Либерализм сродни политическому вирусу,
от которого должно быть и лекарство. Современный миропорядок держится на
либеральной экономике, которая нейтрализует политическую волю.
На смену гражданскому самосознанию
пришло потребительское сознание. В обществе, устроенном исключительно по
рыночным законам, государство обречено на смерть. При этом проводимый
либерализмом «принцип свободной конкуренции» — миф. Все держат
монополии, для которых либеральная демократия — законная форма рабства.
Этой идее посвящена книга «Против
либерализма. К четвертой политической теории», написанная известным
французским философом, писателем, политиком, основателем движения «Новые
правые» Аленом де Бенуа.
Восемнадцать глав книги были написаны в
разное время, но объединяет их одна идея — критика политической и
экономической модели западного либерального общества. Автор разбирает
основные инструменты распространения идей западного общества:
глобализацию, торговые и экономические соглашения, технологии, массовую
культуру.
Работа Бенуа пестрит ссылками на
множество авторов и исследователей, современников и предшественников,
которые также изучали эти вопросы. Несмотря на это читается книга легко,
а основные мысли автора схватываются на лету.
Бенуа начинает критику со времен начала
Великих Географических открытий, эпохи позднего Возрождения и зарождения
капитализма. Бенуа перечисляет основные принципы континентальной
философии, критикует либерализм, атлантизм и попытки Вашингтона навязать
всему миру свою картину мира. Отдельной критике подверглись
трансконтинентальные корпорации, которые медленно, но верно разрушают
государства и традиционные общества, в которых общее превалирует над
частным, узким интересом. Автор ссылается на мысль Аристотеля, что общее
не есть простая сумма частного, а всегда нечто большее.
Главы книги посвящены вопросам
либеральной идеологии, морали, прогресса, глобализации, коммунизма,
социализма, прав человека. Над переводом книги работало 8 российских
философов и теоретиков, а предисловие к книге написал известный
сторонник евразийства Александр Дугин.
Одним из выходов может стать
национальный социализм, далеко выходящий за рамки марксизма и советского
опыта. Бенуа считает, что важнейшим субъектом европейского
геополитического пространства является Россия, которая должна встать в
авангарде будущих перемен в мире, а упадок России будет означать и
упадок Европы. По его мнению, экономической модели мира может
противостоять идея империи.
Важным шагом на этом пути будет отход от
абстрактных «прав человека» к правам народа, обладающим своей
неповторимой этнической и культурной идентичностью. Тогда как либерал —
человек всего и ничего, не имеющий родины и корней. По мнению Бенуа:
«Либерализм — это главный враг… Я бы
хотел напомнить, что в стратегическом плане главный враг — это не
всегда тот, кого мы более всего ненавидим. Это просто враг, который
наиболее могуществен. Либерализм является антропологической системой
даже в большей степени, чем социально-экономической. То есть он
предлагает определенное видение человека. Каково это видение? Оно
заключается в том, что человек рассматривается как отдельный атом.
Либерализм анализирует общество, исходя из индивидуума… Можно сказать,
что либеральное представление о человеке, либеральная концепция человека
— это его представление как не-социального существа».