» » » Пчёлы могут усваивать абстрактные понятия

Пчёлы могут усваивать абстрактные понятия

5-05-2012, 01:41 | Наука и техника / Естествознание | разместил: Swarm | комментариев: (1) | просмотров: (1 829)

Пчёлы способны оперировать понятиями различия и сходства или расположения в пространстве без привязки к конкретным предметам, которые эти понятия описывают.

Пчела выбирает контейнер с сиропом, расположенный в определённой комбинации рисунков. (Фото авторов исследования.)

В повседневной жизни нам постоянно приходится иметь дело с абстрактными понятиями. Для этого вовсе не надо быть математиком: мы, например, используем такие конструкции, как «тот же самый», «отличный», «больше», «меньше» и т. д. независимо от того, сравниваем два числа или два дерева. Считается, что способность оперировать абстрактными понятиями свойственна только приматам и что она развивается во многом благодаря языковым навыкам.

Исследователи из Национального центра научных исследований (Франция) обнаружили, что таким же даром обладают ещё и пчёлы. Насекомые должны были выбрать между комбинациями двух абстрактных изображений; в одном случае картинки находились бок о бок друг к другу, в другом — друг над другом. Каждая комбинация сопутствовала контейнеру с сиропом или с горьким хининовым раствором, причём контейнер располагался точно между двумя картинками, составлявшими комбинацию. Естественно, пчёлы должны были в итоге предпочесть сладкую награду. Но соль эксперимента заключалась в том, что неизменным оставался лишь принцип комбинации, то есть сладкий сироп всегда был связан только с горизонтальным расположением картинок. Сами же картинки менялись.

Иными словами, насекомые должны были усвоить понятие «бок о бок» или «одно над другим» независимо от того, что именно находилось в таком расположении.

В статье, опубликованной в журнале PNAS, исследователи пишут, что после тридцати попыток пчёлы выучивали, где их ждёт награда. И затем, когда учёные меняли изображения на незнакомые, насекомые всё равно устремлялись туда, где расположение этих незнакомых картинок указывало на сироп. После этого задача была усложнена. До сих пор картинки в комбинациях резко различались. Теперь же учёные стали использовать в комбинациях «бок о бок» и «одна над другой» либо одинаковые, либо разные изображения. Соответственно, менялось и условие награды. Но пчёлы сумели усвоить и понятие о сходстве и различии, хотя картинки опять-таки употреблялись самые разные.

Результаты работы говорят о том, что для операции с абстрактными понятиями вовсе не нужна сложная организация мозга по типу млекопитающих. И, по-видимому, эта способность не зависит от развития речевых навыков. В ближайшем будущем исследователи попытаются выяснить, какие нейронные структуры у насекомых дают им возможность воспринимать абстрактные понятия и концепции.

Подготовлено по материалам Национального центра научных исследований.

1. » #1 написал: virginiya100 (10 февраля 2013 19:24)

Пчелы жестоко подавляют оппозицию

В последнее время ученые заинтересовались вопросом: как коллективы животных принимают согласованные решения?
    1-ые же эксперименты проявили, что механизм
    принятия групповых решений труднее, чем просто следование за большинством. По словам биологов, коллектив действует подобно одному большенному мозгу. На этот раз объектом исследования ученых стали пчелы.

Ученые приходят к мнению, что базисные принципы построения организованного коллектива сходны у различных организмов, от бактерий до высших