Ряд противоречивых тенденций, касающихся отношения россиян к религии, выявлен социологами. С одной стороны, резко увеличилось количество тех, кто называет себя православными, а число называющих себя атеистами резко уменьшилось. С другой стороны, относящие себя к верующим все меньше стремятся исполнять религиозные предписания. Как понимать происходящее?
Доля россиян, приветствующих влияние церкви на государственные решения, упала за последние годы в полтора раза: с 42% в 2005 году до 28% сейчас, сообщили «Интерфаксу» в Левада-центре. Против влияния церкви на государственную политику высказалось 58% респондентов, что заметно больше, чем в 2005 году (51%).
Удивительно, что отношение в целом к православным абсолютно не изменилось. Так, абсолютное большинство россиян (92%) относятся к православным с уважением и доброжелательностью (четыре года назад их было почти столько же – 93%). Получается, что симпатия к рядовым православным в обществе остается очень высокой, зато выросли сомнения относительно влияния церкви на политику.
Религиозность «может меняться быстро»
Столько же людей, как и в 2013 году, с уважением, доброжелательно относятся и к атеистам – 62%. Только каждый седьмой (12%) испытывает по их поводу противоречивые чувства, еще 8% воспринимают их враждебно. Зато количество самих атеистов за три года упало вдвое – с 26% до 13%. А доля тех, кто называет себя верующим или «в какой-то мере религиозным», за три года выросла с 35% до 53%. При этом треть россиян признается, что религиозна, но «не слишком» (33%).
В Московской патриархии согласны, что часть россиян ведет себя переменчиво – у такой категории мирян отношение к церкви может быстро меняться. «Воцерковленность человека, желание следовать нормам религиозной жизни может меняться очень быстро, поэтому необоснованно судить по социологическим опросам о приросте или падении воцерковленности», – сказал газете ВЗГЛЯД Вахтанг Кипшидзе, руководитель информационно-аналитического управления синодального информотдела РПЦ. Он добавил, что вообще сложно судить на основании соцопросов о степени воцерковленности, поскольку не существует единообразно установленных ее критериев.
Зато Кипшидзе вполне доверяет общему выводу социологов о том, что число неверующих падает – по мере того, как слабеет в людях советское воспитание. «Статистические данные об уменьшении количества атеистов представляются достоверными. Причина в том, что атеизм как мировоззренческая система – это навязанная система взглядов в нашем обществе. Число людей, придерживающихся данного мировоззрения, естественным образом сокращается по мере того, как система образования и воспитания изживает атеистические установки», – полагает Кипшидзе.
Настоящих атеистов всегда было мало
В прошлом православный, а ныне атеист тележурналист Александр Невзоров считает, что количество верующих растет под влиянием телевидения. «Атеизм – это штучная вещь, редкая, требующая многих познаний. Настоящих атеистов всегда было мало. Вполне хватило 5–10 человек на всю Францию в XVIII веке, чтобы перевернуть представление о мире, – сказал Невзоров газете ВЗГЛЯД. – Не забывайте, что сейчас в школах прекратили преподавать астрономию, по всем телевизионным каналам транслируют ценности православия. Неудивительно, что впечатлительные и поддающиеся влиянию люди начинают называть себя верующими».
При этом Невзоров уверен, что большинство новых православных не отличаются глубокой верой. «Большинство из этих 53% не понимают всех обязательств, которые накладывает на них религия, не понимают, что значит быть православным. Когда человек становится верующим, у него изменяется поведение. Он ведет себя в соответствии с тем, как предписывает его религия», – напоминает Невзоров.
Как и Невзоров, сам Левада-центр отмечает: причисляя себя к верующим, многие россияне на деле не собираются менять привычный уклад и хоть чем-то жертвовать в угоду религиозным нормам. Как отмечается в комментарии к опросу, прирост числа верующих не сопровождается глубокой верой или чувством значимости религии для внутренней жизни большинства россиян.
«Косвенно о слабости норм, регулирующих жизнь православного человека, свидетельствует усиливающееся нежелание придерживаться ограничений, предписываемых церковью во время постов: готовность ограничить себя в развлечениях, потреблении спиртного, в сексуальных отношениях и т.п. за несколько последних лет снизилась в полтора–два раза», – отметили в центре.
Что повлияло – Исаакий или «ловец покемонов»
Кроме того, число тех, кто называет себя атеистом, стало быстро сокращаться после дела «ловца покемонов» Соколовского, полагает Невзоров. Многие россияне теперь видят, что «атеизм – это антигосударственное, антироссийское, антиобщественное явление, и дистанцируются от него».
Кипшидзе не стал спорить с тем, что скепсис по отношению к священноначалию в обществе растет, хотя растет и число православных. Этот феномен, как считает Кипшидзе, связан с тем, что некоторые СМИ не всегда распространяли достоверную информацию о позиции церкви по ряду вопросов, например о статусе Исаакиевского собора.
«Мне приходилось сталкиваться с открытыми обращениями в интернете, где говорилось, что церковь планирует ограничить доступ туристов в собор, что церковь будет своими силами, без учета ценности объекта проводить там реставрационные работы. Как эти сведения, так и другие намеренно использовались рядом СМИ для того, чтобы понизить уровень доверия к церкви», – отмечает он.
«Эти данные Левада-центра не кажутся мне достоверными: за три года вряд ли возможен столь резкий – вполовину – скачок, вряд ли атеистов стало так мало, – сказала газете ВЗГЛЯД доктор философских наук, заслуженный профессор МГУ Зульфия Тажуризина. – «Дело Соколовского» не могло так сильно повлиять. Во-первых, оно не так уж широко известно, во-вторых, настоящие атеисты не боятся общественного осуждения».
Профессор тоже не считает, что спор за Исаакиевский собор оттолкнул людей от православия. «Передача собора вызвала негатив у атеистов, но не у православных. На сокращение атеистов больше влияет увеличение телевизионных программ, которые демонстрируют ценность православия. Яркие образы, вызывающие положительные эмоции, привлечение исторических источников, мудрые высказывания, – перечисляет профессор. – Атеизм так красиво не пропагандируется».
Данные Левада-центра не совпадают и с теми, что год назад приводила другая социологическая служба – ВЦИОМ.
«За 25 лет существенно больше наших сограждан стали полагаться на Бога в своей жизни, их доля выросла с 49% в 1991 г. до 67% в 2016 г. Причем почти вдвое увеличилось число тех, кто заявил, что всегда или часто рассчитывает на высшие силы (25% против 47%), – цитировала газета ВЗГЛЯД итоги опроса. – Среди мусульман (49%) таких больше, чем среди православных христиан (34%). Совсем неверующих в Бога с 1991 г. стало меньше на 7%, тех, кто никогда на него не рассчитывает, – на 9%».
Таким образом, подтверждается общий тренд на ослабление позиций атеизма и рост числа верующих в нашей стране.
