"Теория разбитых окон” — была сформулирована Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом в 1982
году. Согласно данной теории, если кто-то разбил стекло в доме и никто
не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в этом доме не
останется, а потом начнется мародёрство. Иными словами, явные признаки
беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют
окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной
реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку,
где людям страшно выходить на улицу. Об этой теории рассказывает
Канадский социолог Малкольм Гладуэлл в книге "Переломный момент”:
"Теория
"Разбитые окна” подразумевает, что преступность – это неизбежный
результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то
проходящие мимо решают, что всем наплевать и никто ни за что не
отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности
распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал,
призывающий к более серьезным преступлениям”.
Гладуэлл
занимается социальными эпидемиями. Он считает, что человек нарушает
закон не только (и даже не столько) из-за плохой наследственности или
неправильного воспитания. Огромное значение на него оказывает то, что он
видит вокруг. Контекст. Теория нашла широкое применение на практике —
сначала в Нью-Йорке, а затем и во многих других городах США, Европы,
Грузии, Южной Африки, Индонезии и т. д. Тщательно следя за чистотой улиц
и смывая граффити со стен, нью-йоркские власти не только приучили
граждан вести себя культурнее, но и добились значительного снижения
преступности в городе. Социологами университета Гронингена (Нидерланды)
было проведено шесть экспериментов по проверке истинности теории
разбитых окон.
Эксперимент 1
Первый эксперимент
проводили на улице, где много магазинов, у стены дома, где жители
Гронингена, приезжая за покупками, паркуют свои велосипеды. У этой стены
стоял яркий, бросающийся в глаза знак, запрещающий рисовать на стенах.
Сначала стена была чистой. Экспериментаторы повесили на руль каждого
велосипеда (всего велосипедов было 77) бумажку со словами «Желаем всем
счастливых праздников!» и логотипом несуществующего магазина спортивных
товаров. Спрятавшись в укромном уголке, исследователи стали наблюдать за
действиями велосипедистов. На улице не было урн, поэтому человек мог
либо бросить бумажку на землю, либо повесить на другой велосипед, либо
взять с собой, чтобы выбросить позже. Первые два варианта
рассматривались как нарушение принятых норм, третий — как их соблюдение.
Из 77 велосипедистов лишь 25 (33 %) повели себя некультурно. Затем
эксперимент повторили, при такой же погоде и в то же время дня,
предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками. На этот
раз намусорили 53 человека из 77 (69 %). Выявленное различие имеет
высокую степень статистической значимости. Таким образом, нарушение
запрета рисовать на стенах оказалось серьёзным стимулом, провоцирующим
людей нарушать другое общепринятое правило — не сорить на улицах.
Эксперимент 2
Второй
эксперимент должен был показать, справедлива ли теория разбитых окон
только для общепринятых норм или её действие распространяется также и на
локальные правила, установленные для какой-то конкретной ситуации или
места. Исследователи перегородили главный вход на автомобильную парковку
забором, в котором, однако, была оставлена широкая щель. Рядом с ней
повесили знак «Вход воспрещен, обход в 200 м справа», а также объявление
«Запрещается пристегивать велосипеды к забору». Опыт опять проводили в
двух вариантах: «порядок соблюден» и «порядок нарушен». В первом случае в
метре от забора стояли четыре велосипеда, явно к нему не пристегнутые.
Во втором случае те же велосипеды пристегнули к забору. Из укромного
места экспериментаторы наблюдали, как поведут себя граждане, пришедшие
за своими автомобилями: пойдут обходить забор или пролезут в дырку.
Результат оказался положительным: в ситуации «порядок соблюден» в дырку
пролезли только 27 % автовладельцев, а в ситуации «порядок нарушен» — 82
%.
Эксперимент 3
Третий эксперимент проводили в
подземной парковке у супермаркета, где висело большое и хорошо заметное
объявление: «Пожалуйста, возвращайте взятые из магазина тележки». В
ситуации «порядок соблюден» на парковке не было тележек, в ситуации
«порядок нарушен» там находились четыре тележки. Их ручки исследователи
предусмотрительно измазали мазутом, чтобы у посетителей не возникло
желания ими воспользоваться. К машинам прикрепляли такие же бумажки, как
в первом эксперименте. Результат получился аналогичный: в первой
ситуации бросили бумажку на землю 30 % водителей, во второй — 58 %.
