Что культовый российский фильм «Сталкер» рассказывает об эпохе Трампа
На этой неделе в кинотеатре Coral Gables Art
Cinema начинается прокат одного из самых важных и актуальных фильмов.
Этой картине уже 38 лет, она длится 2 часа и 40 минут, и к тому же она
российского производства. Фильм был снят знаменитым советским
кинорежиссером Андреем Тарковским, среди поклонников которого много
знаменитостей, начиная от режиссера Ингмара Бергмана и заканчивая
поп-звездой Фрэнком Оушеном. Картина называется «Сталкер», и речь в ней
идет о мире, где все постоянно меняется, и ничего на самом деле не
является тем, чем кажется. Мир квазиреальности, или постправды.
История начинается в грязном провинциальном городке. Вода
отвратительная, дороги и здания покрыты мусором, а завод выбрасывает в
небо клубы дыма. Но возле этого города, огороженная колючей проволокой и
охраняемая вооруженной охраной, находится Зона, место, где правят
странные и необъяснимые силы. В любой момент низ здесь может оказаться
верхом, восток – западом, а живое – мертвым. Цветы ничем не пахнут, а
люди, которые сюда приходят, слышат голоса в своей голове. Однако, в
Зоне можно обнаружить диковинные сокровища, и проводники, которых
называют сталкерами, водят сюда желающих рискнуть.
С тех пор как Дональд Трамп был избран президентом США, самой главной
темой в потоке непристойных политических историй стало вмешательство
России в американские выборы. Характер отношений между предвыборным
штабом Трампа и Россией, которая взломала сервер Национального комитета
Демократической партии прошлым летом, остается неясным. Американцы
никогда особенно не любили русских, но сейчас отношения с ними достигли
беспрецедентно низкого уровня. И тем не менее, две страны более схожи
между собой, чем можно было бы предположить.
Каждый день мы получаем новую порцию скандалов и лжи из Вашингтона,
но, судя по всему, почти ничего не делается, или ничего невозможно
сделать, чтобы остановить эти силы. Все это уже происходило когда-то в
Советской России. В семидесятых и восьмидесятых годах экономика страны
была в руинах, а правительство было безнадежно коррумпированным. Но
поскольку никто не мог вообразить другого способа существования,
государство действовало так, будто ничего не происходит. Для обычных
людей то, о чем заявляли власти, противоречило окружающей их бедности,
но критиковать правительство означало навсегда оказаться в Сибири.
Постепенно люди привыкли жить в мире лжи. Жизнь стала безнадежной, и
одним из немногих способов, с помощью которых можно было сказать правду и
выразить свое отношение к действительности, стала научная фантастика.
Адаптируя свой роман «Пикник у обочины», авторы сценария Аркадий и
Борис Стругацкие придумали мощную метафору для описания жизни под
советским гнетом. С одной точки зрения, непредсказуемая природа Зоны
отражает сущность фальшивого общества, созданного Советами.
Документалист Адам Кертис назвал это «картиной… мира, в котором ничего
не было исправлено», в которой выражалось «странное настроение,
возникшее после краха Советской Империи». В другой интерпретации Зона –
это метафора для выдуманного Запада, куда персонажи попадают, уклоняясь
от пуль, словно пересекая Берлинскую стену. Разумеется, сегодняшние
американские зрители могли бы увидеть в этом версию туманной мглы
фейковых новостей, нависшей над Белым Домом.
Однако, здесь есть и надежда, особенно для тех американцев, которые
разочарованы политикой. Хотя Тарковский снимает сцены за пределами Зоны в
монохромной грязной сепии, сама Зона – цветная. Зона – это ландшафт
заброшенных строений, какой-то прото-Чернобыль, обладающий силами,
которые кажутся не столько инопланетными, сколько сверхъестественными,
магическими. Сталкер (в исполнении одного из лучших российских актеров
своего времени Александра Кайдановского), направляет двух своих гостей в
комнату, о которой известно, что там сбываются самые выстраданные,
самые затаенные желания, в которые люди верят на самом деле, даже если и
не осознают этого. Сам он однако не входит вовнутрь. Для него награда
состоит в самой возможности проводить людей в эту комнату и дать им
надежду, которой они лишены во внешнем мире. Возможно, в этом и состоит
истинная цель существования Зоны: представление о другом, более
обнадеживающем будущем, в которое нужно верить, чтобы оно стало
возможным.
Надо сказать, что «Сталкер» – далеко не самый легкий фильм для
просмотра. У Тарковского было мало средств, поэтому в фильме почти нет
того, что сегодня принято называть «экшн», а также спецэффектов. Большая
часть диалога отдана философскому отступлению, когда герои пересекают
Зону. Однако, вознаграждение от соприкосновения с таким фильмом с лихвой
окупает все усилия. Это не фильм-сказка или бессмысленный попкорновый
шлягер, а истинное произведение искусства со своим странным
расслабляющим ритмом.
Источник перевод для MixedNews — Игорь Абрамов Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 167
Рейтинг поста:
Врёт на советскую власть как дышит. Идиот, кто тебя выростил и выкормил? Утопист! Когда и где были идиальные общества. Правильно говорят мудрецы-идиолист самай страшный человек.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 1
Рейтинг поста:
Экранизация "Пикника на обочине" и "Солярис" - это убийство прекрасных книг.