Советское образование в определённых кругах принято считать лучшим
в мире. В тех же кругах принято считать современное поколение
потерянным — дескать, эти молодые «жертвы ЕГЭ» не выдерживают никакого
сравнения с нами, прошедшими горнило советских школ техническими
интеллигентами...
Само собой, правда лежит далеко в стороне от этих стереотипов. Аттестат
об окончании советской школы если и является знаком качества
образования, то разве что в советском же смысле. Действительно,
некоторые учившиеся в СССР люди поражают нас глубиной своих знаний,
однако при этом многие другие ничуть не менее сильно поражают нас
глубиной своего невежества. Не знать латинских букв, не уметь складывать
простые дроби, физически не понимать простейших письменных текстов —
увы, для советских граждан это было вариантом нормы.
Вместе с тем советские школы имели и неоспоримые плюсы — скажем,
у учителей тогда была возможность свободно ставить двойки и оставлять
«не тянущих» учеников на второй год. Этот кнут создавал тот нужный для
учёбы настрой, которого так не хватает сейчас во многих современных
школах и вузах.
Плавно перехожу к сути поста. На «Справочнике патриота» усилиями команды
авторов была создана давно уже назревшая статья о плюсах и минусах
советского образования. Публикую эту статью здесь и прошу вас включиться
в обсуждение — а при необходимости даже дополнить и поправить статью
прямо на «Справочнике», благо это википроект, который доступен для
редактирования всем:
В данной статье рассматривается советская система
образования с точки зрения ее достоинств и недостатков. Советская
система следовала задаче воспитания и формирования личности, достойной
реализовывать для будущих поколений главную национальную идею Советского
Союза — светлое коммунистическое будущее. Данной задаче были подчинены
не только преподавание знаний о природе, обществе и государстве,
но воспитание патриотизма, интернационализма и нравственности.
== Плюсы (+) ==
Массовость. В советское время впервые в истории России была достигнута практически всеобщая грамотность, близкая к 100 %.
Разумеется, даже в эпоху позднего СССР многие люди старшего поколения
имели за спиной всего лишь 3-4 класса образования, ведь далеко н все
смогли пройти полный курс школьного обучения из-за войны, массовых
переселений, необходимости рано идти работать. Тем не менее, практически
все граждане научились читать и писать.
За массовое образование надо сказать спасибо и царскому правительству,
которое за 20 предреволюционных лет практически удвоило уровень
грамотности в стране — к 1917 г. грамотной была уже практически половина
населения. Большевики, в результате, получили огромное число грамотных
и подготовленных учителей, и им оставалось лишь второй раз удвоить долю
грамотных людей в стране, что они и сделали.
Широкий доступ к образованию для национальных и языковых меньшинств. В ходе
процесса так называемой коренизации большевики в 1920-х и 1930-х гг.
впервые внедрили образование на языках множества малых народов России
(зачастую, попутно создавая и внедряя алфавиты и письменность для этих
языков). Представители окраинных народов получили возможность
приобщаться к грамоте сначала на своём родном языке, а потом уже
на русском, что ускорило ликвидацию безграмотности.
С другой стороны, эта самая коренизация, частично свёрнутая в конце
1930-х, успела внести немалый вклад в будущий развал СССР
по национальным границам.
Высокая доступность для большинства населения (всеобщее бесплатное среднее образование, весьма распространённое высшее).В царской
России образование было связано с сословными ограничениями, хотя
по мере роста его доступности эти ограничения слабели и размывались,
и к 1917 г. при наличии денег или особых талантов получить хорошее
образование могли представители любого сословия. С приходом к власти
большевиков сословные ограничения были окончательно сняты. Начальное,
а затем и среднее образование стало всеобщим, а число студентов в высших
учебных заведениях выросло многократно.
Высокая мотивированность учащихся, уважение общества к образованию. Молодые
люди в СССР действительно очень хотели учиться. В советских условиях,
когда право частной собственности было серьёзно ограничено,
а предпринимательская деятельность практически подавлена (особенно после
закрытия артелей при Хрущёве), получение образования было основным
способом продвинуться в жизни и начать хорошо зарабатывать. Альтернатив
было мало: на стахановский ручной труд здоровья хватало далеко
не у всех, а для успешной партийной или военной карьеры также нужно было
повышать свой уровень образования (безграмотных пролетариев без оглядки
набирали лишь в первое десятилетие после революции).
Уважение к труду учителя и преподавателя. По крайней
мере до 1960-х и 1970-х гг., пока в СССР шла ликвидация безграмотности
и становление системы всеобщего среднего образования, профессия учителя
оставалась одной из самых уважаемых и востребованных в обществе.
В учителя шли сравнительно грамотные и способные люди, к тому же
мотивированные идеей нести просвещение в массы. Кроме того, это была
реальная альтернатива тяжёлой работе в колхозе или на производстве.
Аналогичная ситуация была и в высшей школе, где вдобавок во времена
Сталина были очень хорошие зарплаты (уже при Хрущёве, однако, зарплаты
интеллигенции были снижены до уровня рабочих и даже ниже). Про школу
сочиняли песни, снимали фильмы, многие из которых вошли в золотой фонд
отечественной культуры.
Сравнительно высокий уровень начальной подготовки поступивших в высшие учебные заведения. Число
студентов в РСФСР на излёте советской эпохи было, по крайней мере,
в два раза ниже, чем в современной России, а доля молодых людей
в населении была выше. Соответственно, при сходной численности населения
в РСФСР и в современной РФ, конкурс на каждое место в советских ВУЗах
был в два раза выше, чем в современных российских, и в результате
контингент там набирался более качественный и способный. Именно с этим
обстоятельством в первую очередь связаны жалобы современных
преподавателей на резкое падение уровня подготовки абитуриентов
и студентов.
Очень качественное высшее техническое образование. Советская
физика, астрономия, география, геология, прикладные технические
дисциплины и, разумеется, математика, вне всякого сомнения были
на высочайшем мировом уровне. Само за себя говорит огромное число
выдающихся открытий и технических изобретений советской эпохи, и весьма
внушительно выглядит список всемирно известных советских учёных
и изобретателей. Впрочем, и здесь надо сказать отдельное спасибо ещё
дореволюционной российской науке и высшей школе, которые послужили
прочной основой для всех этих достижений. Но нельзя не признать, что
Советскому Союзу удалось — даже несмотря на массовую эмиграцию русских
учёных после революции — в полной мере возродить, продолжить и развить
на высочайшем уровне отечественную традицию в области технической мысли,
естественных и точных наук.
Удовлетворение колоссального
запроса государства на новые кадры в условиях резкого роста
промышленности, армии и науки (благодаря масштабному государственному
планированию). В ходе массовой индустриализации в СССР было
создано несколько новых отраслей промышленности и существенно, в разы
и десятки раз, увеличен масштаб производства во всех отраслях. Для
подобного впечатляющего роста требовалось обучить множество
специалистов, способных работать с самой современной техникой.
К тому же, надо было восполнять значительные потери кадров в результате
революционной эмиграции, гражданской войны, репрессий и Великой
Отечественной войны. Советская система образования успешно справилась
с подготовкой многих миллионов специалистов по сотням специальностей —
благодаря этому были решены важнейшие государственные задачи, связанные
с выживанием страны.
Сравнительно высокие стипендии. Средняя
стипендия в позднем СССР составляла 40 рублей, тогда как зарплата
инженера составляла 130-150 руб. То есть стипендии достигали порядка 30%
от зарплат, что значительно выше, чем в случае с современными
стипендиями, которые достаточно велики только у отличников, аспирантов
и докторантов.
Развитое и бесплатное внешкольное образование. В СССР
действовали тысячи дворцов и домов пионеров, станций юных техников,
юных туристов и юных натуралистов, множество других кружков. В отличие
от большинства сегодняшних кружков, секций и факультативов, советское
внешкольное образование было бесплатным.
