Во все времена миф захватывал умы людей, влиял на особенности человеческого мышления, формируя структуру мировоззрения, подчинял своим установкам целые общества. В условиях традиционного строя миф являлся универсальным инструментом в толковании происхождения и устройства мира, из мифов черпали представления о таких сложных категориях, как добро и зло, справедливость, нормы и стандарты поведения и т.п. Именно миф предлагал простые и доступные объяснения природным катаклизмам и складывающейся социальной иерархии, объяснял те или иные явления и процессы, фактически данный феномен закладывал фундамент первобытного коллектива, интегрируя людей в единое сообщество.
Актуальность данного исследования заключается в том, что и сегодня наблюдается колоссальное влияние мифологии на сознание и подсознание людей, мифы проникают в сюжеты СМИ, кинематограф, виртуальное пространство и повседневную жизнь общества. Это происходит потому, что в сознании присутствуют два компонента: рациональный и иррациональный (мифологический). Немецкий философ Г. Зиммель [1, 671], американский социолог Т. Парсонс [5, 462-478] и многие другие известные ученые полагали, что иррациональные мифологические формы мышления изживаются в ходе социальной эволюции, а если и присутствуют в современном обществе, то только в качестве пережитков и предрассудков. Однако исследования в области сравнительной психологии и социальной антропологии доказали существование такого вида сознания человека, как коллективное бессознательное. Данную категорию ввел в научный оборот известный швейцарский психиатр К. Юнг: «это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа». [11, 30-35] Сегодня проявление коллективного бессознательного можно заметить в психологической предрасположенности людей одной культуры схоже реагировать на те или иные явления и процессы – данные мифологемы К. Юнг назвал архетипами. Наряду с этим, российские исследователи мифа, такие как А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский утверждают, что миф, несмотря на вытеснения его рациональной культурой, не умирает, а сохраняет свои позиции и продолжает функционировать в обществе и сегодня.
Кроме того, автор обращает внимание на то, что функцией мифа является целостное объяснение окружающей действительности, отсюда следует, что современный человек нуждается в данном феномене даже больше, чем его далекий предок. Стремительное развитие человечества в XXI веке привело к невиданным темпам роста потока информации, у современного общества появилась потребность в упорядочивании этого информационного хаоса и создании целостной картины мира, и именно мифология эффективно справляется с данной задачей.
Обширный спектр информационных технологий позволяет создать и поддержать самые различные мифы о привлекательном образе данного общественно-политического строя. Если в древности для распространения того или иного мифа требовались десятилетия или даже смена целых поколений, то сегодня в условиях активного развития масс-медиа современный миф охватывает самые разнообразные социальные группы и распространяется со скоростью пандемии. Как справедливо заметил знаменитый немецкий философ и культуролог Э. Кассирер, «люди становятся жертвами мифов без серьезного сопротивления. Они побеждены и покорены еще до того, как оказываются способными осознать, что же на самом деле произошло». [2, 584]
Стоит отметить, что в отличие от архаической эпохи, в условиях постмодерна миф стал одним из эффективных инструментов для управления массовым сознанием, современное мифотворчество актуально, прежде всего, в политической сфере. Большинство ученых сходится во мнении, что политические мифы носят искусственный характер, т.е. создаются намеренно и используются для реализации политических целей, таких как, борьба за власть и легитимация действующего режима, отвлекают людей от сложившейся социально-политической обстановки в стране, действуя в интересах политической элиты. [10, 56] В целом, анализируя научные работы по поднятой проблеме, можно отметить, как правило, негативную коннотацию понятия «политическая мифология», которую связывают с навязыванием обществу различных идеологических ярлыков, «черной» пропагандой и PR. Однако как отмечает Федорченко С.Н., политическая мифология – явление не негативное и не положительное как таковое. [9] Например, в тяжелый для страны период, в военное время, мифы воодушевляют население, а также способствуют формированию национальной идентичности.
