21 февраля 2016
накануне дня Защитника Отечества
Любопытно смотреть, как буквально на глазах меняется отношение публики к армии.
Сегодня парни, да что парни – девушки хотят служить в армии. Моя
дочка-старшеклассница заявила, что непременно пошла бы поступать в
военное училище, не будь у неё сильной близорукости.
Сын знакомых даже
отправился прописываться во Владивосток, чтобы наверняка попасть на
Тихоокеанский флот. И по закону подлости не попал: обнаружили какую-то
хворь.
Армия сегодня – это модно. Да-да, именно модно, не возражайте против
этого легковесного слова. Моде подвержено всё: мысли, образ жизни, круг
чтения, философские доктрины, иностранные языки. Про профессии – и
говорить нечего. Бывают времена, когда модно быть умным и времена, когда
модно быть глупым и крутым.
Хорошо учиться и плохо учиться. Любить
поэзию и смеяться над теми, кто её любит. Модно быть
энтузиастом-бессребреником и модно – сквалыгой-барышником. Модно много и
трудно работать и модно – порхать по жизни. Всё – мода. Мода – выражает
интегральный дух времени. И одновременно его формирует. Лучше всего
мода видна у молодых. Не случайно отрицательный герой Достоевского
говорил: «Люблю молодёжь, по ней узнаёшь, что нового». Так оно и есть:
молодые всегда следуют моде, а те, кто моду отрицает, делают это
по-модному.
Мода на армию пришла не потому, что армия изменилась (этого широкая
публика знать не может, это и военные-то не всегда могут оценить), а
потому что жизнь изменилась. Дух времени стал иным.
Иные вибрации в
окружающей среде. Народы мира напряглись в ожидании – чего? Известно
чего – войны. Бешеная, разнузданная пропаганда несётся со всех сторон,
никто не затрудняется даже правдоподобием. Наша немецкая поставщица
товаров, например, уверена: Немцова замочил чуть не лично Путин,
поскольку иначе его, Немцова, стопроцентно выбрали бы в президенты.
Просто неизбежно. А вы говорите – Геббельс… Происходит новый передел
мира, и Россия, исторически недавно сдавшая все позиции, - не хочет
стоять в стороне от нового передела.
Даже удивительно, что какие-то десяток лет назад почти верили, что
врагов у нас в мире нет и все желают нам добра и развития. А кто думает
иначе – тот заскорузлый коммуняка и вообще красно-коричневый. А сегодня,
кажется, даже либералы цитируют высказывание Александра III, что у
России-де только и друзей, что армия и флот. Такой вот произошёл
исторический фазовый переход.
И мне хочется вспомнить: а как относились к армии простые люди –
молодёжь, в частности – на протяжении моей жизни. Вернее так: на
протяжении моей сознательной памяти.
Когда я была маленькая – очень хорошо относились. Мы постоянно учили
стихи про армию, про войну – я их и сейчас помню. В первом классе это
был Маршак:
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой вьется по земле
Легкая поземка.
Над Кремлевскою стеной -
Самолетов звенья.
Слава армии родной
В день ее рожденья!
В «Родной речи» то и дело попадались стихи и проза про войну. Мы читали про пионеров-героев – детей, помогавших партизанам.
Потом, кажется, в третьем классе, учили наизусть стихотворение про
Артёмку, попавшего с отцом на военный парад. Написал его автор Сергей
Баруздин.
Артёмка смотрит на парад.
Глаза артёмкины горят.
Идут по площади войска,
Им нет конца и края.
И в блеске каждого штыка
Артёмкин взгляд сверкает.
И я не знаю, как другим,
Артёмке всё в новинку,
Как будто площадь перед ним
Пошла шагать к Ордынке.
Идёт, плывёт за рядом ряд,
Один оркестр на месте.
В оркестре труб сто пятьдесят,
А барабанов двести.
Прошла пехота, моряки,
Орудия и танки,
И тягачи-грузовики
По берегам Москвы-реки
Пошли к своей стоянке.
И как Артёмке, право, быть?
Он хочет знать заранее,
Кем быть ему и кем служить,
Когда он взрослым станет.