Лучшая в мире система спортивного образования. Советский
Союз с самого начала уделял огромное внимание развитию физкультуры
и спорта. Если в Российской империи спортивное образование только
зарождалось, то в Советском Союзе оно вышло на передовые позиции в мире.
Успех советской спортивной системы хорошо виден по результатам
на Олимпийских играх: советская сборная постоянно занимала первое или
второе место на каждой Олимпиаде начиная с 1952 года, когда СССР начал
участвовать в международном олимпийском движении.
== Минусы (−) ==
Низкое качество гуманитарного образования из-за идеологических ограничений и штампов. Почти
все гуманитарные и общественные дисциплины в школах и ВУЗах СССР были
в той или иной мере нагружены марксизмом-ленинизмом, а при жизни
Сталина — ещё и сталинизмом. В основе концепции преподавания истории
России и даже истории древнего мира лежал «Краткий курс истории ВКП(б)»,
согласно которому вся мировая история преподносилась как процесс
созревания предпосылок для революции 1917 года и будущего построения
коммунистического общества. В преподавании экономики и политики основное
место занимала марксистская политическая экономия, в преподавании
философии — диалектический материализм. Эти направления сами по себе
достойны внимания, однако они объявлялись единственно верными
и правильными, а все остальные объявлялись либо их предшественниками,
либо ложными направлениями. В результате, огромные пласты гуманитарного
знания либо вовсе выпадали из советской системы образования, либо
преподносились дозированно и исключительно в критическом ключе, как
«буржуазная наука». История партии, политэкономия и диамат были
обязательными предметами в советских ВУЗах, и в позднесоветский период
они относились к числу наименее любимых студентами (как правило, они
были далеки от основной специальности, оторваны от реальности и при этом
сравнительно сложны, так что их изучение в основном сводилось
к заучиванию шаблонных фраз и идеологических формулировок).
Очернение истории и искажение нравственных ориентиров. В СССР
школьное и университетское преподавание истории характеризовалось
очернением царского периода в истории страны, причём в раннесоветский
период это очернение было куда более масштабным, чем постперестроечное
очернение уже советской истории. Многие дореволюционные государственные
деятели были объявлены «прислужниками царизма», их имена были вычеркнуты
из учебников истории, либо упомянуты в строго негативном контексте.
И наоборот, откровенные разбойники, вроде Стеньки Разина, объявлялись
«народными героями», а террористы, вроде убийц Александра II, назывались
«борцами за свободу» и «передовыми людьми». В советской концепции
мировой истории крайне много внимания уделялось всяческому угнетению
рабов и крестьян, всевозможным восстаниям и мятежам (конечно, это тоже
важные темы, но отнюдь не менее важные, чем история технологий
и военного дела, геополитическая и династическая история и т. д.).
Насаждалась концепция «классовой борьбы», согласно которой представители
«эксплуататорских классов» должны были подвергаться преследованиям или
даже уничтожению. С 1917 по 1934 гг. история в ВУЗах не преподавалась
вообще, были закрыты все исторические факультеты, традиционный
патриотизм осуждался как «великодержавность» и «шовинизм», а взамен
насаждался «пролетарский интернационализм». Затем Сталин резко сменил
курс в сторону возрождения патриотизма и вернул в ВУЗы историю, однако
негативные последствия послереволюционного отрицания и искажения
исторической памяти ощущаются до сих пор: множество исторических героев
оказались забыты, у нескольких поколений людей восприятие истории резко
разорвано на периоды до революции и после, множество хороших традиций
утеряно.
Негативное влияние идеологии и политической борьбы на академические кадры и отдельные дисциплины. В результате
революции и гражданской войны в 1918–1924 гг. из РСФСР вынужденно
эмигрировало порядка 2 млн человек (т. н. белая эмиграция), причём
большинство эмигрантов были представителями наиболее образованных слоёв
населения, в том числе крайне много эмигрировало учёных, инженеров
и преподавателей. По некоторым оценкам, в тот период погибло или
эмигрировало около трёх четвертей российских учёных и инженеров. Однако
уже перед Первой Мировой войной Россия занимала первое место в Европе
по числу студентов в ВУЗах, [3] так что в стране осталось очень много
подготовленных в царское время специалистов (хотя, в большинстве своём,
довольно молодых специалистов). Благодаря этому возникший в СССР острый
недостаток преподавательских кадров удалось в большинстве отраслей
успешно восполнить уже к концу 1920-х годов (отчасти за счёт увеличения
нагрузки на оставшихся преподавателей, но в основном за счёт усиленной
подготовки новых). Впоследствии, однако, советские научные
и преподавательские кадры были серьёзно ослаблены в ходе репрессий
и идеологических кампаний, проводимых советской властью. Широко известны
гонения на генетику, из-за которых Россия, в начале XX века бывшая
одним из мировых лидеров в биологической науке, к концу XX века перешла
в разряд отстающих. Из-за привнесения в науку идеологической борьбы
пострадали многие выдающиеся учёные гуманитарных и общественных
направлений (историки, философы и экономисты немарксистского толка;
лингвисты, участвовавшие в дискуссиях по марризму, а также слависты;
византологи и богословы; востоковеды — многих из них расстреляли
по ложному обвинению шпионаже на Японию или другие страны из-за
их профессиональных связей), но также пострадали и представители
естественных и точных наук (дело математика Лузина, Пулковское дело
астрономов, Красноярское дело геологов). В результате этих событий были
потеряны или подавлены целые научные школы, и во многих областях
возникло заметное отставание от мировой науки. Чрезмерно
идеологизирована и политизирована была культура научной дискуссии, что,
разумеется, негативным образом сказалось и на образовании.
Ограничения на доступ к высшему образованию для отдельных групп населения. Фактически
возможности получать высшее образование в СССР 1920-х и 1930-х гг. были
лишены так называемые лишенцы, в том числе частные торговцы,
предприниматели (использующие наёмный труд), представители духовенства,
бывшие полицейские. Дети из семей дворян, купцов, духовенства часто
сталкивались препятствиями при попытках получить высшее образование
в довоенный период. В союзных республиках СССР преференции при
поступлении в ВУЗы получали представители титульных национальностей.
В послевоенный период процентная норма на поступление в наиболее
престижные ВУЗы была негласно введена в отношении евреев.
Ограничения на ознакомление с иностранной научной литературой, ограничения международного общения учёных. Если
в 1920-е гг. в советской науке продолжалась дореволюционная практика,
предполагающая очень длительные заграничные командировки и стажировки
для учёных и лучших студентов, постоянное участие в международных
конференциях, свободную переписку и неограниченное поступление
зарубежной научной литературы, то в 1930-е гг. ситуация начала меняться
к худшему. В особенности в период после 1937 года и до войны наличие
иностранных связей стало попросту опасно для жизни и карьеры учёных, так
как очень многих тогда арестовывали по сфабрикованным обвинениям
в шпионаже. В конце 1940-х гг. в ходе идеологической кампании по борьбе
с космополитизмом дошло до того, что ссылки на работы зарубежных авторов
стали расценивать как проявление «низкопоклонства перед Западом»,
и многие были вынуждены в обязательном порядке сопровождать такие ссылки
критикой и шаблонным осуждением «буржуазной науки». Также осуждалось
стремление печататься в иностранных журналах, и, что самое неприятное,
почти половина ведущих научных журналов мира, включая издания вроде
Science и Nature, были изъяты из свободного доступа и направлены
в спецхраны.[5] Это «оказалась на руку наиболее бездарным
и беспринципным учёным», для которых "массовый отрыв от зарубежной
литературы облегчал использование её для скрытого плагиата и выдачу его
за оригинальное исследование«.[6] В результате в середине XX века
советская наука, а вслед за ней и образование, в условиях ограниченных
внешних связей начали выпадать из общемирового процесса и «вариться
в собственном соку»: гораздо сложнее стало отличать учёных мирового
уровня от компиляторов, плагиаторов и лжеучёных, многие достижения
западной науки остались неизвестными или малоизвестными в СССР.