Итак, в данном исследовании под политическим мифотворчеством понимается процесс целенаправленного воздействия политической элиты на общество с целью внедрения в массовое сознание и подсознание каких-либо желаемых установок и образцов поведения.
По сути, оказывая колоссальное влияние на общественное сознание, политический миф является одним из элементов идеологии, способом легитимации действующих социально-политических институтов. Именно мифотворчество используется в генезисе идеологической системы, ведь миф представляет собой действительно универсальную конструкцию, которую можно наполнить практически любым содержанием, способствующим эффективному управлению массовым сознанием. Как замечает французский философ и публицист Ж. Сорель, «для придания идеологии революционного размаха нужен миф». [7, 13] Иными словами для того, чтобы идеология овладела массами, необходим миф, который может выглядеть, в частности, далеким от реальности или даже фантастическим.
В этой связи, обращает на себя внимание сходство мифических сюжетов в различных идеологических системах: культивирование героев, защитников и избавителей, борющихся против «врагов», «чужих», при этом не обязательно персонифицированных; создание и исполнение определенных обрядов, связанных с теми или иными событиями и памятными датами. Итак, к структуре политического мифа можно отнести такие элементы, как архетипы, мифологемы, определенная символика и ритуалы, например, демонстрации, шествия, празднование идеологически маркированных дат и праздников.
Переходя к особенностям современных технологий мифотворчества в Российской Федерации, необходимо подчеркнуть, что в условиях отсутствия четко сформулированной идеологии, определяющей вектор социально-политического развития общества, политическая мифология носит самодовлеющий характер и, по сути, стало средством поддержания политического status quo в нашей стране. И об этом стоит поговорить подробнее.
Во-первых, одним из способов политического мифотворчества в России является насаждение мифа о герое-спасителе, который тесно связан с очередным мифом о сильной власти. [6, 67] Действительно, один из самых политически влиятельных архетипов, мифов в России – это образ харизматичного героя, доброго царя или сильного политического лидера (правителя, генерального секретаря, президента), стоящего у руля власти, особенно в переломные для страны периоды. От такого политического лидера всегда ждут чуда, чудесного избавления народа от всех проблем. В реальной жизни чудо может не состояться, и бывший лидер-герой превращается в фальшивого (или «слабого») правителя. Вместе с тем, именно первоначальное ожидание чуда становится эффективным инструментом в руках политика при осуществлении своих интересов. В этой связи стоит отметить, что особую нишу в российской политике заняла фигура И. В. Сталина, действующая российская политическая элита в большинстве случаев характеризует его сегодня, как мифологического спасителя, принявшего Россию с сохой, а оставившего с атомной бомбой. [3, 124]
В данном контексте показателен опрос, проведенный «Левада-Центром» в 2016 году, согласно которому положительное отношение россиян к И.В. Сталину значительно выросло и составило 54%. [4] Нельзя не отметить тот факт, что современная российская власть зачастую увязывает судьбу страны с историческими персоналиями, также подкрепляя авторитет действующего политического лидера заслугами прошлых эпох.
Более того, современные возможности масс-медиа позволяют сформировать необходимый образ, имидж политического деятеля, основанный на тех или иных видах мифов. Сегодня в России политики тщательно выстраивают и отслеживают свой имидж, ориентируясь при этом в первую очередь на главу государства, в частности, можно заметить, что имидж Д. А. Медведева выступает практически калькой с имиджа В. В. Путина.
Также, значительную роль в современной российской ситуации играют разнообразные мифы, связанные с какими-либо историческими событиями. В данном случае примером может являться праздник День народного единства, который отмечается 4 ноября. Эта дата приурочена к известному второму ополчению под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в 1612 году, а сам праздник был учрежден указом царя Алексея Романова, и отмечался вплоть до прихода к власти большевиков, которые его упразднили. Вместо этого, возникло 7 ноября, в этот день стала отмечаться годовщина Великой октябрьской социалистической революции. Однако в 1996 году данный праздник был переименован властью в День согласия и примирения, а в 2005 году упразднен и заменен на уже забытый День народного единства, который вновь стали отмечать 4 ноября. Это пример процесса современного политического мифотворчества, целью которого формально является формирование новой идеологической базы политического режима. В реальности подобные манипуляции создают предпосылки для идейного разделения общества и выхолащивания исторической памяти.