Он хочет строить и летать,
Он хочет быть рабочим.
А может быть, военным стать?
Страну родную охранять
Артёмка тоже хочет.
* * *
Артёмке ночью снятся сны,
Он в море уплывает...
Он никогда не знал войны
И, может, не узнает.
И нет, совсем не потому,
Что все враги разбиты:
Народ и армия ему —
Надёжная защита.
Но я уверен наперёд,
Что если так случится,
Что снова кто-то перейдёт
Родной страны границы,
Артёмка в армию пойдёт,
Пойдёт с врагами биться.
Артёмка встанет в ряд с отцом,
Советской Армии бойцом!
Это, как я узнала прямо сейчас из интернета, часть поэмы про семью
этого самого Артёмки, начиная с дедушки и бабушки, ушедших на
Гражданскую войну в рабочий батальон. Потом его отец и дядя сражались на
Отечественной… Стихотворение это было написано в 1955 году, когда меня
на свете не было, но – вот попало в учебники и обессмертилось: учебники
ведь существовали в те времена десятилетиями. Так детям исподволь
внушали: хочешь мира – готовься к войне.
«Любой солдат и командир вам скажет очень точно:
Стране советской нужен мир, хороший, добрый, прочный.
Нам нужно строить города, выращивать пшеницу,
Но быть готовыми всегда с любым врагом сразиться».
Не знаю, кто автор, цитирую по памяти, а в интернете не нашла.
А потому армию надо любить и лелеять. Её и любили. Тогда это была
необсуждаемая норма жизни – простых людей, по крайней мере. А с
непростыми, впоследствии породивших «креативную» поросль, я знакома не
была.
Тогда было много ещё не старых ветеранов войны, народ её помнил.
В
нашем классе у некоторых учеников были отцы-ветераны (у меня в том
числе), хотя у большинства родители по возрасту на войну не попали. Были
учителя-ветераны. Мы, помнится, поздравляли солдат военной части,
стоявшей поблизости, наша самодеятельность выступала там. Даже помню,
что писали на наших поздравлениях: «Прими же, друг наш боевой, сегодня
наше поздравленье. Мы помним каждый подвиг твой, как песню, как
стихотворенье». Текст был, сколь я помню, у всех один, а рисунки –
разные: у девчонок цветы, у мальчишек – танки.
В моё детство была очень увлекательная военно-спортивная игра –
Зарница. Играли все. Наша школа даже заняли в ней приличное место –
полагаю, благодаря связи с той самой частью, солдат которой поздравляли.
В заключение мы играли с победителями из другой области – из
Владимирской, из города Вязники. К нам приезжали дети, которых мы
разбирали по семьям; у нас жили две девочки. Любопытно, что тогда никто
не ощущал это трудностью и неудобством: ну, приехали, ну пожили пару
дней. А ведь жилищные условия тогда были гораздо стеснённее нынешних.
Поскольку я не отличалась военно-спортивными талантами, но зато
хорошо писала сочинения и делала политинформации, мне поручили делать
боевой листок. Он у меня выходил исключительно боевым – даже мальчишки
признавали. Видимо, так я пыталась компенсировать или хотя бы
замаскировать свою неистребимо штатскую и неспортивную сущность. То был
6-й класс.
В те времена шла война во Вьетнаме. Хоть далеко, а всё-таки война. Я,
помнится, делала доклад об этой войне. Получилось удачно, меня даже
посылали с этим докладом в другие классы. Война как явление была пускай
не близко, то всё-таки существовала в общем сознании, допускалась в
мысли. Разумеется, мы твёрдо знали: СССР – за мир. Но мировой
империализм вполне может развязать войну. Ну тогда им, империалистам,
конечно, не поздоровится, - были твёрд уверены мы все. В наших незрелых
головёнках была ясная и чёткая картина мира. Мы смотрели фильмы на эту
тему: знаменитые до сих пор «Офицеры», потом был такой фильм «Ключи от
неба» - про ракетчиков. Были у нас какие-то занятия по гражданской
обороне – сокращённо ГРОБ. А в старших классах был предмет НВП –
начальная военная подготовка. Мальчишки учились разбирать-собирать
автомат, ездили, кажется, стрелять, а мы, девчонки, получали кое-какие
умения по оказанию первой помощи.
