Как стало известно RT, Генпрокуратура проводит масштабную проверку всех уголовных дел, возбуждённых в России по статье 138.1 УК РФ о незаконном обороте «шпионских» устройств. Ведомство начало эту работу после пресс-конференции президента, на которой журналист RT задал Владимиру Путину вопрос об уголовном преследовании фермера из Зауралья. Мужчина купил GPS-трекер с микрофоном для слежки за коровой. Тем временем в Госдуме предлагают внести в закон поправки, чтобы благонамеренные граждане не попадали под суд за использование специальных технических средств в повседневной жизни.
Генеральная прокуратура РФ начала проверку всех уголовных дел по ст. 138.1 УК РФ («Незаконное приобретение специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации»).
«По инициативе ведомства такая проверка начата по всей России. Будем изучать, есть ли перегибы в регионах с применением этой нормы», — рассказал RT официальный представитель надзорного ведомства Александр Куренной.
Он отмечает, что Генпрокуратура намерена проанализировать судебную практику по уголовным делам о совершении преступлений по статье 138.1.
По его словам, проверка дел, находящихся в производстве у следователей, может занять от нескольких недель до нескольких месяцев, а её итоги будут подведены в 2018 году.
В ведомстве поясняют, что заинтересовались ситуацией с расследованием уголовных дел по этой статье после резонансного случая в Зауралье, где местные следователи возбудили уголовное дело в отношении многодетного фермера из села Лопатки Лебяжьевского района Курганской области Евгения Васильева.
Мужчина заказал через интернет в Китае GPS-трекер. С его помощью он собирался отслеживать передвижения своей коровы. Впоследствии оказалось, что в конструкции устройства есть скрытый микрофон, который можно включить дистанционно. Следственный комитет обвинил фермера в незаконном обороте специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Благодаря вопросу корреспондента RT, который был задан президенту России Владимиру Путину на пресс-конференции, прошедшей 14 декабря, история фермера Васильева получила широкую огласку.
«Я даже не знаю, что есть такая статья. Я обязательно посмотрю в отношении и статьи в целом, и этих конкретных людей, о которых вы сказали. По поводу того, что нельзя прикрепить к корове, — первый раз слышу. К котам, я знаю, даже привинчивают GPS и ГЛОНАСС, чтобы кот не потерялся. Я не понимаю, в чём проблема с коровой... Нужно как-то это отрегулировать, я постараюсь это сделать», — сказал Путин, отвечая на вопрос корреспондента.
Обоснованность возбуждения уголовного дела против Васильева начала проверять областная прокуратура.
Кодекс для шпионов
После пресс-конференции о необходимости корректировки нормы УК заговорили законодатели. Так, депутат Госдумы Наталья Поклонская заявила, что использование «различных гаджетов в повседневной жизни» не должно служить основанием для уголовного преследования за преступления в сфере незаконного оборота специальных технических средств.
«Например, возможное использование определённых технических средств родителями (для безопасности своих детей), блогерами, владельцами животных. Или абсурдная ситуация с фермером, обратившимся за помощью к президенту РФ на пресс-конференции, которого обвиняют в уголовном преступлении за использование СТС для слежения за собственной коровой», — отмечала Поклонская в посте, опубликованном на странице в Facebook.
В беседе с RT Поклонская рассказала, что предлагает ввести административную ответственность для тех, кто купил запрещённый гаджет впервые, и лишь в случае повторного нарушения закона привлекать их к уголовной ответственности.
«Вместе с тем я предложу ввести ещё два признака уголовного преступления: обязательное наличие цели и умысла нарушить права других граждан за счёт использования таких устройств, — пояснила Поклонская. — То есть ситуация, когда кто-то собирается следить за коровой и за это подвергается уголовному преследованию, будет исключена».
По словам депутата, 22 декабря в Госдуме пройдёт заседание экспертной комиссии по совершенствованию законодательства в сфере борьбы с преступностью и профилактики правонарушений, на котором будут обсуждаться варианты возможной корректировки законодательства.
Озабочены правоприменительной практикой и в Совете Федерации. Сенатор от Курганской области Елена Перминова заявила RT, что проблема в ближайшее время будет обсуждаться в верхней палате, но на процесс по декриминализации статьи потребуется время.
«Я уже обсуждала этот вопрос с коллегами из комитета по законодательству, — рассказала Перминова. — В план пока не включили, но, думаю, в начале 2018 года мы проведём в Совете Федерации круглый стол на эту тему. Надо понимать, что это работа не одного дня».
Дела не ждут
Пока надзорное ведомство проводит проверку, а законодатели обсуждают внесение изменений в УК, следственные органы продолжают возбуждать уголовные дела за незаконный оборот шпионских устройств.
Так, 15 декабря СК по Дагестану завёл дело в отношении 29-летнего жителя республики. Мужчина подозревается в незаконном сбыте специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации. По версии следствия, в июне 2017 года в селе Усухчай Докузпаринского района подозреваемый за 1 400 рублей продал брелок со встроенной камерой и диктофоном.
Отметим, что за первые шесть месяцев этого года, по статистике Верховного суда РФ, было возбуждено 117 уголовных дел за покупку и продажу «шпионских» гаджетов.
В 2016 году суды рассмотрели 228 подобных дел. Примечательно, что за этот период был вынесен лишь один оправдательный приговор.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 419
Рейтинг поста: