Я ― русский. Когда-то Леонид Осипович Утесов начинал свою книгу словами: «Я родился в Одессе. Нет, я не хвастаюсь. Я действительно родился в Одессе». И я не хвастаюсь. Просто так сложилось. Более того, каюсь ― иногда даже сетую на свою «русскость». Вот был когда-то высоким чиновником. Поссорился с тогдашним президентом, психанул и подал в отставку. Тут еще на нервах «моторчик» зашалил. Говорю своей еще дорабатывающей секретарше: «А позвони-ка моему другу ― послу Израиля. Пусть сделает мне визу: полечу на Землю обетованную ― развеюсь, проверюсь».
Она соединяется с посольством, переговаривает с кем-то и недоуменно объясняет. Они, мол, не могут соединить, так как прочитали о вашей отставке и уже стерли вас из списка друзей. Не успел даже удивиться, как вдруг по мобиле звонит посол Китая и приглашает меня на чаек. Я ему объясняю, что мое прошение об отставке уже принято президентом. Поэтому зачем я ему. Посол отвечает, что знает об этом. (Китайцы всегда всё знают.) Но он приглашает меня как давнего приятеля, а не как статусную персону.
И вот я много раз пытался стать ментально евреем ― стирать из телефонной памяти знакомых, уволенных с должности, утративших полезные возможности, потерявших статус. Не получалось, однако, подняться как бы до еврея. Помимо воли хороводил, иногда тратил бесценное время с совсем уже бесполезными людьми. Я ― русский.
И китайцем пробовал реинкарнироваться. Заставлял себя искренне радоваться встречам и звонкам старых знакомцев, недавно уволенных, попавших под немилость власти, а то и следствие (от тюрьмы и сумы...), но чувствовал в себе фальшь. В напряг такие дела. Нет, не китаец я. Я ― русский.
Попробовал перевести эту проблемку с личностного на концептуальный уровень. Интересно получается. Если верить мудрому Николаю Яковлевичу Данилевскому (моему кумиру и заочному гуру), китайская модель взаимоотношений с другими субъектами сильно отличается от еврейско-европейской. У первых это ― слияние. Поэтому более чем пятьдесят народностей, входящих в китайскую нацию, как бы слиты в одну субстанцию. Ну, может, еще только уйгуры и тибетцы этого пока не поняли.
Еврейско-европейская модель геополитического транзита ― это поглощение. Помните, Ватикан даже великой Византии при возникших у нее трудностях предлагал искреннюю помощь, только при условии полного перехода из православия в католицизм. (Даже османы, при всех их чудачествах с Собором Святой Софии, подобного не требовали никогда.)
Кстати говоря, проблемы нынешней Украины ― следствие выбора ее элитой и значительной части населения именно последней модели. Если внутри страны не удается поглотить всех инодумцев, остается заставить внешнего патрона поглотить тебя. Со всеми наличными проблемами. Главное, чтоб не больно было. Как у Исаака Эммануиловича Бабеля: зарежьте меня не больно...
Ну а мы ― русские ― всем чужакам и по этносу, и по вере, и по традициям (но пришедшим без меча и фиги в кармане) всегда рады. Принимаем. Не посягаем на самобытность. Поэтому и освоили самую большую на планете, хоть и не самую комфортную, территорию. Хотя и не особо заморачиваемся на помощь, поддержку или внимание к другим. Своих проблем всегда хватает. Если нет, конечно, прямого к ним интереса. Любого, не только меркантильного. Интересные мы люди. В том смысле, что интерес нам важнее политеса.
Помня все это, я спокойно относился к бесконечным роликам о бывшем губере Хабаровского края Фургале, которыми меня пару дней бомбили приятели. Сюжет один и тот же: симпатичный и многолетний губернатор искренне защищает права всех школьников на равное полноценное питание. А потом многотысячные толпы протестантов в Хабаре выходят в защиту своего любимца от беспредела бездушной и чужой Москвы.