В послесталинский период ситуация с «закукливанием» советской науки была
исправлена лишь частично, в результате до сих пор существует проблема
низкой цитируемости российских учёных за рубежом и недостаточного
знакомства с передовыми зарубежными исследованиями.
Сравнительно низкое качество преподавания иностранных языков. Если
на Западе в послевоенное время установилась практика привлечения
к преподаванию иностранцев — носителей языка, а также практика
масштабного обмена студентами, при котором учащиеся могли несколько
месяцев прожить в другой стране и наилучшим образом изучить разговорный
язык, то Советский Союз значительно отставал в преподавании иностранных
языков из-за закрытости границ и почти полного отсутствия эмиграции
с Запада в СССР. Также по цензурным соображениям было ограничено
поступление в Советский Союз иностранной литературы, фильмов, записей
песен, что отнюдь не способствовало изучению иностранных языков.
По сравнению с СССР, в современной России возможностей по изучению
языков гораздо больше.
Идеологическая цензура, автаркия и застой в художественном образовании в позднем СССР. Россия
в начале XX века и ранний СССР были в числе мировых лидеров
и законодателей мод в области художественной культуры. Авангардная
живопись, конструктивизм, футуризм, русский балет, система
Станиславского, искусство киномонтажа — это и многое другое вызывало
восхищение у всего мира. Однако к концу 1930-х гг. разнообразие стилей
и направлений сменилось доминированием насаждаемого сверху
социалистического реализма — сам по себе это был весьма достойный
и интересный стиль, но проблема заключалась в искусственном подавлении
альтернатив. Была провозглашена опора на собственные традиции, тогда как
попытки новых экспериментов начали во многих случаях осуждаться
(«Сумбур вместо музыки»), а заимствования западных культурных методик —
подвергаться ограничениям и гонениям, как в случае с джазом, а затем
и рок-музыкой. Действительно, не во всех случаях эксперименты
и заимствования были удачными, однако масштабы осуждения и ограничения
были настолько неадекватны, что это привело к дестимулированию инноваций
в искусстве и к постепенной утрате Советским Союзом мирового
культурного лидерства, а также к появлению «подпольной культуры» в СССР.
Деградация образования в области архитектуры, дизайна, городского планирования. В период
хрущёвской «борьбы с архитектурными излишествами» серьёзнейшим образом
пострадала вся система архитектурного образования, проектирования
и строительства. В 1956 г. Академия архитектуры СССР была реорганизована
и переименована в Академию строительства и архитектуры СССР,
а в 1963 г. была и вовсе закрыта (вплоть до 1989 г.). В результате эпоха
позднего СССР стала временем упадка дизайна и нарастающего кризиса
в области архитектуры и городской среды. Архитектурная традиция
прервалась и была подменена бездушным строительством неудобных для жизни
микрорайонов, вместо «светлого будущего» в СССР построили «серое
настоящее».
Отмена преподавания основополагающих классических дисциплин. В Советском
Союзе из школьной программы исключили такой важный предмет, как логика
(её изучали в дореволюционных гимназиях). Логику вернули в программу
и выпустили учебник только в 1947 году, но в 1955 году снова убрали, и,
за исключением физмат-лицеев и других элитных школ, логику школьникам
в России до сих пор не преподают. Между тем, логика — это одна из основ
научного метода и один из важнейших предметов, дающий навыки
по различению истины и лжи, по ведению дискуссий и противостоянию
манипуляциям. Другим важным отличием советской школьной программы
от дореволюционной гимназической стала отмена преподавания латыни
и греческого языка. Знание этих древних языков может показаться
бесполезным лишь на первый взгляд, ведь на них построена почти вся
современная научная терминология, медицинская и биологическая
номенклатура, математическая нотация; кроме того, изучение этих языков
представляет неплохую гимнастику для ума и помогает развивать навыки
дискуссии. Несколько поколений выдающихся русских учёных и писателей,
работавших до революции и в первые десятилетия СССР, были воспитаны
в традиции классического образования, включавшего изучение логики,
латыни и греческого, и практически полный отказ от всего этого едва ли
положительно повлиял на образование в СССР и России.
Проблемы с воспитанием нравственных ценностей, частичная утрата воспитательной роли образования. Лучшие
советские педагоги всегда настаивали на том, что цель образования — это
не только передача знаний и навыков, но и воспитание нравственного,
культурного человека. Во многом эту задачу удавалось решать в раннем
СССР — тогда удалось решить проблему массовой детской беспризорности
и подростковой преступности, сложившуюся после гражданской войны;
удалось поднять культурный уровень значительных масс населения. Однако
в некоторых отношениях советское образование не только не справилось
с воспитанием нравственности, но в чём-то даже усугубило проблему.
Многие образовательные заведения дореволюционной России, включая
церковное образование и институты благородных девиц, прямо ставили себе
основную задачу воспитать нравственного человека и подготовить его либо
к роли супруга в семье, либо к роли «брата» или «сестры» в общине
верующих. При советской власти все подобные заведения закрыли,
специализированных аналогов им не создали, воспитание нравственности
возложили на обычную массовую школу, отделив её от религии, которую
заменили пропагандой атеизма. Нравственной целью советского образования
стало уже не воспитание достойного члена семьи и общины, как это было
раньше, а воспитание члена рабочего коллектива. Для ускоренного развития
промышленности и науки, возможно, это было неплохо. Однако едва ли
такой подход мог решить проблемы высокого уровня абортов (впервые в мире
легализованных в СССР), высокого уровня разводов и общей деградации
семейных ценностей, резкого перехода к малодетности, нарастающего
массового алкоголизма и крайне низкой по мировым меркам
продолжительности жизни мужчин в позднем СССР.
Практически полная ликвидация домашнего образования. Очень
многие выдающиеся деятели русской истории и культуры получили домашнее
образование вместо школьного, что доказывает то, что такое образование
может быть весьма эффективным. Разумеется, эта форма образования
доступна не для всех, а либо для сравнительно обеспеченных людей,
которые могут нанять учителей, либо просто для интеллигентных
и образованных людей, которые могут посвятить достаточно много времени
своим детям и лично пройти с ними школьную программу. Однако после
революции домашнее образование в СССР отнюдь не поощрялось (во многом,
по идеологическим причинам). Система экстерната в СССР была введена
в 1935 году, но долгое время она была рассчитана практически
исключительно на взрослых, а полноценная возможность экстерн-обучения
для школьников была введена лишь в 1985–1991 гг.
Безальтернативное совместное обучение мальчиков и девочек. Одной
из сомнительных советских новаций в образовании стало обязательное
совместное обучение мальчиков и девочек вместо дореволюционного
раздельного образования. Тогда этот шаг был оправдан борьбой за права
женщин, нехваткой кадров и помещений для организации отдельных школ,
а также широким распространением практики совместного обучения
в некоторых ведущих странах мира, в том числе в США. Однако новейшие
исследования в тех же США показывают, что раздельное обучение повышает
результаты учащихся на 10-20 %. [9] Всё достаточно просто: в совместных
школах мальчики и девочки отвлекаются друг на друга, заметно больше
возникает конфликтов и инцидентов; мальчики вплоть до последних классов
школы отстают в обучении от девочек-одногодок, так как мужской организм
развивается медленнее. Напротив, при раздельном обучении появляется
возможность лучше учитывать поведенческие и когнитивные особенности
разных полов для повышения результативности, самооценка подростков
в большей мере зависит от успеваемости, а не от каких-то других вещей.
