Кто-то еще помнит времена, когда москвичи шепотом советовали друг другу: «Ищете билеты на поезд? Езжайте на Казанский вокзал, там стоять в очереди всего час!» Чтобы на вас там ворчала недружелюбная кассирша, которая неторопливо пересчитывает купюры за пыльным окошком.

Всего за десять лет российская столица вступила в новую эпоху. Сегодня Москва — это город, где можно оплатить проезд в поезде или метро телефоном, умными часами или (для самых модных) специальным кольцом. Это не говоря уже о платежах с помощью распознавания лиц, которые сейчас вводятся в экспериментальном порядке.

Технологические хипстеры

Другими словами, ситуация с Казанским вокзалом осталась в далекой истории этого кипучего мегаполиса с населением в 12 миллионов человек.

Как ни странно, об этом нам напомнил один новоиспеченный москвич. Кирилл Ильницкий, гражданин Белоруссии, учился в Италии, а сейчас занимает пост руководителя управления информационного обеспечения и координации Агентства инноваций Москвы. В российскую столицу он переехал всего шесть лет назад.

«Я и подумать не мог, что буду жить в Москве, — признает он. — Этот город казался мне грязным, враждебным, изматывающим… Сегодня я езжу на работу на велосипеде, управляю всей жизнью с помощью смартфона и не был в банке уже шесть лет, хотя мне пришлось трижды ездить в Италию, чтобы закрыть старый счет». Бритая голова, серьга в ухе и умный браслет — Кирилл Ильницкий напоминает кого-то вроде технологического хипстера. Но на самом деле большой скачок вперед совершила вся Москва.

Кстати говоря, этот факт, который сбивает с толку любого, кто видел город на рубеже 2000-х годов, был подтвержден и вышедшим в 2018 году подробным исследованием ООН об «электронном правительстве» на местном уровне. Москва занимает в списке первое место, обходя Кейптаун и Таллин. Лондон и Париж делят четвертую позицию.

Два приложения

Большая часть жизни москвича опирается на два приложения: mos.ru и pgu.mos.ru. Они включают в себя городские службы и федеральные ведомства, позволяя гражданам подавать запросы на выдачу документов, оплачивать налоги, коммунальные платежи, счета за парковку и штрафы, отслеживать потребление газа и электричества, записываться к врачам…

Ко всему этому добавляются сервисы империи под названием «Яндекс», российского конкурента Google: денежные переводы, доставка еды, каршеринг, такси, транспортное приложение с поминутным указанием прихода автобусов. По данным мэрии, онлайн-услугами пользуются 99% москвичей, а 71% из них — на ежедневной основе.

Школы тоже не остаются в стороне благодаря приложению, которое позволяет родителям и детям совместно принимать решения по учебной программе и столовой (речь идет об оплате, а также удалении некоторых блюд), искать уроки в сети, отслеживать появление, уход и успеваемость учеников…

Решение мэра

Символом активной модернизации госуслуг стали «многофункциональные центры», где граждане могут обратиться к нескольким ведомствам в одном месте, на этот раз в реальной жизни. Там вам предложат кофе, если время ожидания превышает 15 минут.

 

Такое обилие сетевых услуг, которые призваны облегчить жизнь граждан и, как утверждается, бороться с коррупцией, делает как никогда верной старую поговорку о том, что Москва — не Россия. Столица — баловень властей, витрина, которая плохо отражает ситуацию в стране, где у четверти домов нет подключенного к канализации туалета. За последние девять лет на благоустройство города было потрачено 24 миллиарда евро, что практически равно сумме, которая была выделена на все остальные города страны!

Упор на цифровые технологии объясняется решением мэра Сергея Собянина, который занимает пост с 2013 года и хочет быть великим модернизатором Москвы. Преображение города в первую очередь бросается в глаза летом, когда его наводняют самокаты, велосипеды, террасы кафе… Именно Собянин запустил программу «Умный город», которая уделяет особое внимание общественному транспорту (им пользуются 79% жителей) и обладает колоссальным бюджетом (с ним связан ряд обвинений в нецелевом использовании средств).

Беспокойство

Кирилл Ильницкий, один из авторов этого проекта, признает, что целью было соревнование с другими мировыми столицами. Для этого было нужно «отделить имидж Москвы от остальной части страны». «Если отъехать на несколько десятков километров, там уже другой мир», — подтверждает он. Это касается транспорта, утилизации отходов, административных мер…

Даже в Москве сохраняются пробелы в работе некоторых служб, особенно тех, что относятся к федеральному уровню. Самым ярким примером является известная своими задержками «Почта России».

Определенная тревога связана даже с самыми впечатляющими инновациями мэрии. Хотя муниципалитет утверждает, что обрабатываемые данные защищены от хакеров, а также частного сектора и государства, недоверие сохраняется. Тем более что запланированный новый этап, распознавание лиц, будет намного серьезнее.

Небольшие камеры уже начали появляться на турникетах некоторых станций метро. Сейчас их задача — поиск находящихся в розыске лиц, но, если они будут служить средством оплаты, то смогут распознавать лица всех москвичей. Кроме того, установленные в городе 170 000 камер видеонаблюдения оборудованы системами биометрического распознавания, а также могут выявлять опасное поведение автомобилистов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.