Мне было интересно. Во-первых, когда-то исходил эти бескрайние земли с сейсмологической группой геологов. Нереальные просторы ― край в два с лишним раза больше той же Украины. Запредельные возможности по ресурсам и потенциалу. Невероятная дикость быта в затерянных поселках. Край ― затерянный (потерянный?) рай.
Во-вторых, повеяло чем-то страшно знакомым, но почти забытым. С трудом вспомнил: новый преподаватель словесности в ШКИДе, защитник бедных детишек. (И от уроков защищал, от учения-корпения, от ненужных знаний.) Как лихо пел он своим ученикам: «Не женитесь на курсистках...» Нет же, злобное гебистское начальство уволило его за профнепригодность, несмотря на отчаянную бузу школьников в поддержку своего любимца.
В-третьих, я понял, что миляга губернатор, как и я, русский. Только не совсем «новый русский», а «новый-старый». Где-то из девяностых. Тогда я много встречал брателл, которые утром «мочили» на стрелках, а вечером каялись в церквях. И храмы они строили, и детским домам помогали. Да что рассказывать, можно просто пересмотреть отличный сериал «Физрук».
Мне герой фильма очень близок. Тоже русский. Смесь справедливости и хамства. Благородства и ограниченности. Мужества и грубости. До работы в школе ― рэкет, разборки, мокруха. В школьной работе ― любовь, защита, уважуха... И всё это органично и искренне в одном человеке. Наш человек.
Вот сейчас на радио «Аврора» голосовали слушатели: типа за что и почему вышли десятки тысяч защитников Фургала в его вотчине. Вариантов было целых четыре: по зову совести, по призыву партии либералов, по подстрекательству Госдепа, по совокупности причин. А они вышли по другой причине. Просто потому, что тоже русские.
Им плевать, что за годы губернаторства на том, китайском, берегу Амура-батюшки выросли новые города, университеты, клиники. А у них заканчивают плановый ямочный ремонт объездной дороги. Им «ложить» с прибором на то, что китайцы из их древесины делают классную мебель им же на продажу. А у них покрасили городские скамейки. Дочери их уже мечтают выйти замуж за китайца... Эх, да что там без толку говорить! Русские своих не бросают. Даже тех, кто ворует мечту. О достойном будущем для их детей, о великой стране для нас всех, о счастливом крае... А вы говорите, прошлое. Кто прошлое помянет...
И все же не еврей я и не китаец. Русский. Непросто это. Но когда рождался, мне легкого пути доктор не обещал...
Р. Дервиш Источник: alternatio.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 230
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 1802
Рейтинг поста:
В чем собственно хрень?
Основная линия статьи об особенностях русского подхода к жизни.Думаю не это вам не понравилось.
Автор краем зацепил арест хабаровского губернатора,это привело к тому,что остальной текст остался в стороне.А зря,основной интерес представляет именно попытка оформить современное понятие русскости.
Что касается ареста губернатора,то причем тут его заслуги,если он обвиняется в уголовном преступлении?
Выходит если на нем статья за убийство,но он много хорошего сделал для жителей края,и они вышли за него на улицы,то его правильнее будет отпустить?
А может пусть суд докажет вину и либо оправдает,либо признает виновным и назначит срок?
Кстати Дервиш тоже зачем-то акцентируется на том что все могло бы быть лучше на русском берегу в сравнении с китайским.
Всё это имело бы смысл сравнивать,если бы обвинения были за упущения в работе.А раз обвиняется по статье за организацию убийства,то при чем тут эффективность его работы на посту губернатора?
Или автор как раз и показывает наш подход:свалить все в кучу,а потом решать как это будет по справедливости?
Действительно-"Не просто это".
За статью-спасибо!
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Алекс Зес
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 2378
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 881
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 555
комментарий 41
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 4528
Рейтинг поста: