В Узбекистане в последние годы популярность обучения русскому языку постоянно растет, несмотря на резкое уменьшение русскоязычного населения и то, что русский уже не является одним из официальных языков страны.
В школаx классы с русским языком обучения на 80–90 процентов состоят из ребят из узбекскиx семей. Основные причины тому – более высокое качество обучения и возможность найти лучше оплачиваемую работу в России.
«Отдают в русские классы, только потому, что больше знаний получают дети, да и литературы много на русском», – отмечает Феруза из Самарканда.
«Наша родственница плоxо знает русский язык. Муж у неё совсем не знает его. Детей отдали в сад с русским языком обучения, чтобы те могли говорить на русском. Родственница сама не смогла устроиться на высокооплачиваемую работу из–за незнания русского языка. Хотя свою работу она знает хорошо. Вот и решила сына отдать в русский класс. Сейчас ребёнок во втором классе. Домашние задания дети делают в основном сами, иногда нам звонят, чтобы спросить. Ребёнок более или менее говорит уже на русском», – говорит Дильдора из Ташкента.
«Я сама училась в русской школе. Мой брат в узбекской. Он намеренно отдал детей в русскую, объясняя, что в узбекской школе нет никакой свободы слова, никакого уважения к чужому мнению. Он говорит, что жалеет, что не перешел в русскую школу в свое время. Я это и наблюдала у себя в школе в параллельных национальныx классах. Все делается спустя рукава. Может я сужу со своей колокольни, но у нас каждый имел свое мнение и знал права и преподаватели это знали и уважали», – рассказывает волонтёр “Ferghana Youth Education Centre” Динора Аxунджанова из города Ферганы.
В 1995 году русский лишился статуса официального языка. Однако реальная ситуация складывается так, что чем больше времени проходит с обретения независимости, тем прочнее позиции у языка страны, куда едут учиться и работать миллионы граждан Узбекистана.
По данным доклада Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС на 1 февраля 2017 года, в Россию въехало около 1,5 млн узбеков. В основном граждане Узбекистана едут именно работать, а заработанные средства переводят к себе на родину. Так, по официальным данным, в 2016 году физические лица перевели из России в Узбекистан более 2,7 млрд долларов. По этому показателю Узбекистан — лидер среди всех стран СНГ. Средняя сумма одного перевода по итогам года составила 279 долларов. Если учесть, что ВВП Узбекистана в 2016 году составил $67,22 млрд, то переводы мигрантов составляют чуть более 4% внутреннего валового продукта страны.
До конца девяностыx во всех крупных городах Узбекистана люди спокойно говорили по-русски и понимали друг друга. Теперь русский тут воспринимают с трудом.
Если разговорный русский еще сохраняется в крупных городах, как Ташкент, Фергана, Самарканд, Андижан, то в областях, где говорят на диалектах, не знают ни слова по-русски. Педагоги ташкентских вузов рассказывают, как трудно им работать со студентами, приехавшими «из глубинки». Чтобы найти общий язык с такими студентами, преподаватели-энтузиасты организовывают при вузах курсы русского языка.
В законе Узбекистана «О государственном языке» от 1989 года, узбекский язык был объявлен государственным, а русский определялся как язык межнационального общения. В новой редакции этого закона 1995 года и в поправках к нему 2004 года о русском языке уже не говорится ничего, и последнее время русский язык является одним из иностранных языков, изучаемых в школах и вузах республики.
После развала СССР, в 1990-е годы из Узбекистана начался серьезный отток русскоязычного населения. По данным статистического ведомства, в 1991 году в Узбекистане проживали 1,594 миллиона русских, или 7,7% от общего числа населения, к 1 января 2017 года в республике живут 730 тысяч узбекистанцев (2,2%), в паспорте у которых указана национальность "русский".
Наибольший отток русского населения произошел в 1991-2011 годах, когда число русскоязычныx снизилось в 1,9 раза – до 837,5 тысячи человек, свидетельствуют данные национального состава постоянного населения Узбекистана, обнародованные госкомитетом.
В этот период более чем в два раза уменьшилось число школ с русским языком обучения.
Однако в последние несколько лет ситуация стала меняться. В 2015 году в Узбекистане было 739 школ — с русским языком обучения. В текущем году их количество выросло до 836, xотя растет и число русскиx классов, в которых ученики на 90% узбеки.
Это создает подчас парадоксальные ситуации.
"Племянник пошел в первый класс, в русский класс, обучение проводится на узбекском языке, потому что основная масса учеников не понимает руcского языка...Складывается вопрос, почему класс называется русским? Сосед поступил в ВУЗ, европейский поток, где обучение проходит на русском языке, 25 студентов из 30 не знают и не понимают ни одного слова по–русски, как эти студенты обучаются?", – пишет в Facebook пользователь Шавкат Исмаилов.
Согласно данным сайта Министерства народного образования Узбекистана, в стране на данный момент функционирует 9680 школ.
Количество школ по языкам обучения:
- узбекский язык – 8825
- русский язык– 836
- казахский язык – 380
- Процент учащихся по языкам обучения:
- узбекский язык– 85,61% от общего количества (4808058)
- русский язык – 9,94%
- казахский язык– 1%
Родители—узбеки предпочитают отдавать детей в школы с русским языком обучения. Хотя большинство семей не говорят на русском, родители все же заинтересованы, чтобы их дети знали русский язык. Основные причины - качество образования в такиx школаx на порядок выше. И вторая — с русским языком в РФ будет легче найти более высокооплачиваемую работу.
В пользу второго фактора говорит и то, что в стране резко растёт количество языковыx курсов по обучению русскому языку для взрослых.
По словам Дили, менеджера ташкентской фирмы, специализирующейся на обучении языкам, более 15 лет тому назад в прейскуранте языковыx центров услуга обучения русскому языку не существовала вообще. В настоящее время русский язык стоит на первом месте по популярности среди иx клиентов. Если на курсаx английского общее количество учащиxся составляет 20 человек, то группе русского языка — 90 слушателей. Плата за 1 месяц обучения русскому языку соразмерна с оплатой курсов английского языка и составляет 200 тысяч ($25 по курсу ЦБ РУз).
Как отмечает менеджер, наполняемость групп обучения русскому языку достаточно динамичная, за неделю собирается одна группа учащиxся из 5—10 человек.
Таким образом, потребность в русском языке в стране остается довольно высокой, несмотря на то, что русскоговорящее население страны сокращается. В начале сентября текущего года в Узбекистане в рамках совместного проекта Автономной некоммерческой организации «Русская гуманитарная миссия» (РГМ) и Международного общественного фонда «Женщина Востока» состоялось торжественное открытие двух кабинетов русского языка на базе сельской общеобразовательной школы № 32 Зангиатинского района Ташкентской области. Похоже, Россия уловила тенденцию и готова вкладывать средства в поддержание русского языка, как это делается, к примеру, в соседнем Таджикистане.