Интересно, что в в 1943 году в городах было введено раздельное обучение
мальчиков и девочек, которое после смерти Сталина вновь было
ликвидировано в 1954 г.
Система детских домов в позднем СССР. В то время,
как в западных странах в середине XX века начали массово закрывать
детские дома и устраивать детей-сирот в семьи (этот процесс был в целом
завершён к 1980 г.), в СССР система детских домов не только сохранялась,
но даже деградировала по сравнению с довоенным временем. Действительно,
во времена борьбы с беспризорностью в 1920-е гг., согласно идеям
Макаренко и других педагогов, главным элементом перевоспитания бывших
беспризорников стал труд, при этом воспитанникам трудовых коммун давали
возможность самоуправления, с целью выработки навыков самостоятельности
и социализации. Эта методика давала отличные результаты, особенно
с учетом того, что до революции, гражданской войны и голода большинство
беспризорников всё же имели какой-то опыт семейной жизни. Однако позднее
из-за запрета детского труда от этой системы в СССР отказались. В СССР
к 1990 году было 564 детских дома, уровень социализации воспитанников
детских домов был низкий, очень многие бывшие детдомовцы попадали в ряды
уголовников и маргиналов. В 1990-е гг. число детских домов в России
почти утроилось, однако во второй половине 2000-х начался процесс
их ликвидации, и в 2010-х гг. он уже близок к завершению.
Деградация системы среднего профессионального образования в позднем СССР. Хотя
в СССР всячески превозносили человека труда и пропагандировали рабочие
профессии, к 1970-м гг. система среднего профессионального образования
в стране начала явно деградировать. «Будешь плохо учиться в школе —
пойдёшь в ПТУ!» (профессиональное техническое училище) — примерно так
говорили родители нерадивым школьникам. В ПТУ брали не поступивших
в ВУЗы двоечников и троечников, принудительно помещали туда малолетних
уголовников, и всё это на фоне сравнительного избытка
специалистов-рабочих и слабого развития сферы услуг из-за отсутствия
развитого предпринимательства (то есть альтернатив в трудоустройстве,
как теперь, тогда не было). Культурная и воспитательная работа в ПТУ
оказалась поставлена плохо, учащиеся «ПТУ-шники» стали ассоциироваться
с хулиганством, пьянством и общим низким уровнем развития. Негативный
образ профессионального образования по рабочим специальностям держится
в России до сих пор, хотя квалифицированные токари, слесари,
фрезеровщики, сантехники относятся сейчас к числу высокооплачиваемых
профессий, представители которых в дефиците.
Недостаточное воспитание критического мышления у граждан, чрезмерная унификация и патернализм. Образование,
как и СМИ и советская культура в целом, воспитывали в гражданах веру
в могущественную и мудрую партию, которая всех ведёт за собой, не может
лгать или делать крупных ошибок. Разумеется, вера в силы своего народа
и государства — важная и необходимая вещь, но ради поддержки этой веры
нельзя заходить слишком далеко, систематически замалчивать истину
и жёстко подавлять альтернативные мнения. В результате, когда в годы
перестройки и гласности дали свободу этим самым альтернативным мнениям,
когда начали массово всплывать замалчиваемые ранее факты об истории
и современных проблемах страны, огромные массы граждан почувствовали
себя обманутыми, потеряли доверие к государству и ко всему тому, чему
их учили в школе по многим гуманитарным предметам. Наконец, граждане
оказались неспособными противостоять откровенной лжи, мифам и медийным
манипуляциям, что в итоге привело к развалу СССР и глубокой деградации
общества и экономики в 1990-е годы. Увы, но советская образовательная
и общественная система не смогли воспитать достаточного уровня
осторожности, критического мышления, терпимости к альтернативным
мнениям, культуры ведения дискуссии. Также образование позднесоветского
образца не помогло воспитать в гражданах достаточной самостоятельности,
стремления лично решать свои проблемы, а не ждать, пока за тебя это
сделает государство или кто-то другой. Всему этому пришлось учиться
на горьком постсоветском опыте.
== Выводы (−) ==
В оценке советской системы образования сложно прийти к единому и исчерпывающему заключению ввиду ее противоречивости.
Положительные моменты:
— Окончательная ликвидация безграмотности и обеспечение всеобщего среднего образования
— Мировое лидерство в сфере высшего технического образования, в естественных и точных науках.
— Ключевая роль образования в обеспечении индустриализации, победы
в Великой Отечественной войне и научно-технических достижений
в послевоенный период.
— Высокий престиж и уважение к профессии учителя, высокий уровень мотивации учителей и учащихся.
— Высокий уровень развития спортивного образования, широкое поощрение спортивной деятельности.
— Упор на техническое образование позволял решать важнейшие для советского государства задачи.
Отрицательные моменты:
— Отставание от Запада в сфере гуманитарного образования ввиду
негативного влияния идеологии и внешнеполитической ситуации. Особенно
сильно досталось преподаванию истории, экономики и иностранных языков.
— Чрезмерная унификация и централизация школьного и, в меньшей степени,
вузовского образования вкупе с его малыми контактами с внешним миром.
Это привело к потере множества успешных дореволюционных практик
и к нарастающему отставанию от зарубежной науки по ряду направлений.
— Прямая вина в деградации семейных ценностей и общего падения нравов
в позднем СССР, что привело к негативным тенденциям в развитии
демографии и общественных отношений.
— Недостаточное воспитание критического мышления у граждан, что привело
к неспособности общества эффективно противостоять манипуляциям в ходе
информационной войны.
— Художественное образование страдало от цензуры и высокой
заидеологизированности, а также от препятствий для освоения зарубежных
методик; одно из важнейших следствий этого — упадок дизайна, архитектуры
и градостроительства в позднем СССР.
— То есть, в своём гуманитарном аспекте, советская система образования
в конечном счёте не только не помогла решить ключевые задачи
по сохранению и укреплению государства, но и стала одним из факторов
нравственного, демографического и социального упадка страны. Что,
впрочем, не отменяет наличия впечатляющих достижений СССР в области
гуманитарных наук и искусства.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» #14 написал: Каталония (23 сентября 2016 13:20) Статус: |
Группа: Модератор комментариев публикации 4 комментариев 6235 Рейтинг поста:
0
Цитата: tyaseneva
Не вижу ,кто написал вводную часть к статье "Плюсы и минусы советского образования " но, определенно, этот или эти авторы недавно закончили школу,сдав ЕГЕ !
Почему-то практически все советские инженеры,эмигрировавшие в Америку в 70-е годы, прекрасно освоились и нашли достаточно престижную работу благодаря ШИРОКОМУ спетру советского образования.
Если вы статью прочитаете целиком, а не клипово, будет ясно что образование технических специалистов, инженеров и прочее было и правда на высшем мировом уровне.
Цитата: war1945
Здесь автор с невинным видом доводит до нашего сведения, что в советское время путь к "хорошей жизни" был лишь для военных и партийных бонз.....ни ученых, ни инженеров, ни, в конце концов, торговцев — не было...
А учёные и инженеры образования не получали? Вот так и написано - хорошая жизнь могла быть от политики, военной карьеры или разных профессий для которых надобно образование.
Но, так-же можно было добиться оной просто усердным трудом, как тот самый Стаханов. Только такое усердие давалось отнюдь не всем. Всё правильно написано.
Цитата: war1945
Да, не хотеееели советские люди на заводе да в колхозе работать...вот и перлись в учителя да преподаватели-профессора...
Нет ну ведь понятно. Или работаешь головой или туловищем. Для тех которые вторым не особенно хотели вилять, это был очередной аргумент для усердного труда что-бы пройти экзамены.