Мы любили советские военные и патриотические песни, мне очень
нравились песни на слова Роберта Рождественского, особенно «Огромное
небо». А когда доводилось ехать по мосту около Войковской, где стоят
фигуры воинов, призывающих отстоять Москву, мне всякий раз становилось
радостно и гордо. Почему-то именно там. Словом, были мы настоящими
советскими детьми.
А вот как советские дети превратились во вполне антисоветских
взрослых – этого я до сих пор в полной мере не понимаю. Вероятно,
определённую роль тут сыграла так называемая разрядка напряжённости,
случившаяся в середине 70-х годов. Многие авторы тогда писали, что
разрядка – это и есть подлинное окончание Второй мировой войны. Какая-то
правда тут была. Напряжение ракетно-ядерной гонки начало сходить на
нет. Постепенно ядерные сверхдержавы перестали взаправду бояться друг
друга и ожидать друг от друга ядерного удара. Страх стал скорее
ритуальным: советской угрозой пугали избирателей и конгрессменов в
Америке, а «происками империализма» - в СССР. То есть гонка вооружений
продолжалась: большое дело вообще обладает колоссальной инерцией, просто
так его не остановишь. Гонка вооружений продолжалась, но такого, чтоб
министр обороны США выбросился из окна с криком: «Русские идут!» -
такого уже быть не могло. Гонка вооружений со временем утратила свою
пассионарность, стала делом не боевым, а всё больше бюрократическим.
И вот тогда стало меняться отношение публики к армии. Даже шире – к
армейскому духу. Мобилизация, борьба, бодрость, бдительность, дисциплина
– всё, что составляет этот армейский воинский дух, всё это как-то вмиг
слиняло, стало немодным. Устарелым, косным, тупым, бездарным, уродским –
словно вышедшая из моды одежда, словно мамины туфли на шпильке с узкими
носами, когда пришла мода на «платформы».
Это был мировой тренд – выход армии из моды. Появились хиппи, а их
дух – расслабона и пацифизма – диаметрально противоположен духу борьбы и
дисциплины. Отрастили волосы, стали подметать мостовые клешами – всё
это сделало воинский дух устарелым.
Помню, когда я училась в инязе,
парней заставляли для военной подготовки стричь волосы таким манером,
чтобы не находили на воротничок. Это вызывало острейшее недовольство,
ощущалось как попрание личных прав и свобод. Тупость военной кафедры
была предметом шуток и анекдотов, хотя никакой особой тупости именно
военная кафедра не являла: языковые кафедры почасту были не в пример
тупее, но это как-то не замечалось. Из уст в уста переходил анекдот с
бородой: на какой-то юбилей военной кафедре преподнесли картину «Утро в
дубовом лесу», а они, тупицы-дуболомы, намёка не поняли и повесили в
кабинете начальника кафедры. Никто этой картины не видел, но анекдот
знали все, и уже начинало казаться, что и картину видели.
В 70-х годах, у московской молодёжи даже была такая универсальная
похвала: «хиппово». Чему похвала? Да всему. Вместо того, чтобы сказать:
«Какая у тебя хорошенькая сумочка», говорили: «Какая у тебя хипповая
сумочка» - независимо от её вида и стиля.
«Хипповый» – значило примерно
то, что сегодня «актуальный».
В то время военная профессия вдруг оказалась совершенно не
«хипповой». Ну, разве что какой-нибудь военный переводчик, да и то не
потому что военный, а потому что светит заграница. Девушки перестали
увлекаться парнями-военными. Во всяком случае, в продвинутой московской
тусовке. Конечно, если у парня папа – генерал, тогда ладно, военная
туповатость прощалась, а так … нет, не модно. А это – о ком мечтают
девушки – самый лучший показатель того, что нынче в тренде.
Мода на расслабон, на жизнь вне долга и дисциплины – это был мировой
тренд. Это дух 68-го года, дух рока, наркотиков, отрицания … чего,
кстати, отрицания? Вот этого самого отрицания: дисциплины, порядка,
иерархии, карьеры. То есть всего того, что составляет дух армии.
