Лидер, возможно, самой значительной
постсоветской рок-группы «Мумий тролль» Илья Лагутенко является еще и
организатором международного фестиваля V-Rox, который 4–6 августа в
пятый раз пройдет в его родном Владивостоке с участием молодых артистов
Азиатско-Тихоокеанского региона. Корреспондент «РР» поговорила с
Лагутенко о том, как рафинированно-эстетское творчество «Мумий тролля»
сочетается с «народной дипломатией», арт-бизнесом и снами о будущем
родины
1. Вы организовываете музыкальный фестиваль. Вам как рок-музыканту не скучно?
— V-Rox во Владивостоке задумывался мною не только как
фестиваль-гибрид, где молодые артисты Азиатско-Тихоокеанского региона
могут показать себя публике, но и как площадка для прямого
бизнес-диалога и обмена опытом. Подобный опыт фестиваля-шоукейса мы
воплотили впервые в нашей стране. На нашем опыте теперь учатся, пытаются
делать подобное в Москве и Петербурге. За пять лет нам удалось включить
не только кинопрограмму, спортивные мероприятия и эко-субботники, —
теперь у нас есть гастрономическая составляющая и художественные
выставки. Мы организовали неформальные беседы о будущем Владивостока
и региона с представителями министерств и администрации. Фестиваль
пытается разобраться в реальном положении Владивостока на карте мира
методами «народной дипломатии».
2. Хм, «народная дипломатия». У вас же главное — музыка и
довольно абстрактные тексты, почти отсутствует присущая русскому року
гражданская лирика. Это почему? Как вы вообще относитесь к гражданскому
пафосу?
— Не все мои песни настолько уж непонятны и абстрактны для слушателя.
Они подтвердили своим существованием, что могут прожить очень долгую
жизнь, особенно когда слушатель пытается в них разобраться. Некоторые
из них действительно предвосхищают события на пару десятков лет — песня
«Делай меня точно», написанная мною в подростковом возрасте, в свете
сегодняшних российско-украинских событий доходит до слушателя быстрее,
чем 20 лет назад. Я не думаю, что российская современная музыка такая
однобокая, как вы пытаетесь заявить. Пафоса в процентном отношении в ней
не больше, чем в американской. У нас есть очень много живых
и интересных коллективов, мыслящих весьма интересными образами.
3. Иногда бывают исключения, и у вас гражданская лирика все же проскальзывает. «Наступят времена почище». Наступили?
— Уже давно. И «карнавала не будет». И «будем тратить твои деньги
вместе», и даже... «SOS матросу». Только что мы опубликовали видео на
песню «Я не помню, зачем и когда был рожден». В общем, есть что
послушать в нашей дискографии, если у вас есть такой специфический
интерес. Я понимаю, что иногда и в художественном музее для массового
туриста каждую картину надо сопровождать табличкой с кратким
объяснением. Хотя я всегда думал, что там надо не читать, а смотреть.
4. Вы планировали с помощью фестиваля сделать Владивосток
международной культурной столицей региона, центром притяжения для
Японии, Северного Китая и обеих Корей. У вас это получилось?
— У меня получилось доказать, что это возможно. У фестиваля
сформировался круг молодых поклонников, для которых фестивальные дни
стали главным открытием в жизни. Мне предлагают мультиплицировать эту
идею в других странах, даже Японии и США, есть партнерские отношения
с фестивалями не только в Азии, но и Великобритании, Германии, США...
Однако для того, чтобы Владивосток по-настоящему стал центром притяжения
для азиатских соседей, боюсь, одного фестиваля будет недостаточно. Все
гораздо сложнее и требует больше энтузиазма и творческой энергии,
которые на нашей дальневосточной земле надо холить и лелеять при
малейшем их появлении. А не вытаптывать.
5. Ждут ли на фестивале аудиторию из западной и центральной части России? Готова ли эта публика к азиатской музыке?
— Дороговизна перелетов внутри России — это вообще одна из самых
серьезных проблем для молодых музыкантов. Мы специально для того, чтобы
к нам смогло приехать больше слушателей из всех регионов России,
запустили в соцсетях розыгрыш билетов на самолет. А публика, как
показывают предыдущие четыре фестиваля, с удовольствием и любопытством
воспринимает новую музыку.
6. Чего не хватает Владивостоку, по-вашему? Если бы вы были мэром города, что бы вы сделали в первую очередь?
— Некоторое время назад вместе с Василием Авченко, известным
приморским журналистом, мы издали книгу-фантасмагорию
«Владивосток 3000». Все городские мифы, легенды, мечты и сновидения вы
найдете там. А «мэр Владивостока» — это, к сожалению, уже звучит как
заклятие, которого никому не пожелаешь.
7. Как будущее V-Rox зависит от будущего Владивостока и наоборот?
— Напрямую. Мы пытаемся развивать фестиваль вместе с администрацией
Владивостока и ДВФУ. При всем взаимопонимании там каждый год поджидают
сюрпризы: мэра Пушкарева второй год пытаются в чем-то обвинить
в столичном СИЗО, ректор университета — уже третий на моей памяти, и так
далее. Однако для города и Приморского края V-Rox уже стал ярким
событием в туристической и социальной сфере.