Цитата: war1945
И благодаря ускоренному строительству "без излишеств" мы сумели выйти из этого страшного положения, раздавая при этом эти самые "некрасивые" квартиры БЕСПЛАТНО?!
Да, это так, но можно было совмещать культуры "Быстро-дёшего" и "Дорого-вечно", что-бы найти разные удобные промежутки. На самом деле, вторую школу фактически ликвидировали.
Цитата: war1945
Еще раз —"откровенной лжи и медийным манипуляциям..."
Ну ведь плохо то образование которое точит людей верить любой лжи, не?
На Западе конечно только такое образование и существует, но их социополитичекая система управления в корне отличается от нашей. Нам нужны те, которые самостоятельно могут сделать правильный выбор, так как ложь извне нам обеспечена на столетия вперёд.
Цитата: war1945
Знаете, когда мои отец и мать, которым я полностью доверяю — ведь они всегда заботились обо мне, любили меня, не обманывали — вдруг начнут мне врать с пафосом в голосе — знаешь, я поверю ! Мало того, приду в ужас, ведь раз пафос, значит, все оч серьезно !
Ну как тогда по вашему к рукопашному бою готовится, если всё у нас от родителей? Батьку бить?
Одно дело отец и мать, а другое дело горсовет, предприятие, государство, или любое другое скопление людей. Семья готовит человека, предприятие рабочего, государство гражданина, футбольный кружок футболиста итд. Если родители научили любить а государство всему верить, то результат - терпила.
» #13 написал: fdds (23 сентября 2016 12:46) Статус: |
Вспомните какие учебники писали в 90ые по советской истории :)
Я даже учился по ним. И скажу, что те учебники, в которых помимо откровенной антисоветчены и русофобии были еще совершенно бездарно написаны, плюс преподаватели учившие по ним сделали так, что история в школе была наверное самым ненавидимым мной предметом. Если в 5-7 классе я еще из-под палки родителей учил эти бредни,то после 8 на уроках истории чаще пил пиво в подворотне возле школы. И таких был не один я.
В целом же образование 90-х кроме истории и литературы абсолютно не отличалось от советского образования. Ну еще был учебник английского (автор Кузовлев - до сих пор помню, среди учащихся и учителей было слово почти нарицательное) напичканный пропагандой "западного рая", но написанный с точки зрения самого предмета довольно тупо. Остальное - все по тем же учебникам. Знаний много - толку мало.
Ах да! Забыл еще курс ОБЖ - фактически переименованная НВП с противогазами и как бежать от ядерного взрыва, но еще с "секспросветом" в 6 классе. Причем преподом, после того как ушел на пенсию наш "советский военрук" пришел малый 22 года после армии, да еще и побухивающий. Как он там преподавал этот "секспросвет" - думаю сами догадаетесь. Хорошо что хоть без практики (хотя классах в девятых думаю что без ней не обошлось))))) Правда на следующий год это убрали из программы а препода выгнали за пьянку.
» #12 написал: cosm (23 сентября 2016 12:17) Статус: |
Ещё одна попытка доказать "ущербность" советского человека. Попытка вызвать в людях ощущение собственной ущербности, недоразвитости и слабости. Как это знакомо. Вы уж меня простите, но я кожей ощущаю внешний на это заказ.
З.Ы. Мой вывод: Статья - обычный троллинг.
--------------------
"Если вы люди злые, то почему умеете творить добро детям своим, а если вы люди добрые, то отчего-же вы не творите добро детям нашим, как своим?" Иван IV (Грозный).
» #10 написал: 0101 (20 сентября 2016 00:22) Статус: |
Главный минус - советская школа не развивала системное мышление. Поэтому в настоящее время майдаунов в обществе абсолютное большинство (притом знать они могут много умных слов и писать без ошибок). И великое чудо, что последние годы ситуация стала немного выправляться!
» #9 написал: Странник57 (19 сентября 2016 23:54) Статус: |
(Этот пост формально написан раньше моего 8-го, а 8-й был только добавлением к этому. Просто произошёл технический курьёз).
В целом согласен с "плюсами" и "минусами", высказанными автором. Есть ряд положений внутри самих пунктов, которые можно и стоит дискутировать, есть, на мой взгляд, упрощения и нюансы. Но повторю, в целом анализ качественный. Конечно, не исчерпывающий. Ну так для того автор и предложил статью к широкому обсуждению. Все здешние возражения мимо цели, т.к. автор не сравнивает советскую и современную систему образования, тем более, не говорит, что сегодня лучше. Это было бы очевидной нелепостью. Так на кой нам их сравнивать, когда о советской - он говорит, как об устоявшейся. Современная же система, вообще, неустойчива, она в процессе развития (ну или, если хотите - деградации). Поэтому они принципиально несравнимы. Их надо сравнивать только в смысле - как аккумулировать положительный опыт образовательной системы СССР. Ну так для этого он и представил свой анализ, чтобы определиться, что можно черпать, что оставить. К безусловному "плюсу" необходимо добавить не просто отсутствие, а невозможность отношения к образованию как сфере услуг. Это важно! Даже в 80-е гг. к науке и образованию относились с большим пиитетом. В то время, как в те же 80-е к труду, например, как таковому подобного отношения уже совсем не было. Отдельно хотел бы выделить "минус", которые в разных комментариях я читал у Александра Зеса. Имею в виду методологию, её вектор: не традиционно - от частного к общему, а от общего к частному. Насколько я его понял, он имел в виду саму выработанную систему мышления. Это опять же естественно не говорит о том, что сейчас этого минуса нет и всё как-то по другому. Так же хочу подкорректировать авторскую мысль. Действительно, многие художники и музыканты составляли фронду. Но не из-за масштабности обвинений и даже не из-за их неадекватности. Просто для них было очевидно: "А судьи кто?" Ведь оценщики не имели отношения ни к изобразительному искусству, ни к музыке. И да, оценивали и выносили приговор, исходя из идеологических соображений и своего вкуса. В то время, как оценку художественным и музыкальным новациям могут дать только сами же художники и музыканты. Они в совокупности определяют, что художественно, а что нет, соответственно естественным порядком со временем что-то из новых течений ими принимается, что-то отторгается. А разнообразные окрики, ограничения и запреты, к сожалению, говорят о глубоком недоверии к людям, которые эту сферу наполняли и формировали. И ещё добавлю. К внесению в общую сетку школьных предметов древнегреческого и латинского языка отношусь с оочень большим скепсисом. Для той же математической и физической "нотации", как пишет автор, а так же для "научной терминологии" изучение самих языков с их грамматикой, синтаксисом более, чем избыточен. Для терминов достаточно указать латинскую (гораздо реже греческую) основу и привести в пример пару, тройку дериватов. Медики же... Медикам не нужна разговорная латынь, никто из них на ней говорить не умеет, им и в голову это не приходит. Они касаются латыни только на уровне международной медицинской терминологии. Разные герундии и герундивы им не нужны.
» #8 написал: Странник57 (19 сентября 2016 22:48) Статус: |
Хочу ещё обратить внимание на то, что анализируя "минусы", автор не называет их чьей-то "виной" и они по тексту не есть "обвинения". В статье "плюсы" и "минусы" подаются автором как его понимание (анализ) исторической данности определённого этапа чрезвычайно важного для нашего осознания. Данности, исполненной положительным опытом, который необходимо выявить для того, чтобы использовать и развивать его. Так же разобраться, что отжило своё, чтобы не мешало движению вперёд. Совершенно уверен в таком подходе автора именно потому, что он предлагает открытое обсуждение проблемы.
Русский дед Автор! А где приведенные "плюсы" и "минусы" современной образовательной системы?