Текст: Екатерина Коростиченко
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 683
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 105
Рейтинг поста:
В своих постах я имел ввиду Россию и российское общество. И никакое другое. И никакую другую страну. Все остальные страны и их общества меня интересуют исключительно как соседи по общему дому, который планета Земля, в котором этих обществ многообразие. И у каждого свой путь и развитие. Тут я разделяю понятия общество и государство, потому как только лишь у нас было за 100 лет три! разных абсолютно государства, которые были созданы одним обществом, представленным различными слоями населения. Общество эволюционирует и выплескивает в свои верха людей, которые объективно отвечают запросам в данный момент (заметьте не субьективно, а объективно. Как будто дьявол вмешивается и вопреки словам читает самые темные стороны душ и воплощает их в реальность, привет Революции 1917 и Перестройке 1985 года). Любое общество развивается и эволюционирует, если имеет волю. Именно поэтому какие то общества являются государствообразующими (пример англосаксы, немцы, французы, иранцы или персы, турки и ряд других), а какие то имеют свои независимые государства лишь благодаря историческому стечению обстоятельств и в случае глобальных перемен легко исчезнут с карты мира и вольются в другие общества, развивающиеся более динамично. Эволюцию нельзя повернуть вспять, как Гераклит говорил: "нельзя войти дважды в одну реку". Необходимо чувствовать течение времени и не пытаться противоречить объективным обстоятельствам, чтобы застыть в наиболее комфортной позиции, так как тот же "дьявол", о котором я говорил выше, обязательно породит наиболее извращенную форму желаний. В нашем случае это в очередной раз убьет страну, как дважды за 100 лет до нашего времени. Нам это нужно?
Вы спросили какой выход я вижу? Не совсем понял вопрос. По контексту статьи вопрос означает роль религиозных институтов в жизни нашего общества. А в контексте комментария, на который вы ссылаетесь, вопрос касается методологии управления, о которой есть целый раздел на Оке. Там все описано достаточно просто, достаточно лишь посмотреть под нужным углом. Да, насчет религиозных институтов - ответа не знаю. Недоэволюционировал до понимания как в России должны уживаться сильнейшие традиции православия с закостенелостью церковной системы, которая если и понимает, что условия ее функционирования сильно изменились, то очень в частном порядке. Наверное должно пройти время. Мне кажется мы еще только в начале пути.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1900
Рейтинг поста:
Воистину внятное толкование Но кто ж лишит себя " манны небесной" ( дармовой мамонны) с которой с легкостью расстаются сегодня "заблудшие овцы", перешедшие из одной секты " светлого будущего", в другую. Главное не за что не отвечаешь, пришел внес посильную мзду и получил отпущение грехов. Удобно и не надо думать, что на подобном образе жизни, формируются те, кто идет после нас, одно болото, которое затягивает все глубжеи сильнее.
Миром правит "Змей Уроборос", каждый раз возвращая земную цивилизацию в свое исходное приметивное существование, или бег по кругу однако. Отличительная черта западных цивилизаций или там где получила свое распространение аврамистическая религия, которую искажают уже в самой основе и в первую очередь те, кто берет на себя роль хранителя таких религий ради корысти в полной мере не осознавая, что являясь духовными лидерами, по сути насилуют самые светлые чувства своих прихожан, так как ложь вечной не бывает, и самое худшее состояние для человека, это когда он на почве обнаружевшегося обмана, перестает верить в своего ближнего ибо " Бог Единый", он не на небе, а в состоянии умения сохранять посредством состоянии абсолютного доверия межу всеми людьми обьединенными между собой в единый визуальный принцип "единого образа и подобия", формируя это уникальное качество единения по " образу и подобию" в первую очередь в Семье.
Аврамистические религии сегодня, это как раз разделение человека с человеком, если не могут растолковать своим прихожанам, что Бог, изначально рождается в каждой Семье, на уровне первородства, " Первый Человек, рождается от Бога, втрой от Человека" ( Новый Завет) и если человек, разрушает в первую очередь своего "внутреннего бога", как наследсвенный дух первородного, откуда тогда такому Богу, взятся в состоянии общего Мира. Вот уж точно " один слепой ведет другого слепого", главное соблюсти внешнюю атрибутику или как говорил многоуважаемый писатель граф Лев Толстой, побольше магии, лжи и обмана и хлеб с маслом обеспечен.
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 683
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 683
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 105
Рейтинг поста:
святой Паисий Святогорец о хранении Предания
Многие Cвятые мученики, не зная догматов веры, говорили: «Я верую в то, что установили Cвятые отцы». Говоря так, человек свидетельствовал о Христе, становился мучеником. То есть христианин не мог привести доказательств истинности христианской веры, чтобы убедить в ней гонителей, но он имел доверие Святым отцам.
«Как же я могу не доверять святым отцам?- думал он.- Ведь они были и более опытны, и более добродетельны [чем я], они были святы. Как я могу согласиться с безсмыслицей и стерпеть хулу на Святых отцов?» Мы должны доверять Преданию.
Сегодня, к несчастью, и у нас появилась европейская «корректность», и люди стремятся показать себя добрыми. Желая проявить свое «высшее благородство», они заканчивают тем, что кланяются двурогому диаволу. «Пусть будет одна религия»,- говорят они и всё ставят на одну доску.
Ко мне в каливу тоже приходили несколько человек с такими взглядами.
- Нам, то есть всем, кто верует во Христа,- говорили они мне,- надо объединиться в одну религию.
- Это все равно что предлагать мне собрать в одну кучу столько-то каратов золота и столько-то отделенной от этого золота меди, чтобы снова сделать из них один сплав,- ответил я.- Но разве разумно опять смешивать золото с дешевыми металлами? Спроси золотых дел мастера: «Можно ли смешивать мусор и золото?» Ведь было столько борьбы, чтобы очистить догмат от мусора». Святые отцы знали, что делали. Они воспретили общение с еретиками не без причины. Но сегодня призывают к совместным молитвам не только с еретиком, но и с буддистом, огнепоклонником и сатанистом.
Если бы мы жили по-отечески, то у всех нас было бы крепкое духовное здравие. И все инославные, завидуя этому здравию, оставляли бы свои нездравые заблуждения и спасались без проповеди. Сейчас наше святое отеческое Предание их не трогает, потому что они хотят видеть в нас преемников Святых отцов, видеть наше действительное родство с нашими Святыми. В обязанности каждого православного входит всеивание доброй обезпокоенности и в инославных, чтобы они поняли, что находятся в заблуждении, и не успокаивали бы ложно своего помысла, лишая себя тем самым богатых благословений Православия в сей жизни, а в жизни вечной - еще больших, вечных Божиих благословений.
Если есть почтение к малому, то и к великому будет многое почтение. Если нет почтения к малому, то почтения к великому тоже не будет.
Так хранили Предание отцы.
Преподобный Паисий Святогорец
«С болью и любовью о современном человеке»
У Бога есть Религия! То, что называют религией не имеет никакого отношения к Религии. Религия это совсем не то, что вы думаете.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 113
комментария 2392
Рейтинг поста:
Утерянное учение Иисуса Христа
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 960
Рейтинг поста:
Полнейшее невежество. Если не можешь показать ум, постарайся скрыть глупость
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 960
Рейтинг поста:
Вы говорите глупости по своему невежеству. Вера это не религия. Религия это не вера.
-"Религия это стяжание Духа Святага" (Серафим Саровский в беседах с Мотовиловым);
-"Религия это преображение человеческого естества Духом Святым". (Из истории Церкви);
-"Религия это приспособление человеческого тела к тонким энергиям". Алиса Бали. Трактат о семи лучах.).
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 960
Рейтинг поста:
святой Паисий Святогорец о хранении Предания
Многие Cвятые мученики, не зная догматов веры, говорили: «Я верую в то, что установили Cвятые отцы». Говоря так, человек свидетельствовал о Христе, становился мучеником. То есть христианин не мог привести доказательств истинности христианской веры, чтобы убедить в ней гонителей, но он имел доверие Святым отцам.
«Как же я могу не доверять святым отцам?- думал он.- Ведь они были и более опытны, и более добродетельны [чем я], они были святы. Как я могу согласиться с безсмыслицей и стерпеть хулу на Святых отцов?» Мы должны доверять Преданию.
Сегодня, к несчастью, и у нас появилась европейская «корректность», и люди стремятся показать себя добрыми. Желая проявить свое «высшее благородство», они заканчивают тем, что кланяются двурогому диаволу. «Пусть будет одна религия»,- говорят они и всё ставят на одну доску.