Так по данным опроса «Левада-Центра» [12], проведенного в 2016 году, 56% россиян смогли точно сказать, какое событие будет отмечаться в России 4 ноября, это максимальное значение, которое зафиксировали социологи за все время существования праздника. Показательно, что в 2005 году, этот показатель достигал всего лишь 8%, а в 2010 году – 36%. [13]
Обращаясь к истории СССР, можно обнаружить самое разнообразное количество мифологических сюжетов: начиная от фигур вождей пролетариата и заканчивая космическими и спортивными достижениями советского народа. Однако особый интерес представляет миф о Великой Отечественной войне, 9 мая, поскольку данный феномен является одним из немногих переживших распад СССР и получивших затем новое развитие. Разумеется, употребление выражения «миф о Великой Отечественной войне» не означает отрицания исторического факта победы. Здесь следует особенно подчеркнуть, что мифологическое и историческое отношение к какому-либо событию значительно различаются.
Сегодня массовое восприятие войны базируется на пропагандистских штампах, которые были выработаны целенаправленно. Взгляд на Великую Отечественную войну в СССР, а затем в РФ, корректировался несколько раз, неоднократно менялась оценка тех событий, и переосмыслялись их итоги, поскольку «современной российской власти выгодно «педалировать» темы Войны и Победы в ней по причине отсутствия собственных внятных достижений». [8, 37] Стоит отметить, что советский культ Великой Отечественной войны с масштабными празднованиями памятных дат был восстановлен в президентство В.В. Путина.
В этой связи интересен тот факт, что по данным «Левада-Центра» интерес россиян к истории Великой Отечественной войны резко упал за последние годы. Проведенный опрос в марте 2017 года показывает, что всего 38% населения нашей страны проявляет внимание к данному периоду, в то время как в 2008 году данный показатель составлял 55%. [14] Данные социологов свидетельствуют о некоторой усталости россиян от «агрессивного» патриотического дискурса последних лет. Сегодня патриотизм стал довольно официозным, неискренним и даже нелепым, что привело к некоторому отторжению от него у населения. В этой связи достаточно вспомнить многочисленные курьезы, когда россиян поздравляют с Победой плакаты и открытки с изображением американской, японской и даже немецкой военной техники.
Наконец, современная российская политическая элита, выступающая в качестве основного субъекта мифотворчества, фактически монопольно использует СМИ для реализации своих интересов. [3, 123] На сегодняшний день в России наиболее очевидна подмена конструктивного пиара, направленного на поддержание открытого диалога между властью и обществом посредством СМИ, повсеместным использованием административного ресурса и мифологизацией политических процессов. Масс-медиа превратились в специфический инструмент в руках властной элиты, облегчающий задачу формирования новых мифов и внедрения их в массовое сознание.
Таким образом, сегодня технологии современного российского мифотворчества включают в себя такие компоненты, как развитие и исполнение определенных обрядов и ритуалов и создание определенного имиджа политических лидеров, при этом отмечается практически монопольное использование СМИ властной элитой для создания привлекательного образа действующего общественно-политического строя. В Российской Федерации мифология тем более заслуживает анализа, что ее роль здесь явно избыточна и негативна, особенно на современном этапе.
Литература
1. Зиммель Г. Избранное. Т. 1: Философия культуры. – М.: Юрист, 1996. – 671 С.
2. Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестн. МГУ. Сер. 7, Философия, 1990. № 2. – 584 С.
3. Лаптев В.В. Мифотворчество в современной российской политике. Тамбов: Грамота, 2015. № 3. Ч. 2. – 123-125 С.