Вообще-то с 68-м годом не всё ясно. Мне встречались на Западе люди,
хорошо помнящие те времена и активно участвовавшие в молодёжной
протестной буче. И у многих их них с годами сформировалось
представление, что всё это было кем-то срежессировано. Во всяком случае,
наркотики были намеренно вброшены в общество, чтобы понизить
пассионарность его молодой поросли. А не то капитализм бы точно снесли.
Это не моё мнение, это я пересказываю то, что привелось слышать. Так или
иначе, задача понижения общей пассионарности была решена. Именно тогда
Америка отказалась от призывной армии и перешла к профессиональной.
Воевать теперь должны наёмники, а гражданской молодёжи предоставили
счастливо и хиппово разлагаться. Молодое поколение – странным образом, и
наше, и западное - оказалось охваченным пацифизмом, тесно сплетённым
со всесторонним пофигизмом. Общее повышение уровня жизни привело к тому,
что пофигист как у нас, так и на Западе теперь мог жить.
Так-сяк
перекантоваться стало можно, не особо надрываясь.
Хорош или дурён этот хиппо-пацифизм? Да как сказать… На свете ведь
нет ничего абсолютно плохого или абсолютно хорошего.
Вполне возможно,
что этот дух внёс свой вклад в то, что долгое время не было большой
войны. Война, как сказал кто-то из мудрых немцев, прежде, чем выстрелит
первая пушка, начинается в сердцах людей. Так вот в сердцах тех людей
был мир. Нежелание ни наступать, ни обороняться.
И вот, когда в 1979 г. Советский Союз ввёл войска в Афганистан, эта
война была обществом решительно отвергнута. И вовсе не потому, что
кто-то ясно понимал, почему этого делать не следовало – вовсе нет. Война
в Афганистане отвергалась просто потому что – война. А войны быть не
должно. Наша страна отстаивала свои государственные интересы? А плевать
на эти самые интересы! Нет никаких интересов выше удобства и спокойствия
простого маленького человека.
Такая атмосфера была разлита в обществе, этим дышали. Было принято
безумно ненавидеть и презирать эту войну, приходить в ужас от её
неисчислимых жертв. На самом деле, жертвы были вполне исчислимые: 13 833
человека за всю войну, особенно если учесть, что ежегодно в ДТП –
гибнет в два раза больше - 27 000 чел. Ну, а от наркоты – ещё в два раза
больше - по разным данным от 50 до 100 тыс. В год, заметьте! Всех,
безусловно, жалко, но всё-таки погибнуть, решая государственную задачу,
как-то почтеннее, чем загнуться от передоза или впаяться по пьяни в
столб. Но тогда так не думали. А думали ровно наоборот. Тогда – Афган и
всё, что с ним связано, - презирали и ненавидели. У нас в посёлке была
одна дачница, культурная, образованная женщина, кандидат наук. Так она
всех, кто побывал на Афганской войне, называла убийцами и мерзавцами. Я
как-то раз возразила, что они-де не виноваты, их туда послали. Что она
не без остроумия парировала: «Так именно говорили нацистские преступники
на Нюренбергском процессе».
Окажись та война триумфально-победоносной, прояви наши военачальники и
политическое руководство чудеса прозорливости и полководческого гения,
принеси нам их действия неисчислимые выгоды и геополитические
приобретения – и тут наша публика (интеллигенты, разумеется, в первую
очередь) возмущалась бы, ненавидела и презирала. Таков был дух времени.
Скорее ото всюду уйти! Всё сдать и всех сдать! Перековать мечи на
орала или, по крайней мере, сдать в металлолом! Такова был общий глас.
Так мыслило (вернее – так чувствовало) большинство, а вовсе не один
предатель Горбачёв и его пятая колонна. Да, разумеется, предательство
было, но, уверена, оно не прошло бы так легко и гладко, без сучка, без
задоринки, не будь этой крайне благоприятной атмосферы пацифизма и сдачи
всех позиций. Это не снимает ответственности с Горбачёва и Ко, но
нельзя не отметить, что своими действиями он выразил господствующую
атмосферу.
Недавно показали по телевизору, как объединялась Германия.
