Впервые за годы независимости в Узбекистане –
массовые торжества в честь Победы в Великой Отечественной войне. Реакция
общества неоднозначна.
Распоряжение о подготовке к празднованию Дня памяти и почестей (под таким названием 9 Мая отмечается в Узбекистане) президент Шавкат Мирзиёев подписал 4 апреля.
Участникам войны и трудового фронта выделили по два млн сумов (250
долларов по теневому курсу). Одиноким ветеранам пообещали
отремонтировать дома, а не имеющим жилье – вручить ключи от новых
квартир.
Активисты молодежных движений и национально-культурных центров
запланировали навестить каждого ветерана в канун 9 Мая. Для пожилых
людей приготовили продуктовые наборы, цветы и ленточки, украшенные
цветами национального флага Узбекистана.
Помимо чествования ветеранов была утверждена насыщенная культурная программа.
28 апреля в Ташкенте состоялся стилизованный автомобильный пробег.
Министерство обороны выделило грузовые автомашины ГАЗ-АА – полуторки, на
которых по улицам города проехались молодые люди, переодетые в
советскую военную форму семидесятилетней давности. Они исполняли песни
военных лет «Катюша», «Смуглянка» и др.
9 мая во всех районах Узбекистана состоятся торжественные
мероприятия, улицы и площади украсят патриотичными плакатами и стендами,
а в 21:00 в Ташкенте состоится праздничный салют.
По случаю празднования Дня памяти и почестей 8 и 9 мая объявлены выходными днями.
Власти не поддержали акцию «Бессмертный полк»
Впервые руководство республики проявило лояльность к акции «Георгиевская лента», которая проводится в последние годы в России.
В Главном управлении внутренних дел официально заявили, что
георгиевские ленты не запрещены, однако порекомендовали
соотечественникам альтернативные – в цветах национального флага.
Посольство России в Узбекистане традиционно распространяет
георгиевские ленты в канун 9 Мая. Узбекистанцы с охотой повязывают их на
машины и предметы одежды.
Во время президентства покойного Ислама Каримова отношение к символу Великой Отечественной войны было неоднозначным, как и к самой войне.
В Узбекистане с недавних пор она упоминается как Вторая мировая
война. Нередко сотрудники милиции принуждали водителей снимать ленты с
машин под угрозой штрафа. В приватных беседах милиционеры признавались,
что соответствующее распоряжение «поступает сверху».
В 2017 году ташкентские власти отказали организаторам в проведении
шествия «Бессмертного полка» в связи со «сложной политической
обстановкой в мире».
Вместо этого состоится возложение цветов к монументу «Скорбящей
матери», а также концерт на улице Чапаната (бывшая Волгоградская) и
праздничное мероприятие в детском центре «Баркамол авлод».
Государственные телеканалы покажут табуированные ранее советские
фильмы о войне: «41-йил олмалари» («Яблоки сорок первого года»), «Сен
етим эмассан» («Ты не сирота»), «26-чи отилмасин» («В 26-го не
стрелять»).
Символ войны вернули в центр города
7 мая в парке Дружбы (бывший парк Бабура) состоится открытие
памятника семье Шамахмудовых, принявшей в годы войны 15 эвакуированных
детей-сирот. Первоначально монумент был помещен на площадь Дружбы
народов в 1982 году.
В 2008 году памятник перенесли за рынок «Ипподром» (ныне Абу Сахий) –
он стоит на фоне бетонного забора и надписи «Ташкент» при въезде в
город. Площадь и прилегающую к ней станцию метро решением тогдашнего
хокима Ташкента Абдукаххара Тухтаева переименовали в «Бунёдкор».
Истинным инициатором затеи, по некоторым данным, был Ислам Каримов, при котором советский период истории Узбекистана назывался не иначе, как «колониальный».
В Главном управлении по охране и использованию объектов культурного
наследия Министерства культуры отметили, что решение о возвращении
памятника в центр города связано с множеством соответствующих обращений в
приемную президента.
Общество раскололось
25-летнея эпоха Ислама Каримова,
во время которой отечественные историки дали новую оценку Великой
Отечественной войне и вкладу узбекского народа в победу над фашизмом,
разделила общество на два лагеря.
В узбекском сегменте Интернета накануне 9 Мая разгорелись нешуточные
страсти. Объектом споров стали георгиевские ленты, коллаборационисты и
сепаратисты.
В Фейсбук-группе Proud to be Uzbek («Горжусь быть узбеком» – англ.),
негласно поддерживаемой властями, появился пост, оскорбляющий носителей
георгиевской ленты, и прославляющий людей, предпочитающих ленты с
цветами национального флага. Провокационный пост разделил участников
группы на два лагеря.4
Одни утверждали, что георгиевская лента политизирована, а ее носители
поддерживают колониальные идеи Кремля. Оппоненты призывали почтить
память предков, отдавших жизни в борьбе с фашизмом.
Модератор группы Uzbek MDK в Фейсбуке опубликовал фотографию
узбекского сепаратиста Рузи Назара в военной форме гитлеровской
Германии. Под снимком написал, что Назар был патриотом узбекского народа
и всю жизнь посвятил борьбе с «колониальным» советским режимом. И здесь
комментаторы разошлись во мнениях, обвиняя друг друга в предательстве.
Позже автор удалил провокационный пост.
За годы независимости в Узбекистане выросло поколение молодых людей,
для которых Великая Отечественная – это чужая война, а ее символы не
имеют сакрального значения. Это вчерашние школьники, которых принуждали
зачеркивать слова «советский», «СССР», «Ленин» в книгах, и студенты,
штриховавшие портреты советских вождей в фильмах.
С визитом Шавката Мирзиёева
в Россию в апреле этого года и заключением беспрецедентного количества
совместных инвестиционных проектов отношение к России как правопреемнице
СССР разительно улучшилось.
Как следствие – государственная цензура на памятники советского прошлого снята, но в головах она осталась. Источник: www.stanradar.com.
Рейтинг публикации:
|