Генеральный директор корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенкосообщаето скором появлении новой колесной БМП «Атом», которая давно находилась в
разработке:
«Наши
молодые инженеры подключаются. Думаю, что они в 2017 году дадут новое
шасси, которое выйдет на испытания, и оно точно будет лучше, например,
со схемой "мотор-колесо", а это огромный запас хода, независимое
движение колес. Это будет новая колесная БМП».
Олег Сиенко
Видео: YouTube
РИА Новости и другие СМИ сообщают о скорой новинке как о
технике, полностью выполненной на отечественной элементной базе. Давайте
разберёмся, почему на этом делается акцент. Дело в том, что изначально БМП «Атом»
разрабатывалась нижегородским ЦНИИ «Буревестник» совместно с компанией Renault
Trucks Defense, которая входит в шведскую группу компаний Volvo AB. Участие
Франции было необходимо по причине отсутствия у российских разработчиков современной
плавающей платформы, предназначенной для высадки десанта. Однако с началом
санкций Франция вышла из проекта, сославшись на «неопределённость», то есть даже
не решилась высказаться откровенно.
Видео: YouTube
Однако наши разработчики не стали долго переживать и взяли в
партнёры арабскую компанию Emirates Defense Technologies. Как можно понять из
разъяснений Олега Сиенко, сейчас нужная платформа разрабатывается отечественными
специалистами, — соответственно, компания Эмиратов является деловым партнёром в
плане финансирования, и зависимости в плане производства деталей в данном
случае не будет, что являлось существенным недостатком проекта, совместного с
Францией.
Впервые демонстрационный экземпляр БМП «Атом» был показан на
выставке «Russian Arms Expo - 2013».
Видео: YouTube
В апреле этого года Сиенко на вопрос «РИА Новости» «Как
развивается проект «Атом» после того, как из него ушли французы?»ответил очень
дипломатично:
«Он
очень активно развивается с ОАЭ на платформе Enigma. При нормальном
стечении обстоятельств мы cможем уже в этом году выйти на стрельбовые
испытания. Конечно, мы очень сожалеем, что из-за санкций был свернут
проект с Францией, где мы в рамках СП резко продвинулись вперед. Но мы
не остановились и теперь сами делаем — ставим боевой модуль с
57-миллиметровой пушкой на гусеничную машину. По этому же проекту мы
прорабатываем вопрос создания СП с Казахстаном…».
Олег Сиенко
Короче говоря, Франция упорно вредит себе по указке Госдепа.
Давайте посмотрим, что представляет собой боевая машина
пехоты «Атом».
БМП «АТОМ», согласно информациина сайте
производителя, предназначается для транспортировки личного состава мотострелковых
подразделений на поле боя с последующей огневой поддержкой спешившихся
стрелков, а также, при необходимости, ведения боя из машины.
Масса «Атома» при максимальном бронировании — 32 тонны,
экипаж состоит из трёх человек плюс восемь десантников, помимо обычной брони
имеется противокумулятивная динамическая защита.
Данные по ходовой части указаны для двигателя RENAULT
(мощность 600 л. с.), который теперь, согласно сделанному заявлению, будет
заменяться, но характеристики, логично предположить, будут схожими: скорость до
100 км/час и запас хода около 750 км.
Корпус должен иметь баллистическую защиту до уровня NATO
level 5 (противоснарядная защита до калибра 25 мм, противоосколочная — подрыв
155 мм осколочно-фугасного снаряда на расстоянии 25 м). Грузоподьемность —
7 тонн, полезный объем — 10,7 кубометров, что дает возможность размещать дополнительное
оборудовние и вооружение без ущерба для ТТХ. Вход/выход десанта осуществляется
через заднюю аппарель, также имеется 4 люка в крыше.
Вооружен БМП боевым модулем АУ-220М «Байкал», оснащённым 57-мм
нарезной автоматической пушкой БМ-57. Модуль имеет эффективную дальность
стрельбы 6 км и скорострельность 120-140 выстрелов/мин. Полный боекомплект — до
200 выстрелов, из которых до 100 готовы к автоматической стрельбе. Смена типа
боеприпаса занимает 1-3 секунды. Также модуль имеет 7.62-мм пулемёт.
Прицельное оборудование включает лазерные дальномеры, телевизионный
и тепловизионный каналы, имеется независимая 2-хплоскостная стабилизация поля
зрения.
Помимо легкобронированных и небронированных наземных целей
боевой модуль позволяет успешно бороться с беспилотниками и вертолетами, а
также с некоторыми самолетами. Уже имеются разработанные боеприпасы фугасного и
осколочно-фугасного типа, бронебойные, а также специальные боеприпасы для
борьбы с БПЛА.
Что следует сказать по поводу продвижки разработки? Очень
отрадно, что проблема импортозамещения была решена в приемлемый срок. Вообще
при разработке техники военного назначения количество импортных деталей должно
равняться в идеале нулю.
Не менее приятно, что быстро нашлись заинтересованные
партнёры: в рыночных условиях для производства техники нужна не только
возможность производить, но и рентабельность с достаточно высокой прибылью.
Впрочем, БМП «Атом», по-видимому, изначально предназначалась
на экспорт, поэтому участие Франции было не особо критично, если бы французы отстаивали
свои интересы, а не Вашингтона. Вывод об экспортном предназначении логически
следует из особенностей конструкции: вес 32 тонны, орудие всего 57 мм, колёсная
база, очень высокий силуэт машины. Такая конструкция БМП для поддержки танков в
бою в российских условиях выглядит, мягко говоря, странно — получается какой-то
колёсный недотанк. Логичнее использовать что-то полегче, а вооружение делать
ракетным противотанковым.
Зато такой концепт БМП идеально подходит для территорий, ландшафт
которых не требует наличия гусениц. Говоря своими словами, это — узнаваемая
западная концепция «поедем в гости к аборигенам», когда такая БМП служит не
поддержке танков в наступлении, а рассматривается как передвижная укреплённая
точка в локальных конфликтах. То есть машина выдвигается по требуемым координатам,
десант укрепляется на местности, а для подавления противника, у которого
имеется острый дефицит крупнокалиберной артиллерии, как раз отлично подходит
57мм автоматическое орудие. Бронирование же в данном случае имеет важнейшее
значение, поэтому на массу машины можно и не обращать внимания.
Можно предположить, что НПК «УВЗ» решил расширить
ассортимент выпускаемой военной техники и выйти на рынок колесной бронетехники:
с учётом современной международной обстановки такая вот колёсная машина очень
хорошо подходит для действий против нерегулярных соединений в условиях какой-нибудь
полупустыни, например. Разработка специфическая, но если найдутся инвесторы и
покупатели — то почему бы не выпускать такую вот антитеррористическую БМП?
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+