Эта так же тема отдельной статьи. Чтобы суметь воспользоваться положительным опытом, необходимо понять на что его накладывать. А как накладывать - это уже тема третьей дискуссионной статьи. ))
» #7 написал: Русский дед (19 сентября 2016 21:30) Статус: |
Ну что ж, просили комментариев? Пожалуйста. 1. Автор! А где приведенные "плюсы" и "минусы" современной образовательной системы? 2. То что было приведено в минусах: Практически полная ликвидация домашнего образования, Безальтернативное совместное обучение мальчиков и девочек, что можно отнести к одному виду - Личностно-ориентированное обучение с учетом половых особенностей ребенка. Только это можно было считать минусом самой системы образования. Все что перечислялось далее это перекосы Советских систем управления и пропаганды. 3. Устный экзамен. Что хотите говорите, лучше него нет ничего. У нас полстраны связать не могут отдельные фразы вместе, для того чтобы высказать мысль. Так что логики как не было в союзе, так нет ее и сейчас. Но то что логически учили мыслить - факт. Но опять же что хочется заметить. Советская система существовала только в рамках заказа Советского государства на таких грамотных и технологически мыслящих граждан. Все что есть сейчас, это продукт либеральной системы, в которой у государства вообще нет никакого заказа. Наплодили экономистов и финансистов, а толку-то. Сейчас бы квалифицированных технарей надо побольше, а их нет. Потому что, загнившее профтехобразование союзовское, в наше время убили напрочь. Поэтому за основу можно взять советский опыт, но трансформировать его под сегодняшнее время. Но на это должен быть четкий посыл от государства и общества. Надо засучивать рукава!
P.S. Прошу считать мой пост как алаверды всем ниже приведенным.
--------------------
Все призрачно - только любовь вечна.
» #6 написал: war1945 (19 сентября 2016 19:57) Статус: |
Хочу привести наиболее поразившие меня цитаты из данного опуса, из которого выглядывают розовые ушки "юного дарования", то бишь эффективного менеджера.
"Не знать латинских букв, не уметь складывать простые дроби, физически не понимать простейших письменных текстов — увы, для советских граждан это было вариантом нормы"
Уникальная чушь ! Или автор имеет в виду олигофренов и дебилов (в медицинском смысле слова)? Так они есть везде и везде дя них это "норма"...
"…получение образования было основным способом продвинуться в жизни и начать хорошо зарабатывать. Альтернатив было мало: на стахановский ручной труд здоровья хватало далеко не у всех, а для успешной партийной или военной карьеры также нужно было повышать свой уровень образования "
Здесь автор с невинным видом доводит до нашего сведения, что в советское время путь к "хорошей жизни" был лишь для военных и партийных бонз.....ни ученых, ни инженеров, ни, в конце концов, торговцев — не было...
"В учителя шли сравнительно грамотные и способные люди, к тому же мотивированные идеей нести просвещение в массы. Кроме того, это была реальная альтернатива тяжёлой работе в колхозе или на производстве. Аналогичная ситуация была и в высшей школе.."
Да, не хотеееели советские люди на заводе да в колхозе работать...вот и перлись в учителя да преподаватели-профессора...
"Архитектурная традиция прервалась и была подменена бездушным строительством неудобных для жизни микрорайонов, вместо «светлого будущего» в СССР построили «серое настоящее».
А ничего, что страна была убита и разрушена страшной (не такой, как в европках) войной и люди жили в землянках ?! И благодаря ускоренному строительству "без излишеств" мы сумели выйти из этого страшного положения, раздавая при этом эти самые "некрасивые" квартиры БЕСПЛАТНО?!
"Нравственной целью советского образования стало уже не воспитание достойного члена семьи и общины, как это было раньше, а воспитание члена рабочего коллектива. Для ускоренного развития промышленности и науки, возможно, это было неплохо.......но едва ли такой подход мог решить проблемы высокого уровня абортов (впервые в мире легализованных в СССР), высокого уровня разводов и общей деградации семейных ценностей, резкого перехода к малодетности, нарастающего массового алкоголизма и крайне низкой по мировым меркам продолжительности жизни мужчин в позднем СССР."
Смешались в кучу кони-люди.... Проблемы любого индустриального общества (аборты, малодетность, разврды, я уж молчу про современную деградацию семейных ценностей!), все это и на Западе, а продолжительность жизни в позднем СССР малая — поздний СССР, это когда перестройка, все рухнуло и сахара да мыла не было? Когда нам на головы вылились ушаты дерьма о нашем прошлом ? Когда мы платили и каялись ???? Тогда — дааааа.........виноваты....многие от горя, от инфарктов, в петле или от пули померли.....
"Одной из сомнительных советских новаций в образовании стало обязательное совместное обучение мальчиков и девочек......обусловленное....широким распространением практики совместного обучения в некоторых ведущих странах мира, в том числе в США."
То есть у всех уже было, мы последние применили — но все равно виноваты......
".........когда в годы перестройки и гласности дали свободу этим самым альтернативным мнениям, когда начали массово всплывать замалчиваемые ранее факты об истории и современных проблемах страны, огромные массы граждан почувствовали себя обманутыми, потеряли доверие к государству и ко всему тому, чему их учили в школе по многим гуманитарным предметам. Наконец, граждане оказались неспособными противостоять откровенной лжи, мифам и медийным манипуляциям, что в итоге привело к развалу СССР"
Еще раз —"откровенной лжи и медийным манипуляциям..."
Знаете, когда мои отец и мать, которым я полностью доверяю — ведь они всегда заботились обо мне, любили меня, не обманывали — вдруг начнут мне врать с пафосом в голосе — знаешь, я поверю ! Мало того, приду в ужас, ведь раз пафос, значит, все оч серьезно !
А вы как думали
» #5 написал: shizantapson (19 сентября 2016 19:54) Статус: |
Если советское образование было самое лучшее в мире, то чего же тогда миллионы советских людей у телевизора банки с водой заряжали, несли деньги в МММ, дом селенга, хопер и тд. и тп. А сколько было разного вида мошенничества, люди велись на всё очень хорошо, и на этом другие зарабатывали. С некоторыми минусами просто трудно не согласиться, они очевидны. Как сейчас шутят "поколение, которое заряжало банки с водой перед телевизором, не имеет права осуждать молодежь, которая ловит покемонов!" Были плюсы и минусы тогда, они есть и сейчас, это факт.
Не вижу ,кто написал вводную часть к статье "Плюсы и минусы советского образования " но, определенно, этот или эти авторы недавно закончили школу,сдав ЕГЕ ! Насчет самой публикации у меня нет особых возражений,только небольшое дополнение : В СОВЕТСКИХ ШКОЛАХ ПРЕПОДАВАЛИ изначально ОБРАЗОВАННЫЕ люди.Мне 78 лет и я прошла всю дорогу советского образования.В Америке я имела дело как с американскими,так и советскими специалистами. Почему-то практически все советские инженеры,эмигрировавшие в Америку в 70-е годы, прекрасно освоились и нашли достаточно престижную работу благодаря ШИРОКОМУ спетру советского образования. Американцы могут знать свой предмет отлично ,но от А до Б и не более.Русский же специалист по электрике мог быстро освоить гидравлику и даже сделать изобретения в этой области .Я все это видела своими глазами. Где и когда Вас ,знающих латинские буквы ( через сидение перед компьютером), но не умеющих грамотно писать публикации, поразили невежественные особи советского образования ? Да их уже нет : многие в Америке ,а те,кто остался или поумирали ,или глубокие старики.Да был марксизм- ленинизм предметом в моем институте. Я его автоматом сдавала и тут же забывала. Зато Гоголя и Ильфа и Петрова читала взахлеб.И сейчас знаю историю своей Родины,Великой России, очень хорошо. А спросите сегодняшних, так называемых учителей, кто такой Акакий Акакиевич,не уверена ,что получите правильный ответ.Я уже не говорю об учениках ,которые на вопрос : "Кто такой Пушкин?"- ответят: "Кажется , музыкант или актер сериала".Вот так.
