10 способов управления массами
Управление поведением человека – одна из
первоочередных задач государства. Правда, нужно понимать, что
государство создают его граждане с целью согласования своих же
интересов, но государственная или политическая власть обретает свои
собственные интересы и ее первоочередной задачей становится управление
теми, кто ее избрал и содержит с целью тривиального самосохранения.
Если
люди начинают проявлять недовольство текущей политикой, которая
проистекает из узкокорпоративных интересов властной верхушки и их
доверенных лиц, то во избежание насилия над народом, противостоять этому
можно только пропагандой, инструментом которой выступают СМИ.
Ноам
Хомский - профессор языкознания в Массачусетском технологическом
институте лингвист, философ, общественный деятель, автор книг и
политический аналитик составил список "10 способов манипулирования" с
помощью средств массовой информации.
Способ №1
Отвлечение внимания
Основным
элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от
важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими
правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного
пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания
весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности
получать важные знания в области современных философских течений,
передовой науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.
Взамен этому информационное пространтсво наполняется вестями спорта,
шоу-бизнеса, мистики и прочих информационных составляющий, основанных на
реликтовых человеческих инстинктах от эротики до жесткой порнографии и
от бытовых мыльных сюжетов до сомнительных способов легкой и быстрой
наживы.
"… постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих
социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального
значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и
у них не оставалось времени на размышления; с поля – в загон, как и все
прочие животные.» ( Н. Хомский цитата из книги "Тихое оружие для
спокойных войн").
Способ №2
Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения
Данный
метод также называется "проблема-реакция-решение". Создается проблема,
некая "ситуация", рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию
среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые
необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали
насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы
граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и
проведения политики, ущемляющей гражданские свободы.
Или вызвать
некий экономический, террористический или техногенный кризис, чтобы
заставить людей в своем сознании принять меры по ликвидации его
последствий, пусть и в нарушение их социальных прав, как «необходимое
зло». Но нужно понимать, что кризисы сами не рождаются.
Способ №3
Способ постепенного применения
Чтобы
добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее
постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были
глобально навязаны принципиально новые социально-экономические условия
(неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века.
Сведение к
минимуму функций государства, приватизация, неуверенность,
нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не
обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то
наверняка привело бы к революции.
Способ №4
Отсрочка исполнения
Другой
способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы
представить его в качестве "болезненного и необходимого" и добиться в
данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо
проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.
Во-первых,
потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в
массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что "завтра
все изменится к лучшему" и что тех жертв, которых от него требуют,
удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того,
чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда
наступит время.
Способ №5
Обращаться к народу как к малым детям
В
большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую
публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как
будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или
умственно неполноценных индивидуумах.
Чем усиленнее кто-то
пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он
старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему?
Если
кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в
силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной
степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что
характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.
Заранее наивные
рассуждения и прописные истины заложенные в политических речах
рассчитаны на восприятие широкой аудитории, к которой уже применяются
выше и нижеописанные методы манипулирования ее сознанием.
Способ №6
Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления
Воздействие
на эмоции представляет из себя классический прием нейролингвистического
программирования, направленный на то, чтобы заблокировать способность
людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности
критического осмысления происходящего. С другой стороны, использование
эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для
того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения
или устойчивые модели поведения. Заклинания о том как жесток терроризм,
как несправедлива власть, как страдают голодные и униженные оставляют
«за кадром» истинные причины происходящего. Эмоции – враг логики.
Способ №7
Держать людей в невежестве, культивируя посредственность
Добиваться
того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы,
используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле.
Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам,
должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы
невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось
на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.
К этому
относится и пропаганда так называемого «современного искусства»,
представляющего собой кичливость посредственностей, претендующих на
известность, но не способных отразить реальность через те произведения
искусства, которые не требуют подробного объяснения и агитации за их
«гениальность». Те же, кто не признает новодел – объявляются отсталыми и
тупыми и их мнение широкой огласке не подлежит.
Способ №8
Побуждать граждан восторгаться посредственностью
Внедрять
в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным.
Этот способ неразрывен с предыдущим, так как все посредственное в
современном мире появляется в огромных количествах в любых социальных
сферах – от религии и науки до искусства и политики. Скандалы, желтые
страницы, колдовство и магия, сомнительный юмор и популистические акции –
все хорошо для достижения одной цели – не допустить, чтобы люди имели
возможность расширить свое сознание до бескрайних просторов реального
мира.
Способ №9
Усиливать чувство собственной вины
Заставить
человека уверовать в то, что только он виновен в собственных
несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных
возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо
того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает
заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает
подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без
действия ни о какой революции и речи быть не может! И политики, и
ученые (особенно психотерапевты) и религиозные деятели применяют
достаточно эффективные доктрины для достижения эффекта самобичевания
пациентов и паствы, чтобы управлять их жизнеутверждающими интересами,
направляя действия в нужное русло.
Способ №10
Знать о людях больше, чем они сами о себе знают
В
течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию
все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями,
которыми обладают и пользуются господствующие классы.
Благодаря
биологии, нейробиологии и прикладной психологии, "система" получила в
свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии,
так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем
он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев система
обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они
сами. Источник
Рейтинг публикации:
|