты", что говорит об активизации процессов таяния.

Последние исследования были проведены в Аляске в мае этого года. В следующий раз на места сбора проб геологи планируют вернуться в октябре этого года.