4. Мухаметшина Е. Мудрый лидер или жестокий тиран. // URL: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/03/25/635070-levada-tsentr-rossiyane-luchshe-otnosyatsya-stalinu-zhit-nem-hoteli (Дата обращения: 09.04.2017).
5. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. – М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1996. – 462-478 С.
6. Савельев А.Н. Политическая мифология. – М.: Логос, 2003. – 384 С.
7. Соколов К.Б. Современное мифотворчество и искусство Выпуск 13. – М.: ГИИ, 2011. – 398 С.
8. Тлеуж А.Х. Миф о войне и победе в структуре массового сознания россиян. // Теория и практика общественного развития, 2011. №1. – 35-38 C.
9. Федорченко С.Н. Патриотизм в ракурсе соотношения парадигмального и политико-технологического. // Материалы круглого стола на тему «Комплексный анализ функционирования системы патриотического воспитания граждан в РФ» [Электронный ресурс], 2017. – Режим доступа: http://politmos.ru/5112-kruglyy-stol-v-gosdume-po-patriotizmu.html (Дата обращения: 08.04.2017).
10. Цуладзе А. М. Политическая мифология. – М.: ЭКСМО. 2003. – 384 С.
11. Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / пер. В. Зелинский; А. Руткевич. – М.: Мартис, 1995. – 320 С.
12. Опрос «Левада-Центр» // URL: http://www.levada.ru/2016/11/03/den-narodnogo-edinstva/ (Дата обращения: 09.04.2017).
13. Опрос «Левада-Центр» // URL: http://www.levada.ru/2015/11/02/den-narodnogo-edinstva-i-gordost-za-stranu/ (Дата обращения: 09.04.2017).
14. Опрос «Левада-Центр». // URL: http://www.rbc.ru/ (Дата обращения: 10.04.2017).
Автор: Шилова Е.В., факультет истории, политологии и права МГОУ, д/о, 4 курс, 44 гр.
Научный руководитель: Федорченко С.Н., доцент, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и права, заместитель декана факультета истории, политологии и права по научной работе МГОУ.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 1853
Рейтинг поста:
Автор: Шилова Е.В., факультет истории, политологии и права МГОУ, д/о, 4 курс, 44 гр.
Научный руководитель: Федорченко С.Н., доцент, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и права
Может стоит девочке объяснитиь, что делать выводы на основе "изысканий" левада -центра не стОит? Для начала... А с доцентом пора уже серьезнее поработать.
Значит наши мифы о ВОВ - это плохо, а "спасение рядового Раяна" - это подвиг и неоценимый вклад в борьбу янки с фашизмом? А Брэд Пит в роли ублюдочного командира танка Шерман, так рьяно расстреливающий пленного немца на глазах подчиненных, будто Хатынь и Бабий Яр - это в штатах было! Который расстрелял ( из того, что называлось пушкой, хотя больше похоже на обрубок) на с дистанции пистолетной дуэли немецкий "Тигр-6" ? Нет, вы только представьте картину: "Шерман" против "Тигра"...При этом Тигр играючи снес башни ВСЕМ троим Шерманам, а у Пита Шерман был непробиваем с ближней дистанции даже. Просто чудо! Да Тигр бы его не подпустил ближе 1000 метров. Так. для информации сказочников.
Взято отсюда.
Зато какие героические фильмы снимает Holywood.
Этот доцент Федорченко С.Н руководит научно над этой дурой с 4 курса? И мы потом удивляемся - почему народ собирает деньги на правдивый фильм о 28 панфиловцах? Подвиг которых оболгали твари, вытащившие какие то документы прокуратуры, когда была развернута травля Жукова, как командующего под Москвой в 1941, и эти липовые расследования должны были опорочить Жукова.
Почему этот доцент еще там работает?
--------------------
Но вбито навсегда родным двором:
У сволочи национальность «сволочь»,
И весь народ тут вовсе ни при чем.
В одесском, алма-атинском и московском
Дворах учили быстро сволочей.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 93
Рейтинг поста:
ААААФТАР, читай дедушку Фрейда, он свою глупость более научно излагал.