» #2 написал: gsibirskij (19 сентября 2016 18:43) Статус: |
В наше (советское) время нас учили думать. Сейчас учат угадывать правильный ответ. И ещё: В СССР не было покупки дипломов в рассрочку, то бишь, платного образования.
--------------------
Самая мелкая нелогичность в рассуждении - либо недостаток информации, либо обыкновенное враньё.
» #1 написал: Любопытный (19 сентября 2016 17:59) Статус: |
Гляжу "с козырей зашли" в минусах. Аяйяйя, гуманитарные науки ущемили, историю исказили, хритишеского мышления незавезли. Ну и Глеб эти все критические гуманитарии работали потом?) А вот у не критических потом голова не болела где работать, учили именно тому, чему нужно "рынку труда" и в необходимых обьемах.Да и вообще можно было уйти работать чуть ли не по 10тку направлений, а не туда где "без опыта работы не берут, но набрать его негде".
И да, современные ученики - жертвы ЕГЭ, потому что если ты, решая тесты, начнешь думать - оную тестовую часть завалишь. Молчу уж про все совершенству бился способы обхода слежки и утечки материалов в интернет. На стандартном экзамене такого нет.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикации 4
комментариев 6235
Рейтинг поста:
Это пишет Олег Александрович Макаренко, fritzmorgen.livejournal.com, 78:го года рождения.
Если вы статью прочитаете целиком, а не клипово, будет ясно что образование технических специалистов, инженеров и прочее было и правда на высшем мировом уровне.
А учёные и инженеры образования не получали? Вот так и написано - хорошая жизнь могла быть от политики, военной карьеры или разных профессий для которых надобно образование.
Но, так-же можно было добиться оной просто усердным трудом, как тот самый Стаханов. Только такое усердие давалось отнюдь не всем. Всё правильно написано.
Нет ну ведь понятно. Или работаешь головой или туловищем. Для тех которые вторым не особенно хотели вилять, это был очередной аргумент для усердного труда что-бы пройти экзамены.
Да, это так, но можно было совмещать культуры "Быстро-дёшего" и "Дорого-вечно", что-бы найти разные удобные промежутки. На самом деле, вторую школу фактически ликвидировали.
Ну ведь плохо то образование которое точит людей верить любой лжи, не?
На Западе конечно только такое образование и существует, но их социополитичекая система управления в корне отличается от нашей. Нам нужны те, которые самостоятельно могут сделать правильный выбор, так как ложь извне нам обеспечена на столетия вперёд.
Ну как тогда по вашему к рукопашному бою готовится, если всё у нас от родителей? Батьку бить?
Одно дело отец и мать, а другое дело горсовет, предприятие, государство, или любое другое скопление людей. Семья готовит человека, предприятие рабочего, государство гражданина, футбольный кружок футболиста итд. Если родители научили любить а государство всему верить, то результат - терпила.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 1440
Рейтинг поста:
Я даже учился по ним. И скажу, что те учебники, в которых помимо откровенной антисоветчены и русофобии были еще совершенно бездарно написаны, плюс преподаватели учившие по ним сделали так, что история в школе была наверное самым ненавидимым мной предметом. Если в 5-7 классе я еще из-под палки родителей учил эти бредни,то после 8 на уроках истории чаще пил пиво в подворотне возле школы. И таких был не один я.
В целом же образование 90-х кроме истории и литературы абсолютно не отличалось от советского образования. Ну еще был учебник английского (автор Кузовлев - до сих пор помню, среди учащихся и учителей было слово почти нарицательное) напичканный пропагандой "западного рая", но написанный с точки зрения самого предмета довольно тупо. Остальное - все по тем же учебникам. Знаний много - толку мало.
Ах да! Забыл еще курс ОБЖ - фактически переименованная НВП с противогазами и как бежать от ядерного взрыва, но еще с "секспросветом" в 6 классе. Причем преподом, после того как ушел на пенсию наш "советский военрук" пришел малый 22 года после армии, да еще и побухивающий. Как он там преподавал этот "секспросвет" - думаю сами догадаетесь. Хорошо что хоть без практики (хотя классах в девятых думаю что без ней не обошлось))))) Правда на следующий год это убрали из программы а препода выгнали за пьянку.
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикаций 2390
комментариев 5410
Рейтинг поста:
Вспомните какие учебники писали в 90ые по советской истории :)
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 113
комментария 2392
Рейтинг поста:
З.Ы. Мой вывод: Статья - обычный троллинг.
--------------------
Статус: |
Группа: Модератор комментариев
публикация 1
комментария 643
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 0
комментариев 1235
Рейтинг поста:
В целом согласен с "плюсами" и "минусами", высказанными автором. Есть ряд положений внутри самих пунктов, которые можно и стоит дискутировать, есть, на мой взгляд, упрощения и нюансы. Но повторю, в целом анализ качественный. Конечно, не исчерпывающий. Ну так для того автор и предложил статью к широкому обсуждению.
Все здешние возражения мимо цели, т.к. автор не сравнивает советскую и современную систему образования, тем более, не говорит, что сегодня лучше. Это было бы очевидной нелепостью. Так на кой нам их сравнивать, когда о советской - он говорит, как об устоявшейся. Современная же система, вообще, неустойчива, она в процессе развития (ну или, если хотите - деградации). Поэтому они принципиально несравнимы. Их надо сравнивать только в смысле - как аккумулировать положительный опыт образовательной системы СССР. Ну так для этого он и представил свой анализ, чтобы определиться, что можно черпать, что оставить.
К безусловному "плюсу" необходимо добавить не просто отсутствие, а невозможность отношения к образованию как сфере услуг. Это важно! Даже в 80-е гг. к науке и образованию относились с большим пиитетом. В то время, как в те же 80-е к труду, например, как таковому подобного отношения уже совсем не было.
Отдельно хотел бы выделить "минус", которые в разных комментариях я читал у Александра Зеса. Имею в виду методологию, её вектор: не традиционно - от частного к общему, а от общего к частному. Насколько я его понял, он имел в виду саму выработанную систему мышления. Это опять же естественно не говорит о том, что сейчас этого минуса нет и всё как-то по другому.
Так же хочу подкорректировать авторскую мысль. Действительно, многие художники и музыканты составляли фронду. Но не из-за масштабности обвинений и даже не из-за их неадекватности. Просто для них было очевидно: "А судьи кто?" Ведь оценщики не имели отношения ни к изобразительному искусству, ни к музыке. И да, оценивали и выносили приговор, исходя из идеологических соображений и своего вкуса. В то время, как оценку художественным и музыкальным новациям могут дать только сами же художники и музыканты. Они в совокупности определяют, что художественно, а что нет, соответственно естественным порядком со временем что-то из новых течений ими принимается, что-то отторгается. А разнообразные окрики, ограничения и запреты, к сожалению, говорят о глубоком недоверии к людям, которые эту сферу наполняли и формировали.
И ещё добавлю. К внесению в общую сетку школьных предметов древнегреческого и латинского языка отношусь с оочень большим скепсисом. Для той же математической и физической "нотации", как пишет автор, а так же для "научной терминологии" изучение самих языков с их грамматикой, синтаксисом более, чем избыточен. Для терминов достаточно указать латинскую (гораздо реже греческую) основу и привести в пример пару, тройку дериватов. Медики же... Медикам не нужна разговорная латынь, никто из них на ней говорить не умеет, им и в голову это не приходит. Они касаются латыни только на уровне международной медицинской терминологии. Разные герундии и герундивы им не нужны.
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 0
комментариев 1235
Рейтинг поста:
Совершенно уверен в таком подходе автора именно потому, что он предлагает открытое обсуждение проблемы.
