Несмотря на объявленные президентом Казахстана реформы об увеличении гражданских свобод, в 2020 году ситуация со свободой слова в стране не улучшилась. За год по данным фонда защиты слова «Адил Соз» было совершено 12 нападений на журналистов, а также 25 сотрудников СМИ, блогеров и активистов были задержаны за выражение мнения.
Источник: Казахстан: Власть боится растущей гражданской активности
«Власть оказалась не готова к открытому диалогу с обществом. На уровне практического взаимодействия с журналистами и гражданскими активистами ею использовались старые методы репрессий, запугивания, игнорирование информационных запросов, различные виды цензуры, попытки, в том числе судебные, дезавуирования негативной информации как общего, так и частного характера», – говорится в итоговом за 2020 год отчете «Адил Соз».
Также по мнению экспертов, в стране отчетливо проявляется страх перед растущей активностью гражданского общества и предпринимаются попытки управлять свободой выражения через усиление регулирующих и исполнительных органов власти.
По мнению политолога Виктора Ковтуновского, говорить о переменах в области демократизации общества не приходится.
«Хуже не стало, но и улучшения скорее косметические. Репрессии в отношении прессы, правозащитников и политических активистов можно назвать точечными – в отношении отдельных персон или организаций, а также сезонными, например, связанными с избирательной кампанией», – сказал политолог.
В конце 2020 года ряд неправительственных организаций в Казахстане столкнулись с прессингом со стороны налоговых служб из-за неточностей в информационных отчетах. С ноября 2020 года 15 организаций получили уведомления о больших штрафах и о приостановлении деятельности на определенный срок.
В защиту неправительственных организаций выступили международные организации и ассоциации, такие как Human Rights Watch, Amnesty International, Frontline Defenders, Transparency International, Freedom House, Гражданская платформа «Солидарность».
Обвинение более десяти правозащитных организаций в якобы допущенных нарушениях налоговой отчетности – это грубейшее превышение своих полномочий налоговыми органами Казахстана, – сказала Мари Струтерс, директор по Восточной Европе и Центральной Азии Amnesty International. – Это циничная попытка погасить любую критику именно тогда, когда независимое мнение имеет наибольшее значение.
Представители казахстанских НПО заявили, что реальным основанием для прессинга была указка властей для создания помех в работе организаций перед парламентскими выборами 10 января 2021 года, а не действительные нарушения налоговых норм.
Однако после бурной кампании самих организаций, освещения проблемы в СМИ и резонанса международных правозащитных организаций налоговики пошли на попятную. 4 февраля налоговые службы отменили штрафы трем организациям и отменили запрет на деятельность. Административные дела прекратили в виду отсутствия состава преступления и предоставления документов.
По мнению правозащитника Евгения Жовтиса, действия властей можно объяснить профилактикой протестов в свете событий в России, Беларуси и Кыргызстане.
«Это попытка властей таким образом предупредить влияние на внутреннюю политику НПО, хотя это ошибочное мнение. Мы занимаемся проектами продвижение демократии, верховенства закона и права», – сказал Жовтис.
От прессинга активистов до атаки на организации
Согласно данным The Human Freedom Index за 2020 год, Казахстан занял 75 место из 162 в рейтинге свободы человека, куда входят показатели личных, гражданских и экономических свобод в разных сферах деятельности.
Индекс человеческой свободы определяется 76 показателями, таким как верховенство закона, безопасность, свобода религий, свобода ассоциаций и гражданского общества, свобода выражений, защита прав собственности и так далее. Примечательно, что именно в категории свобода ассоциаций и гражданского общества Казахстан набрал 3,7 баллов из 10, что ниже всех остальных показателей.
Лидерами рейтинга являются такие страны как Канада, Гонконг, Швейцария и Новая Зеландия.
В начале февраля 2021 года редактора газеты «Уральская неделя» Лукпана Ахмедьярова задержали полицейские, когда он ехал в Атырау для подготовки материала о гражданском активисте Максе Бокаеве, который вышел на свободу спустя пять лет заключения. Позже Ахмедьярову предъявили обвинение по статье Административного кодекса. 13 медиаизданий выступили в поддержку Ахмедьярова, назвали преследования политическими и потребовали прекратить их.
В начале января 2021 года суд вынес решение об аресте на два месяца 46-летнего активиста из Шымкента Нуржана Мухамедова, выступавшего ранее в поддержку политзаключенных и против «китайской экспансии». Его обвиняют в участии в запрещенной организации.
«Поводов для задерживания людей становится больше. Повышается гражданская активность, и стало больше задержаний. Меня больше волнует, что фокус сместился с активистов именно на правозащитные организации, которые сами не заявляют никаких требований на улицах, работают экспертно и в рамках закона», – сказала правозащитница Татьяна Чернобиль.
«Слышащее государство», о котором не раз заявлял президент Касым-Жомарт Токаев, должно реагировать на возмущение и чаяния людей, а не принимать решение за закрытыми дверями. В демократическом обществе у человека должно быть право высказывать свое мнение мирно в общественных местах, а споры должны решатся законно.
Чернобиль отмечает, что история с налоговым давлением на группу НПО в Казахстане говорит о том, что наряду с задержаниями отдельных активистов начинается уже атака на организации. Несмотря на то, что власти в конце концов не запретили их деятельность и отменили штрафы, кейс может служить негативным прецедентом в будущем.
«Это плохо для всего общества, потому что правозащитные организации призваны отслеживать, насколько государство качественно и в полной мере выполняет свои обязательства в области прав человека. Такие организации осуществляют мониторинговую деятельность, аналитику, коммуникацию с властями, достигают положительных перемен в обществе», – пояснила правозащитница.
Пока, по мнению политолога Ковтуновского, в Казахстане не наблюдается усиления или расширения политических репрессий.
«События в Беларуси, Кыргызстане или Российской Федерации, наверняка, производят впечатление на наших должностных лиц, но решения они принимают все-таки ориентируясь на казахстанский политический календарь или на активность нашей внесистемной оппозиции», – сказал эксперт.
Несмотря на то, что налоговые претензии в адрес неправительственных организаций госорганы отозвали, окончательной точки в деле нет. Однако то, что государство в любой момент может становить деятельность любого объединения, используя для этого подходящий силовой орган – сам по себе очень тревожный сигнал и казахстанскому обществу, и зарубежным партнерам.