Эксперимент 4
Четвёртый
эксперимент напоминал первый, с той разницей, что признаки «нарушения
норм другими людьми» были теперь не визуальные, а звуковые. В
Нидерландах закон запрещает использование петард и фейерверков в
предновогодние недели. Оказалось, что велосипедисты намного чаще бросают
бумажки на землю, если слышат звук разрывающихся петард.
Эксперименты 5 и 6
В
пятом и шестом экспериментах людей провоцировали на мелкую кражу. Из
почтового ящика торчал конверт с прозрачным окошком, из которого
явственно проглядывала купюра в 5 евро. Экспериментаторы следили за
проходящими мимо людьми, подсчитывая число краж. В ситуации «порядок
соблюден» почтовый ящик был чистый и мусора вокруг не было. В ситуации
«порядок нарушен» либо ящик был разрисован бессмысленными граффити
(эксперимент 5), либо кругом валялся мусор (эксперимент 6). В ситуации
«порядок соблюден» только 13 % прохожих (из 71) присвоили конверт.
Однако из разрисованного ящика конверт украли 27 % прохожих (из 60), а
разбросанный мусор спровоцировал на кражу 25 % людей (из 72).
__________________________
Люди
делятся на три типа. Первые ни при каких обстоятельствах не станут
гадить в неположенных местах. Вторые не заморачиваются по этому поводу и
гадят там, где придётся. Но существует определённая прослойка людей,
которые будут гадить тогда и только тогда, когда уже и так нагажено, но
при этом ведут себя культурно, если вокруг чистота и порядок.
Если
понаблюдать, то можно заметить, что количество никогда не гадящих
составляет 5%, всегда гадящих 5% и гадящих в нагаженное 90%. И достачно
представителю из 5% всегда гадящих начать процесс, чтобы пошла волна от
тех самых 90%. Принцип 95% в данном случае сохраняется.
Тут можно
ещё раз процитировать "Википедию”: "Иными словами, явные признаки
беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют
окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной
реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку,
где людям страшно выходить на улицу”. Теория работает и применительно к
Интернету. Если на сетевом ресурсе завёлся кретин, который только и
делает, что гадит, то рано или поздно ресурс этот превращается в
помойку. Обратное утверждение тоже верно. Ежели пациент не увидит
мусора, то, скорее всего, мусор он потащит туда, где его и положено
выбрасывать. Естественно, не все воздерживаются, ибо ежели бы никто не
гадил, то и грязи на наших улицах было бы поменьше.
Во избежание загрязнения улиц и сайтов необходимо:
1. Своевременно и оперативно убирать там, где напачкали.
2. Не пачкать самому.
3. Не давать пачкать окружающим.
Как
нетрудно догадаться, пункт № 1 является самым трудновыполнимым, № 2 —
самым неочевидным, а № 3 — способен создать вокруг вас имидж «наглой
сволочи, бесцеремонно вторгающейся в личную жизнь окружающих и
указывающей им что делать!», вахтёра одним словом. Однако без него
какие-либо попытки преобразовать среду обречены на провал.
________________________
В
1980-х годах Нью-Йорк представлял собой адский ад. Там совершалось
более 1 500 тяжких преступлений КАЖДЫЙ ДЕНЬ. 6-7 убийств в сутки. Ночью
по улицам ходить было опасно, а в метро рисковано ездить даже днем.
Грабители и попрошайки в подземке были обычным делом. Грязные и сырые
платформы едва освещались. В вагонах было холодно, под ногами валялся
мусор, стены и потолок сплошь покрыты граффити.
Вот что
рассказывали о нью-йоркской подземке: "Выстояв бесконечную очередь за
жетоном, я попытался опустить его в турникет, но обнаружил, что
монетоприемник испорчен. Рядом стоял какой-то бродяга: поломав турникет,
теперь он требовал, чтобы пассажиры отдавали жетоны лично ему. Один из
его дружков наклонился к монетоприемнику и вытаскивал зубами застрявшие
жетоны, покрывая все слюной. Пассажиры были слишком напуганы, чтобы
пререкаться с этими ребятами: "На, бери этот чертов жетон, какая мне
разница!” Большинство людей миновали турникеты бесплатно. Это была
транспортная версия дантова ада”.
Город находился в тисках самой
свирепой эпидемии преступности в своей истории. Но потом случилось
необъяснимое. Достигнув пика к 1990-му году, преступность резко пошла на
спад. За ближайшие годы количество убийств снизилось на 2/3, а число
тяжких преступлений – наполовину. К концу десятилетия в метро
совершалось уже на 75 % меньше преступлений, чем в начале. По какой-то
причине десятки тысяч психов и гопников перестали нарушать закон.