Ко мне в каливу тоже приходили несколько человек с такими взглядами.
- Нам, то есть всем, кто верует во Христа,- говорили они мне,- надо объединиться в одну религию.
- Это все равно что предлагать мне собрать в одну кучу столько-то каратов золота и столько-то отделенной от этого золота меди, чтобы снова сделать из них один сплав,- ответил я.- Но разве разумно опять смешивать золото с дешевыми металлами? Спроси золотых дел мастера: «Можно ли смешивать мусор и золото?» Ведь было столько борьбы, чтобы очистить догмат от мусора». Святые отцы знали, что делали. Они воспретили общение с еретиками не без причины. Но сегодня призывают к совместным молитвам не только с еретиком, но и с буддистом, огнепоклонником и сатанистом.
Если бы мы жили по-отечески, то у всех нас было бы крепкое духовное здравие. И все инославные, завидуя этому здравию, оставляли бы свои нездравые заблуждения и спасались без проповеди. Сейчас наше святое отеческое Предание их не трогает, потому что они хотят видеть в нас преемников Святых отцов, видеть наше действительное родство с нашими Святыми. В обязанности каждого православного входит всеивание доброй обезпокоенности и в инославных, чтобы они поняли, что находятся в заблуждении, и не успокаивали бы ложно своего помысла, лишая себя тем самым богатых благословений Православия в сей жизни, а в жизни вечной - еще больших, вечных Божиих благословений.
Если есть почтение к малому, то и к великому будет многое почтение. Если нет почтения к малому, то почтения к великому тоже не будет.
Так хранили Предание отцы.
Преподобный Паисий Святогорец
«С болью и любовью о современном человеке»
У Бога есть Религия! То, что называют религией не имеет никакого отношения к Религии. Религия это совсем не то, что вы думаете.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 105
Рейтинг поста:
святой Паисий Святогорец о хранении Предания
Многие Cвятые мученики, не зная догматов веры, говорили: «Я верую в то, что установили Cвятые отцы». Говоря так, человек свидетельствовал о Христе, становился мучеником. То есть христианин не мог привести доказательств истинности христианской веры, чтобы убедить в ней гонителей, но он имел доверие Святым отцам.
«Как же я могу не доверять святым отцам?- думал он.- Ведь они были и более опытны, и более добродетельны [чем я], они были святы. Как я могу согласиться с безсмыслицей и стерпеть хулу на Святых отцов?» Мы должны доверять Преданию.
Сегодня, к несчастью, и у нас появилась европейская «корректность», и люди стремятся показать себя добрыми. Желая проявить свое «высшее благородство», они заканчивают тем, что кланяются двурогому диаволу. «Пусть будет одна религия»,- говорят они и всё ставят на одну доску.
Ко мне в каливу тоже приходили несколько человек с такими взглядами.
- Нам, то есть всем, кто верует во Христа,- говорили они мне,- надо объединиться в одну религию.
- Это все равно что предлагать мне собрать в одну кучу столько-то каратов золота и столько-то отделенной от этого золота меди, чтобы снова сделать из них один сплав,- ответил я.- Но разве разумно опять смешивать золото с дешевыми металлами? Спроси золотых дел мастера: «Можно ли смешивать мусор и золото?» Ведь было столько борьбы, чтобы очистить догмат от мусора». Святые отцы знали, что делали. Они воспретили общение с еретиками не без причины. Но сегодня призывают к совместным молитвам не только с еретиком, но и с буддистом, огнепоклонником и сатанистом.