Автор! А где приведенные "плюсы" и "минусы" современной образовательной системы?
Эта так же тема отдельной статьи. Чтобы суметь воспользоваться положительным опытом, необходимо понять на что его накладывать. А как накладывать - это уже тема третьей дискуссионной статьи. ))
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 352
Рейтинг поста:
1. Автор! А где приведенные "плюсы" и "минусы" современной образовательной системы?
2. То что было приведено в минусах: Практически полная ликвидация домашнего образования, Безальтернативное совместное обучение мальчиков и девочек, что можно отнести к одному виду - Личностно-ориентированное обучение с учетом половых особенностей ребенка. Только это можно было считать минусом самой системы образования. Все что перечислялось далее это перекосы Советских систем управления и пропаганды.
3. Устный экзамен. Что хотите говорите, лучше него нет ничего. У нас полстраны связать не могут отдельные фразы вместе, для того чтобы высказать мысль. Так что логики как не было в союзе, так нет ее и сейчас. Но то что логически учили мыслить - факт.
Но опять же что хочется заметить. Советская система существовала только в рамках заказа Советского государства на таких грамотных и технологически мыслящих граждан. Все что есть сейчас, это продукт либеральной системы, в которой у государства вообще нет никакого заказа. Наплодили экономистов и финансистов, а толку-то. Сейчас бы квалифицированных технарей надо побольше, а их нет. Потому что, загнившее профтехобразование союзовское, в наше время убили напрочь.
Поэтому за основу можно взять советский опыт, но трансформировать его под сегодняшнее время. Но на это должен быть четкий посыл от государства и общества.
Надо засучивать рукава!
P.S. Прошу считать мой пост как алаверды всем ниже приведенным.
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 1103
Рейтинг поста:
"Не знать латинских букв, не уметь складывать простые дроби, физически не понимать простейших письменных текстов — увы, для советских граждан это было вариантом нормы"
Уникальная чушь ! Или автор имеет в виду олигофренов и дебилов (в медицинском смысле слова)?
Так они есть везде и везде дя них это "норма"...
"…получение образования было основным способом продвинуться в жизни и начать хорошо зарабатывать. Альтернатив было мало: на стахановский ручной труд здоровья хватало далеко не у всех, а для успешной партийной или военной карьеры также нужно было повышать свой уровень образования "
Здесь автор с невинным видом доводит до нашего сведения, что в советское время путь к "хорошей жизни" был лишь для военных и партийных бонз.....ни ученых, ни инженеров, ни, в конце концов, торговцев — не было...
"В учителя шли сравнительно грамотные и способные люди, к тому же мотивированные идеей нести просвещение в массы. Кроме того, это была реальная альтернатива тяжёлой работе в колхозе или на производстве. Аналогичная ситуация была и в высшей школе.."
Да, не хотеееели советские люди на заводе да в колхозе работать...вот и перлись в учителя да преподаватели-профессора...
"Архитектурная традиция прервалась и была подменена бездушным строительством неудобных для жизни микрорайонов, вместо «светлого будущего» в СССР построили «серое настоящее».
А ничего, что страна была убита и разрушена страшной (не такой, как в европках) войной и люди жили в землянках ?!
И благодаря ускоренному строительству "без излишеств" мы сумели выйти из этого страшного положения, раздавая при этом эти самые "некрасивые" квартиры БЕСПЛАТНО?!
"Нравственной целью советского образования стало уже не воспитание достойного члена семьи и общины, как это было раньше, а воспитание члена рабочего коллектива. Для ускоренного развития промышленности и науки, возможно, это было неплохо.......но едва ли такой подход мог решить проблемы высокого уровня абортов (впервые в мире легализованных в СССР), высокого уровня разводов и общей деградации семейных ценностей, резкого перехода к малодетности, нарастающего массового алкоголизма и крайне низкой по мировым меркам продолжительности жизни мужчин в позднем СССР."
Смешались в кучу кони-люди....
Проблемы любого индустриального общества (аборты, малодетность, разврды, я уж молчу про современную деградацию семейных ценностей!), все это и на Западе, а продолжительность жизни в позднем СССР малая — поздний СССР, это когда перестройка, все рухнуло и сахара да мыла не было? Когда нам на головы вылились ушаты дерьма о нашем прошлом ? Когда мы платили и каялись ????
Тогда — дааааа.........виноваты....многие от горя, от инфарктов, в петле или от пули померли.....
"Одной из сомнительных советских новаций в образовании стало обязательное совместное обучение мальчиков и девочек......обусловленное....широким распространением практики совместного обучения в некоторых ведущих странах мира, в том числе в США."
То есть у всех уже было, мы последние применили — но все равно виноваты......
".........когда в годы перестройки и гласности дали свободу этим самым альтернативным мнениям, когда начали массово всплывать замалчиваемые ранее факты об истории и современных проблемах страны, огромные массы граждан почувствовали себя обманутыми, потеряли доверие к государству и ко всему тому, чему их учили в школе по многим гуманитарным предметам. Наконец, граждане оказались неспособными противостоять откровенной лжи, мифам и медийным манипуляциям, что в итоге привело к развалу СССР"
Еще раз —"откровенной лжи и медийным манипуляциям..."
Знаете, когда мои отец и мать, которым я полностью доверяю — ведь они всегда заботились обо мне, любили меня, не обманывали — вдруг начнут мне врать с пафосом в голосе — знаешь, я поверю ! Мало того, приду в ужас, ведь раз пафос, значит, все оч серьезно !
А вы как думали
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 112
Рейтинг поста:
Как сейчас шутят "поколение, которое заряжало банки с водой перед телевизором, не имеет права осуждать молодежь, которая ловит покемонов!" Были плюсы и минусы тогда, они есть и сейчас, это факт.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1629
Рейтинг поста:
Пусть лучше отвлекаются друг на друга))), а то в современных условиях популяризации однополых браков нашими западными "партнёрами".....
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 540
Рейтинг поста:
Насчет самой публикации у меня нет особых возражений,только небольшое дополнение : В СОВЕТСКИХ ШКОЛАХ ПРЕПОДАВАЛИ изначально ОБРАЗОВАННЫЕ люди.Мне 78 лет и я прошла всю дорогу советского образования.В Америке я имела дело как с американскими,так и советскими специалистами. Почему-то практически все советские инженеры,эмигрировавшие в Америку в 70-е годы, прекрасно освоились и нашли достаточно престижную работу благодаря ШИРОКОМУ спетру советского образования. Американцы могут знать свой предмет отлично ,но от А до Б и не более.Русский же специалист по электрике мог быстро освоить гидравлику и даже сделать изобретения в этой области .Я все это видела своими глазами. Где и когда Вас ,знающих латинские буквы ( через сидение перед компьютером), но не умеющих грамотно писать публикации, поразили невежественные особи советского образования ? Да их уже нет : многие в Америке ,а те,кто остался или поумирали ,или глубокие старики.Да был марксизм- ленинизм предметом в моем институте. Я его автоматом сдавала и тут же забывала. Зато Гоголя и Ильфа и Петрова читала взахлеб.И сейчас знаю историю своей Родины,Великой России, очень хорошо. А спросите сегодняшних, так называемых учителей, кто такой Акакий Акакиевич,не уверена ,что получите правильный ответ.Я уже не говорю об учениках ,которые на вопрос : "Кто такой Пушкин?"- ответят: "Кажется , музыкант или актер сериала".Вот так.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикация 1
комментарий 1601
Рейтинг поста:
--------------------
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 110
Рейтинг поста:
И да, современные ученики - жертвы ЕГЭ, потому что если ты, решая тесты, начнешь думать - оную тестовую часть завалишь. Молчу уж про все совершенству бился способы обхода слежки и утечки материалов в интернет.
На стандартном экзамене такого нет.