Оказывается Горбачёв прямо-таки торопил их объединяться. Штык в землю и
братание всех со всеми! Врагов нет, а есть только «образ врага»,
выдуманный злонамеренными коммуняками.
С конца 70-х в армии приличные люди – центровые – не служили.
Служили
те, кого впоследствии прозвали быдлом и ватниками.
Простые. А
интеллигенция – проходила подготовку при вузах.
Поскольку я лично её
тоже проходила (по специальности военный переводчик), могу
засвидетельствовать: необременительная была подготовка.
Пошли разговоры о дедовщине. Дамы скорбно прижимали пальцы к вискам:
«Как можно там находиться? Там же уголовные нравы!» А чего вы хотите?
Если служат только общественные низы – какие вы там предполагаете иметь
нравы? Аспирантов филфака?
Всколыхнулось движение спасения наших домашних, таких талантливых и
таких неприспособленных мальчиков от этого молоха, от этого страшного
наваждения – армии. Как только стало можно – оформилось влиятельное
движение «Солдатские матери», а до того – действовали неформально.
Вскоре на армию, внешнюю политику и вообще жизнь вокруг стало принято
смотреть глазами этих самых «матерей».
Помню, когда у меня родился сын, одна жительница нашего посёлка, тоже
мать малолетнего сына, деловито осведомилась: «А ты его уже отмазала от
армии?». Я, признаться, сильно изумилась: призывнику не исполнилось и
года. Что-то попыталась сострить про Петрушу Гринёва, которого вписали в
полк при рождении, но соседка шутку не оценила и вполне серьёзно
разъяснила, что отмазку от армии ответственные матери начинают … в
роддоме. Там надо за известную мзду вписать в карточку трагическую
повесть о трудных родах, родовых травмах, дурной наследственности и
прочих ужасах.
Дальше, в поликлинике, следует, подмазывая врачей,
продолжать эту линию. Тогда к восемнадцати годам парубок будет числиться
полным инвалидом. «Может, к тому времени всё изменится?» - робко
предположила я, слегка обалдевшая от её бытовой мощи. – «Что изменится? –
тоном умственного превосходства перебила меня соседка. – Ты что –
хочешь, чтобы он попал туда?»
Продвинутые и мыслящие – требовали наёмной армии. Чтобы грязной
работой занимались, как и полагается, какие-то условные «таджики»,
не-мы. А «мы» - креативили бы в рейтинговых агентствах или на худой
конец сидели в банках.
И вот – чудо чудное! – всё дивно переменилось. Армия стала престижна и
желанна. Даже, возможно, не армия как таковая, а идея службы
государству с оружием в руках.
Некоторое время назад на одном семинаре в МГУ мне привелось выслушать
доклад молодого социолога, изучавшего мотивацию к труду. Он установил,
что мотивирующим фактором для работников является то, что они трудятся
для армии. В наше время такого не было и в помине. Чудны дела твои,
Господи!
Как не любить армию, когда теперь строят дома для военных и исправно
платят приличные зарплаты! - хмыкнет убеждённый материалист. Это,
конечно, имеет значение. Но - не решающее. В брежневское время
материальное положение военных было приличным, а армия теряла и теряла
престиж.
Более того. Вполне вероятно, что и дома строят и зарплаты повышают
именно в силу изменения общей атмосферы, энергетики, в силу
возникновения новых незримых вибраций. В истории далеко не всё
объясняется рационально, а тем паче – материалистически. В истории очень
силён роковой, провиденциальный элемент. «Рок событий» - это не только
поэтический образ, это осязаемая реальность. Возникает новый дух,
который принесёт новые события.
Мне думается возникновение этого нового духа – это начало духовного
выздоровления нашего народа, его медленного и трудного, но всё-таки
возвращения на свой начертанный судьбой путь. Это путь силы и защиты
Отечества. А для этого нужна сильная и любимая народом армия. Народная
армия. И кажется мне, что первые шаги в этом направлении сделаны. А раз
сделаны – значит, народный организм в основе своей здоров. Или способен
одолеть болезнь. Источник: http://zavtra.ru/.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 182
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 793
Рейтинг поста: