А помните, ув. друзья, такой милый жанр СМИ 1990-х, как "наша землячка Инна, учительница английского, стажировалась четыре месяца в Америке и сейчас расскажет, как правильно жить"?
Насколько я помню, одним из главных тезисов вернувшихся учительниц, разъясняющих моральное превосходство американского человека над постсоветским, служил следующий:
- У нас тут чудовищный патернализм, застарелая инфантильность общества. Мы постоянно на кого-то надеемся - на доброго царя, на родную советскую власть, теперь вот на крепких хозяев и эффективных собственников - а в Америке родители детей с детства учат: никто тебе ничего не должен. Рассчитывать можешь только на себя. Приучают их зарабатывать с детства. Нам кажется, что они все на деньгах повёрнуты - но на самом деле они просто знают деньгам цену, у них халявы не бывает. Их воспитывают бойцами etc.
Спустя четверть века, читая в американских СМИ примерно через день бойцовские заголовки вида "Нам нужен универсальный базовый доход и он нам нужен сейчас!" - я с интересом спрашиваю себя, куда же делась эта воспетая учительницами из моей юности акулья самостоятельность, откуда проклюнулись в стране, которую наше общество худо-бедно косплеило столько лет, столь ядрёные инфантилизм & патернализм. Что заставляет, по последним данным, 67% граждан страны великих возможностей в возрасте 18-29 лет мечтательно жмуриться при звуках фразы "тыщу баксов для всех даром, и чтоб никто не ушёл обиженным"?
Имеется только одна худо-бедно убедительная версия: зомбификация экономики, на которую указывают уже пару-тройку лет.
Если в передовой державе расплодить достаточное количество крутейших мега-компаний, имеющих при множестве достоинств (приверженность ценностям равенства, гендерное и расовое разнообразие персонала, ежегодное отмечание прайд-месяца, неприятие буллинга и абьюза, передовые механизмы внутрикорпоративного взаимодействия) один мелкий недостаток - хроническую убыточность, покрываемую дешёвыми кредитами, то само представление о соревновательности, успехе и бойцовском характере претерпит быстрые и драматические изменения.
Все, кто имел возможность сравнить работу в конторе, живущей на свои, с конторой государственной — прекрасно знает, сколь чудовищно различно там живут люди и как по-разному выглядят добродетели и пороки.
Так вот: работодатель-зомби, живущий в долг на дешёвых деньгах — мутирует неминуемо в ту же госконтору, только менее ответственную. А если завести их много и сделать нормой, и добавить десяток-другой миллионов рабочих мест, сводящихся фактически к т.н. социальному активизму, словом, на совесть отвязать благосостояние от прилагаемых усилий — можно стаю акул за поколение превратить в колонию морских желудей, чьи амбиции сводятся к «прикрепиться к днищу судна в козырном месте».
Я даже не берусь гадать, как будет выглядеть ядерная держава с авианосцами и Голливудом, которую у поколения акул без страха и упрёка примет поколение желудей.
У нас, ув. друзья, есть уникальный шанс: дожить до времени, когда вернувшиеся со стажировки в авторитарной России или коммунистическом Китае в родную депрессивную Калифорнию училки будут со вздохом рассказывать о бойцовых качествах русских, самостоятельности китайцев и отсутствии у них этой нашей вечной надежды на халяву, из-за которой, kids, у нас перебои с электричеством, бомжи и грязь на улицах.
Источник
Рейтинг публикации:
|