Минобрнауки разработало обязательный перечень произведений для школы, но обещает, что «запретной литературы» не будет
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Единый список литературы для всех школ все же будет создан. «Известия» не раз писали о том, что на формировании такого перечня настаивает патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По мнению главы РПЦ, необходим так называемый «золотой список» литературы, куда войдут произведения для изучения в школе с возможностью выбора только из него.
«Не надо бояться, что в такой ситуации учителей лишают выбора. Выбор есть всегда: трудиться добросовестно или спустя рукава, искренне любить детей и свою профессию или относиться к ней безразлично», — цитирует патриарха Кирилла «РИА Новости».
Министр образования Дмитрий Ливанов подтвердил, что ведомство готово к дискуссиям и составлению перечня произведений.
— Тема, поднятая патриархом, действительно важна, и министерство предпринимает последовательные шаги по развитию содержания школьной программы, — сообщили «Известиям» в Министерстве образования. — При активном участии педагогического сообщества министерство разработало список литературы, обязательной для изучения в школе, список авторов, чьи произведения педагоги и учащиеся могут самостоятельно выбирать для изучения, а также список рекомендованных тем для изучения, в рамках которых педагог выбирает литературные произведения. Данный подход предоставляет учащимся возможность сбалансированно изучать классические произведения и современную литературу, вовлекая их в процесс чтения.
В министерстве подчеркнули, что готовы вести диалог с экспертным сообществом по актуализации списка литературных произведений: «Речь не идет о каких-либо запретах на выбор конкретных произведений и тем более появлении какой-либо «запретной литературы».
В целом, как считают эксперты, список значительно облегчит жизнь всем — и школе, и ученикам, и экзаменаторам.
Как сказал «Известиям» заведующий научно-учебной лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ Максим Кронгауз, «это более простое решение для всех — и для школы, и для учеников».
— С появлением списка достаточно будет знать энное количество произведений, и если ты допустил ошибку в перечислении имен персонажей, это скажется на оценке.
Список облегчает жизнь всем, в том числе экзаменаторам, — говорит Максим Кронгауз. — Конечно, более сложным и правильным было бы создание не жесткого списка произведений, а перечня авторов, которых рекомендуется читать. Лучше, если бы была некая подсказка в выборе, а не фиксация условно ста произведений. Да, может быть какое-то количество обязательных для всех книг, а дальше — более сложные правила выбора.
ЕГЭ по литературе, к которому немало претензий у всех причастных сторон, в случае появления списка станет более структурированным.
— Как ни парадоксально, но если список небольшой, его появление не так уж и плохо. Потому что он внесет некую вменяемость в существующее зло ЕГЭ, — считает преподаватель русского языка и литературы Елена Калайтан. — Если мы посмотрим на список произведений, входящих в необходимый минимум для сдачи ЕГЭ по литературе, то увидим, что он весьма велик. Кроме того, если с литературой XIX века все понятно и там нет ничего нового — «Мертвые души», «Ревизор», «Гроза» и так далее, то когда речь идет о XX веке, начинаются проблемы.
Дело в том, что выбор, к примеру, русских советских поэтов зависит исключительно от компетенции преподавателя и того времени, которым он располагает.
— В целом средний ученик 11-го класса не знает ничего. Если появится список условно из ста фамилий и будет сказано, что ученик должен прочесть, например, «Василия Теркина» Твардовского, два стихотворения Бродского и одно стихотворение Вознесенского, это, конечно, будет выглядеть довольно глупо, — говорит Елена Калайтан. — Но с другой стороны, если каждый ученик будет знать наизусть что-то из нашей классики, большой беды в этом нет. Самое главное, чтобы у учителя осталась возможность это все дополнять в процессе преподавания.
Максим Кронгауз также убежден, что у преподавателя все же должна оставаться возможность принимать самостоятельные решения: «У хорошего учителя гораздо больше гибкости, и его ученики будут читать произведения и вне этого списка».
В то же время эксперты говорят, что если проверка знаний будет основываться на фиксированном списке, детям гораздо проще будет сдавать экзамен.
— То, что дают изучать, и то, что спрашивают, должно соответствовать друг другу.
А сейчас этого нет — список литературы очень обширный, потому что, с одной стороны, утверждается, что список литературы — на выбор учителя, с другой стороны, существует масса разных учебников. И если мы берем среднего ребенка, то он хлопает глазами и говорит, что «не знал, что вот это вот надо было читать», — поясняет Калайтан.
Эксперты сходятся в одном — жесткий список литературы, не допускающий «вольностей» со стороны педагога, подходит далеко не всем.
— Такой список не очень подходит гуманитарным школам, гуманитарным классам, — считает Максим Кронгауз. — Конечно, жизнь не укладывается в сто отобранных раз и навсегда произведений. И я думаю, все будет меняться и дополняться.
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 10006
комментария 10542
Рейтинг поста:
ЕГЭ разрушает систему школьного образования, считают его противники
Сегодня в 16:11
Депутаты парламента Карелии внесли в Госдуму законопроект, предполагающий отмену ЕГЭ и поэтапное возвращение к традиционным выпускным экзаменам по русскому языку и математике.
Авторы инициативы в пояснительной записке указали, что сейчас выпускникам для получения аттестата необходимо сдать на минимальный балл всего лишь два единых государственных экзамена — по русскому языку и математике.
Карельские депутаты уверены, что с этими заданиями в состоянии справиться успевающий ученик пятого класса. «Если от выпускника образовательной программы среднего общего образования государство требует уровень знаний, которыми он обладал в пятом классе, учиться становится необязательно», - подчеркнули народные избранники.
Саму структуру ЕГЭ депутаты назвали примитивной, разрушающей школьную систему образования и приводящей к падению уровня знаний среди учеников.
В этой связи авторы документа предлагают отменить итоговую аттестацию по ЕГЭ, единый экзамен по русскому проводить на добровольной основе, а в качестве государственного выпускного экзамена (ГВЭ) по русскому языку рассматривать итоговое сочинение, при этом предоставив право школьнику оценивать его самостоятельно.
Также предлагается отменить базовый ЕГЭ по математике и проводить ГВЭ по этому предмету в форме выпускной контрольной работы, предусматривающей несколько уровней сложности.
«В первые два учебных года после принятия федерального закона выпускной экзамен по математике и русскому языку вводится на добровольной основе в тех образовательных организациях, которые к этому готовы», - говорится в записке.
В остальных школах выпускную аттестацию предлагают проводить исходя из оценок текущей успеваемости, а уже через два года сделать ГВЭ по математике и русскому языку обязательными для всех.
Егор Гаврилов
http://www.mk.ru/social/2016/05/31/v-dumu-vnesli-zakonoproekt-ob-otmene-ege.html
My Webpage