В своей статье «Папа Карло, как основоположник евроремонта»* я определял евроремонт, как попытку с помощью более менее хорошей имитации заменить что-то желаемое, но недоступное на примере холста с нарисованным очагом в каморке Папы Карло.
Причем недоступность не обязательно по причине бедности. Это могут быть фотообои с видом южного моря в квартире за полярным кругом или электрокамин в панельной хрущевке.
В комментариях, справедливо отмечалось, что имитация, зачастую бывает и лучше, и дороже, чем оригинал. Особенно, если сравнивать ламинат, копирующий паркет из дворцов «графьев» 19 века с рассохшимися половыми досками позднего СССР. Но копировать можно не только полы. И делалось это не только в 20 веке.
В античной Греции художественная недвижимость из мрамора создавалась гениальными скульпторами и архитекторами, имена которых есть в школьных учебниках.
А в античном Риме спрос на монументальное искусство намного превысил возможности отдельных гениев, поэтому тысячи рабов под руководством ремесленников стали клепать в промышленных масштабах как бы сейчас сказали новодел.
Сегодня технологический прогресс еще более упростил и удешевил этот процесс. И любой человек может за вполне приемлемую цену поставить на свои шесть соток купленную на строительном рынке статую писающего мальчика или Венеру. Можно без рук, а можно и с руками.
А под карнизом каркасного садового домика очень «органично» будут смотреться пенопластовые атланты и кариатиды.
То, что сейчас называется лепниной, изначально вырезали из мрамора, позже отливали из гипса в форме прямо на стене, затем стали делать эти отливки и продавать готовые и, наконец, все это заменили пенопластом.
Скоро ко мне привезут младшего внука, и мы с ним будем делать резные наличники для гостевого дома.
Выберем доски без сучков и трещин, потом он нарисует орнамент, ну и начнем лобзиком выпиливать. Понятное дело сразу не получится, но, в конце концов, добьемся приемлемого качества. Пропитаем горячей олифой и закрепим на окнах чем-нибудь нержавеющим.
Разумеется, если мы купим готовый наличник, резаный лазером по цифре, то это будет быстрее, дешевле и точнее по геометрии.
Но будет ли это лучше?
Со временем, выполнив свою жизненную миссию, я оставлю свое земное воплощение, а мой внук со своим сыном приедет в этот дом, и увидит сделанные им наличники.
Он вспомнит все!
И как сначала не получался рисунок, и как осваивал лобзик. Увидит место, где дрогнула рука, когда бабушка позвала его обедать. Это будут не наличники. Это будет машина времени!
Кто скажет, что это хуже «евроремонта»? Подобное противостояние оригинала и копии, жизни и ее имитации можно увидеть не только в строительстве.
Много лет назад.
Я студент на кухне в хрущевке ем бутерброды, а моя знакомая сидит на подоконнике и поет мне под гитару. Почему она это делает? А вот захотелось. Захотелось петь здесь, и сейчас, и именно мне.
Может я заслужил, а может авансом.
А ведь она в составе какого-то ансамбля пела в том числе и на стадионах.
Но теперь я понимаю В.Высоцкого:
«Я не люблю манежи и арены
Там миллион меняют по рублю.»
Конечно, песни в студийной записи как бы лучше и несравненно дешевле, в том смысле, что отдал деньги и все. Никаких заслуг не требуется. Исполнитель будет «петь» хоть сто раз подряд и кому угодно.
В настоящей жизни у известных людей много материальных свидетельств любви и признательность их поклонников. Им дарят картины, посвящают стихи, да просто угощают в ресторане. А у меня всего две подаренные картины и одна посвященная мне эпиграмма.
Ну не заслужил больше. Но я стараюсь.
Современная цивилизация поощряет не изменение в лучшую сторону, а учит жить в мире доступных суррогатов.
Хорошо когда любимая женщина заваривает мне кофе. Допустимо если это делает секретарша. Зарплата не отменяет возможность если не любви, то по крайней мере уважения своего шефа. И дело конечно не в качестве напитка.
Кофемашина прекрасно соблюдает технологию.
Но она меня не любит.
Идеология общества потребления не заморачивается на любви, а предлагает дешевые копии во всем и в невообразимых количествах.
Сложно и любить самому и заслужить любовь других людей.
Причем копия любви и жизни сама по себе ни плоха и не хороша.
Если у солдата есть фото жены и детей, то эти графические образы дают силы перенести ужас войны, а возвращение домой реализует его мечту и обеспечивает устойчивое счастье.
Хуже, когда реальность до войны была так себе, и для поддержания хоть какой-нибудь любви к жизни используют суррогаты в виде гламурных красоток, а то и вовсе картинок из комиксов.
Такая подмена реальности по возвращении в мирную жизнь гарантирует поствоенный синдром.
Кошмар смерти при замене на далекую от придуманного идеала обыденность переходит в разочарование. То есть гламурные девицы есть, но они его не ждут. Захочется вернуться в мир грез с помощью наркотиков и алкоголя. И этот путь, как правило, в один конец.
Есть, конечно, вселенная называемая искусством, путешествие в которую не так опасно. Если конечно не терять связь с реальностью.
Причем в этой вселенной тоже есть и своя реальность и свои копии.
Альбом с репродукциями картин имеет цену в основном для тех, кто видел оригиналы в музее.
Шедевр И. Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» в полиграфической копии действует на видевших картину почти так же, как оригинал, в отличие от тех, кто просто листает альбомы.
Причем у многих, при частом и вдумчивом посещении выставок, набирается некая критическая масса и возникает способность «воссоздать» картину по копии, не всегда адекватную, но по силе воздействия порой не уступающую оригиналу.
Впрочем, и то, что мы называем оригиналом, в свою очередь, тоже является отражением реальной жизни, причем иногда довольно своеобразным.
Поэтому полезно не покидать реальность надолго, а то, ведь, и до шизофрении недалеко.
P.S. Эта статья сочинялась по эвристической технологии мозгового штурма. То есть сначала на бумагу переносятся мысли, на заявленную тему, в том числе самые отвязные. А потом начинается кропотливый синтез.
Однако если муза, отвечающая за идеи пришла вовремя, то муза логики и системы где-то задержалась. Поэтому получилось то, что получилось.
Жалко было выбрасывать такие симпатичные идеи. Читателям, увидевшим в тексте что-то связное – респект и уважуха.
*Статья «Папа Карло, как основоположник евроремонта» - https://aftershock.news/?q=node/737294 Источник: aftershock.news.
Рейтинг публикации:
|