Что произошло? Кто нажал волшебный стоп-кран и что это за кран? Его название – "Теория разбитых окон”.
В
середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство.
Новый директор Дэвид Ганн начал работу с… борьбы против граффити. Нельзя
сказать, что вся городская общественность обрадовалась идее. "Парень,
займись серьезными вопросами – техническими проблемами, пожарной
безопасностью, преступностью… Не трать наши деньги на ерунду!” Но Ганн
был настойчив: "Граффити – это символ краха системы. Если начинать
процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над
граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы
внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы
не защитим их от вандализма – известно, что получится. Они продержатся
один день, а потом их изуродуют”. И Ганн дал команду ощищать вагоны.
Маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый чертов вагон, каждый
божий день. "Для нас это было, как религиозное действо”, – рассказывал
он позже.
В конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон
приходил с граффити на стенах, рисунки смывались во время разворота, в
противном случае вагон вообще выводили из эксплуатации. Грязные вагоны, с
которых еще не смыли граффити, ни в коем случае не смешивались с
чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое послание.
"У нас было
депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, – рассказывал он. – В первую же
ночь явились тинейджеры и заляпали стены вагонов белой краской. На
следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а
через сутки все это раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы
ждали, когда они закончат свою "работу”. Потом мы взяли валики и все
закрасили. Парни расстроились до слез, но все было закрашено снизу
доверху. Это был наш мэссидж для них: "Хотите потратить 3 ночи на то,
чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не увидит”.
В
1990-м году на должность начальника транспортной полиции был нанят
Уильям Браттон. Вместо того, чтобы заняться серьезным делом – тяжкими
преступлениями, он вплотную взялся за… безбилетников. Почему? Новый
начальник полиции верил – как и проблема граффити, огромное число
"зайцев” могло быть сигналом, показателем отсутствия порядка. И это
поощряло совершение более тяжких преступлений. В то время 170 тысяч
пассажиров пробирались в метро бесплатно. Подростки просто перепрыгивали
через турникеты или прорывались силой. И если 2 или 3 человека
обманывали систему, окружающие (которые в иных обстоятельствах не стали
бы нарушать закон) присоединялись к ним. Они решали, что если кто-то не
платит, они тоже не будут. Проблема росла, как снежный ком.
Что
сделал Браттон? Он выставил возле турникетов по 10 переодетых
полицейских. Они выхватывали "зайцев” по одному, надевали на них
наручники и выстраивали в цепочку на платформе. Там безбилетники стояли,
пока не завершалась "большая ловля”. После этого их провожали в
полицейский автобус, где обыскивали, снимали отпечатки пальцев и
пробивали по базе данных. У многих при себе оказывалось оружие. У других
обнаружились проблемы с законом.
"Для копов это стало настоящим
Эльдорадо, – рассказывал Браттон. – Каждое задержание было похоже на
пакет с поп-корном, в котором лежит сюрприз. Что за игрушка мне сейчас
попадется? Пистолет? Нож? Есть разрешение? Ого, да за тобой убийство!..
Довольно быстро плохие парни поумнели, стали оставлять оружие дома и
оплачивать проезд”.
В 1994 году мэром Нью-Йорка избран
Рудольф Джулиани. Он забрал Браттона из транспортного управления и
назначил шефом полиции города. Кстати, считается, что именно Джулиани
впервые применил "Теорию разбитых окон”. Теперь мы знаем, что это не
так. Тем не менее, заслуга мэра несомненна – он дал команду развить
стратегию в масштабах всего Нью-Йорка. Полиция заняла принципиально
жесткую позицию по отношению к мелким правонарушителям.
Арестовывала
каждого, кто пьянствовал и буянил в общественных местах. Кто кидал
пустые бутылки. Разрисовывал стены. Прыгал через турникеты, клянчил
деньги у водителей за протирку стекол. Если кто-то мочился на улице, он
отправлялся прямиком в тюрьму. Уровень городской преступности стал резко
падать – так же быстро, как в подземке. Начальник полиции Браттон и мэр
Джулиани объясняют: "Мелкие и незначительные, на первый взгляд,
проступки служили сигналом для осуществления тяжких преступлений”.
Цепная реакция была остановлена. Насквозь криминальный Нью-Йорк к концу
1990-х годов стал самым безопасным мегаполисом Америки.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+