Обмен кадрами: почему бизнесмены идут в чиновники
Фото: https://cdn.vedomosti.ru
В конце апреля завершилась интрига с назначением
нового человека на пост главы Росимущества – федерального агентства,
занимающегося управлением государственным имуществом. Пост достался Дмитрию
Пристанскову. 39-летний юрист вернулся в ведомство спустя два года после ухода
в «Норникель».
А 14 мая стало
известно о переходе Андрея Мисюры, министра промышленности и науки Свердловской
области на пост руководителя НПО автоматики, предыдущий глава которого, Леонид
Шалимов, недавно подал в отставку.
Естественно,
что ряд оппозиционных СМИ сразу увидел в назначениях некие коррупционные схемы
и объявили о том, что они – нонсенс не только для России, но и всего мира.
Но на самом
деле это не так. Что в западноевропейских странах, что в США считается
абсолютно нормальной практикой несколько раз в жизни менять сферу деятельности.
Причем Соединенные Штаты здесь являются наиболее ярким: профессора там несколько
раз за карьеру «призываются» на госслужбу (например, бывший посол в России
Майкл Макфол или бывший министр обороны Роберт Гейтс), в принципе как и люди из
бизнеса (например, Валери Джарретт – одна из главных советников Обамы).
Последнее
время такая практика появилась и в России. Только за три месяца 2016 года на
государственную службу были «призваны» Герман Клименко (новый советник президента
по интернету) и уже упомянутый Дмитрий Пристанков.
Но нужны ли
такие назначения?
Если
смотреть широко, то государство можно представить в качестве огромного
предприятия. При этом и чиновник высокого ранга, и топ-менеджер являются
эффективными руководителями и умеют управлять.
Разница
только в ответственности и способах достижения результатов.
Бизнесмен
отвечает за свою компанию лишь перед самим собой - в случае неудачи у его
подчиненных будет возможность реабилитироваться в другом месте. Чиновник же
управляет частью государства и отвечает за благосостояние людей, которым ошибка
госслужащего принесет проблемы, которые они не смогут решить самостоятельно. По
сути дела, топ-менеджер отвечает перед акционерами и клиентами компании, в то
время как чиновник – перед народом страны.
К тому же,
если сравнивать переход из бизнеса в госаппарат (и наоборот) и смену места
работы внутри частного сектора, то разницы здесь нет. В каждой фирме так или
иначе существуют свои правила взаимоотношений, своя культура. И под эти правила
и культуру человек обязан подстроиться.
Таким образом, переход из компании в компанию – это переход из
одной культуры в другую. В данной ситуации не имеет значения, правительство это
или частное предприятие: новые люди «вливаются» в коллектив.
Однако если
же говорить о целях бизнесмена и чиновника, то здесь можно увидеть колоссальную
разницу. Госслужащий работает на благо граждан, ради обеспечения, соблюдения и
защиты их прав и законных интересов. Бизнесмену же необходимо развиваться ради
достижения наибольшей прибыли при наименьших затратах. Он работает по большому
счету ради собственного блага.
А если задачи разные, то и подходы разные.
И последнее
- если в бизнесе предприниматель зависит от своих подчиненных, а точнее от их
качества работы, и должен считаться с их мнением и возможностями, то
правительственный чиновник подчиняется только руководству и не учитывает мнение
граждан при решении каждой задачи – это попросту невозможно.
Получается,
что не так и похожи должность управленца-чиновника и профессия
руководителя-бизнесмена. Но тогда в чем причина желания многих бизнесменов и
чиновников поменяться ролями? Несомненно, здесь есть определенная выгода.
Дело в том,
что у представителей бизнеса, желающих перейти в чиновники, есть общая
мотивация – изменить систему госуправления таким образом, чтобы она стала более
эффективной и близкой к бизнесу. Если реформировать работу служб и министерств,
а также органов региональной власти, действующим предпринимателям будет намного
легче вести свой бизнес, а государству в целом – проще продумывать механизмы и
находить подводные камни экономических реформ.
Ведь сегодня все чаще и чаще возникают ситуации, когда
парламентариям или чиновникам не хватает практического опыта при создании
законов или реализации различных экономических мер поддержки. Бизнесмены же, в
свою очередь, не до конца понимают государство практически во всех вопросах –
начиная от регистрации и отчетности и заканчивая стандартами производства.
Взаимный обмен мнениями и кадрами поможет и государству, и
бизнесу.
Но можно ли
считать этичным переход чиновника в бизнесмены, а бизнесмена – в чиновники?
На самом деле, подобные решения вполне этичны как с точки зрения
одного человека, так и с точки зрения общества. Каждый человек хочет добиться в
жизни высоких результатов – в этом нет ничего плохого. К тому же, подобный
переход помогает и обществу. Что в российском бизнесе, что в госаппарате работает много людей, которые обладают
необходимыми компетенциями и опытом. И смена работы поможет привнести этот опыт
в практику и государственного управления, и в практику бизнеса. Если у
талантливого человека есть желание, способности и мотивация, он пригодится в
любой структуре, и не важно, частная она или государственная. Источник: politrussia.com.
Рейтинг публикации:
|