Если бы мы жили по-отечески, то у всех нас было бы крепкое духовное здравие. И все инославные, завидуя этому здравию, оставляли бы свои нездравые заблуждения и спасались без проповеди. Сейчас наше святое отеческое Предание их не трогает, потому что они хотят видеть в нас преемников Святых отцов, видеть наше действительное родство с нашими Святыми. В обязанности каждого православного входит всеивание доброй обезпокоенности и в инославных, чтобы они поняли, что находятся в заблуждении, и не успокаивали бы ложно своего помысла, лишая себя тем самым богатых благословений Православия в сей жизни, а в жизни вечной - еще больших, вечных Божиих благословений.
Если есть почтение к малому, то и к великому будет многое почтение. Если нет почтения к малому, то почтения к великому тоже не будет.
Так хранили Предание отцы.
Преподобный Паисий Святогорец
«С болью и любовью о современном человеке»
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1900
Рейтинг поста:
Но не у всех есть пластиковый пропуск с триколором, для проезда в особо охраняемые зоны..
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 737
Рейтинг поста:
Вера - это сугубо личное. Каждый верит во что-то своё. Религия - это навязываемая система догматов использующая потребность человека в вере для оказания влияния на широкие массы людей с целью развода их на бабки и получения над ними власти теми, кто якобы этой религии служит.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 874
Рейтинг поста:
Если по Конституции церковь отделена от государства, то почему попы у нас в области лезут практически во все государственные мероприятия? Тихой сапой пробираются в школы. А другие религии, значит, рылом не вышли? В стране, кстати, много мусульман и неизвестно сколько они ещё будут молчать.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 959
Рейтинг поста:
Есть такой грустный момент, когда кто-то из близких уходит, и тогда проводят обряд отпевания, здесь я думаю отношение у всех схожее, церковь необходима, за редкими исключениями, каждому. Бабушкам, которых там большинство, которым не с кем больше пообщаться. Семьям с больными детьми, которым остаётся лишь надеяться на чудо. В общем, людям с какими-то проблемами она ближе, чем без них. Как мне кажется, церковь перестала нести просветительскую, духовную деятельность. Обрядность, костность и некая недосягаемость для простого человека, вот причина, почему многие молодые люди уходят в различные секты, где есть живое общение и что-то более привлекательное, чем соблюдение 10 заповедей и раскаяние за распятого Христа евреями. Сможет ли батюшка объяснить молодому человеку, все те загадки и противоречия заложенные в ветхий завет? Не думаю. И пока такие большие пробелы в понимании ветхого завета будут оставаться, отток мыслящей паствы неизбежен, а от той её части, которой лишь бы перед кем-либо поприсмыкаться и каяться, больше вреда, чем пользы. Ходить в место больных и проблемных - занятие не из приятных, хотя в церквях и говорится о живом Христе, но почему-то у меня ощущение что от церкви веет мертвячинкой, и она превратилась в ритуальный похоронный центр с функциями хосписа для смертельно больных душ. Молись и искупай грехи до смерти - вот что она предлагает, а нормальному человеку хочется радоваться и жить не думая о плохом, но вот церковь и всё её убранство не вызывает у меня ощущения торжества жизни, скорее наоборот. Да и пилить человека после его смерти на кусочки, а потом поклоняться этим кусочкам, честно говоря сомнительно.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 105
Рейтинг поста:
Церковь изначально была создана государством что бы управлять народом...
Церковь поддерживается государством ( точнее церковь живеть за счет государства)...так кому подконтрольна церковь?) Сомневаюсь, что церковь станет кусать руку хозяина по воле народа.
Религия- это все же вера, которая относится к духовному уровню и не привязана к чему- либо материальному).
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 300
Рейтинг поста:
Я не атеист, но блин...религия- это одно, а церковь- другое для меня.
Церковь изначально была создана государством что бы управлять народом...
Церковь поддерживается государством ( точнее церковь живеть за счет государства)...так кому подконтрольна церковь?) Сомневаюсь, что церковь станет кусать руку хозяина по воле народа.
Религия- это все же вера, которая относится к духовному уровню и не привязана к чему- либо материальному).
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 105
Рейтинг поста: