Каста избранных
О настроениях китайской молодежи
Дмитрий Мельников
04.02.2016
Приблизительная численность молодых людей в КНР – ненамного меньше
населения «трех Россий». Именно от взглядов молодежи напрямую зависит
будущее стратегической оси Москва–Пекин.
Понятно, что основы мировоззрения закладываются в детстве. Первая
проблема китайской молодежи – проводившаяся властями более тридцати лет
политика одна «семья – один ребенок». Она привела к тому, что
единственное чадо в семье стало объектом избыточного внимания со стороны
родителей. Иными словами, в самостоятельную жизнь отправляется
избалованное существо, нередко мыслящее лишь категориями удовлетворения
эгоистических запросов.
Все это входит в прямое противоречие с конфуцианским идеалом семьи,
объединяющей пять поколений, которые живут в полной гармонии. В
китайской семье сегодня в привилегированном положении оказался самый
младший, а не мудрый старейшина, как это было раньше.
Стремительная урбанизация КНР также приводит к тому, что около двух
третей семей живут сами по себе, у них нет связей с членами рода, как
это было в прошлом.
В октябре прошлого года Коммунистическая партия Китая приняла решение
отказаться от политики «одна семья — один ребенок» и разрешить семьям
иметь по двое детей. Но и это не спасает положения, вековые традиции,
похоже, обречены на забвение…
Так что вскоре поколение, которое, как и на Западе, не имеет своего
роду-племени, может начать диктовать свои условия властям.
Одно из
проявлений этой тенденции – появление в крупных мегаполисах прослойки
пожилых людей, которые нуждаются в опеке социальных работников, но
получить ее не могут в силу загруженности соответствующих служб. Еще
несколько десятилетий назад такое невозможно было даже представить: за
стариками должны были ухаживать молодые. И они это делали.
Китайская молодежь откровенно стремится к комфорту, удовлетворению
собственных потребностей, причем ее не волнует, что чаще всего это можно
сделать лишь за счет других сограждан.
Сегодня зачастую невеста на
выданье просто не умеет готовить пищу. Конечно, в стране есть огромная
сеть общепита. Но ежедневные посиделки на кухне и беседы членов семьи
разных поколений цементировали ячейку общества. К тому же молодежь
отдает все большее предпочтение европейской, точнее, западной пище еще и
потому, что считает ее вкуснее. А вот готовить заморские блюда под силу
далеко не всем домохозяйкам, поэтому у молодежи так популярны рестораны
и кафе.
Сейчас тот же «Макдональдс», с небольшим налетом восточного колорита,
можно встретить даже в городах, которые по нашей классификации выше
районных центров никак не тянут.
Я сам видел, как в предновогодние дни в одном из провинциальных
городов восточного Китая именно молодежью был забит огромный мясной
ресторан, специализирующийся на баварском меню. В зале человек на триста
сидели лишь пять-шесть иностранцев.
То же самое происходит и в популярной музыке: традиционные местные
мелодии с их своеобразными инструментами уже давно не в чести.
Практически все хиты последнего времени – подражание западным аналогам.
Впрочем, здесь имеется одна особенность: довольно большую часть эфира
занимает южнокорейская и японская музыка, что вполне объяснимо с точки
зрения культурной близости трех дальневосточных наций. Пока что попытки
властей хоть как-то ограничить распространение заморских веяний, внушить
мысль о непреходящих ценностях «великой китайской традиционной музыки»
успеха не имели. Не слишком успешными оказались и попытки продвинуть на
первую строчку хит-парадов революционные и патриотические произведения,
исполняемые на манер классической советской эстрады
двадцатых-пятидесятых годов.
Несмотря на жесткий запрет порнографии, она цветет в молодежной среде
пышным цветом. С недавних пор на местном телевидении широкую аудиторию
завоевала ночная передача, о содержании которой в более или менее
приличном обществе постеснялись бы говорить даже полунамеками. Вот так
выглядит «благотворное влияние общечеловеческих ценностей». Как далеко
качнулся маятник! Ведь еще в середине восьмидесятых, когда началась
нормализация отношений между нашими странами, высоких китайских
чиновников откровенно коробило от анекдотов «про это», рассказываемых
советскими друзьями в ходе застолья.
Власти пытаются переломить негативные тенденции: создают
общины-поселения, живущие по традициям времен Мао Цзэдуна.
Жителей
подобных коммун отличает строгое соблюдение всех этических норм и
принципов, не говоря уже о законах.
Однако желающих жить в атмосфере строжайшего пуританства, учить
высказывания «великого кормчего» на фоне всеобщего стремления к
обогащению любым путем не так уж много.
Часть экспертов утверждает, что выразителем традиционной системы
ценностей может и должно служить многочисленное крестьянство. Аргумент
прост: среди сельских жителей идет процесс расслоения, огромные массы
крестьян направляются в города, где батрачат фактически бесплатно на
стройках, либо, если не повезет, попрошайничают. И видят, как живут и
ведут себя молодые, которых они называют «рабами кредитных карт» и
«рабами недвижимости».
В ответ молодежь высмеивает старые устои: слово
«товарищ» среди тех, кто еще не достиг среднего возраста, приобрело
уничижительный оттенок.
Молодежь в Китае превратилась в особую группу населения, поскольку
именно ее представители составляют костяк персонала престижных местных и
западных компаний. Объявления о найме по всей стране пестрят фразами
«Требуются молодые, энергичные люди в возрасте до сорока лет». Примерно
та же картина в среде мелких и средних предпринимателей. Так что
молодежь начинает считать себя кастой избранных, полагая, что ей
позволено многое из того, чего нельзя другим.
В немалой степени виной тому реалии китайской жизни: чиновники без
зазрения совести отбирают путем юридического крючкотворства пахотные
земли у крестьян. Власти на местах, в союзе с бизнесменами, закрывают
глаза на вопиющие нарушения техники безопасности, что приводит к гибели
огромного количества рабочих...
Картина, согласимся, не самая радостная. И все же молодежь самой
населенной страны мира отнюдь не стремится полностью влиться в лоно
«западной цивилизации». Об этом свидетельствует следующий факт: до
введения ограничений у молодого поколения была очень популярна эмиграция
в США, Канаду и Австралию. Но конечная цель – за редким исключением –
не растворение в западном обществе, а создание анклавов, которые живут
практически по китайским законам и поддерживают очень тесные связи с
исторической родиной. Такая ассимиляция больше похожа на постепенный
захват территории «гостеприимного хозяина».
Как молодые китайцы относятся к России? Времена беззаветной дружбы уже
давно в прошлом. Сейчас мы – лишь одна из множества держав, которые бы
хотели дружить с Китаем, а уж последний сам будет снисходительно решать,
с кем ему водить дружбу. Немалая часть молодежи воспринимает северного
соседа как страну, захватившую в позапрошлом веке огромную часть
китайской территории…
Главная причина снижения интереса к русской культуре в том, что сейчас
мы, в отличие от советских времен, не предлагаем идеи, способной увлечь
за собой массы.
Часть нашей интеллигенции уверяет, что такую роль может сыграть
Православие. Но, к великому сожалению, с его распространением дела пока
обстоят неважно. Положение же с западными вероучениями, кстати,
совершенно иное: власти тревожит неконтролируемый рост католических и
протестантских общин.
При этом молодое поколение Поднебесной, конечно, понимает, что именно
союз с Россией и является залогом сохранения за КНР статуса великой
державы. Но, в отличие от советских времен, теперь «старшим братом»
считает себя Пекин… Источник: http://www.stoletie.ru/.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 793
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 133
Рейтинг поста:
Они с головой дружат? Кто в своем уме будет сейчас слушать революционные песенки. Мир уже не тот. Плюс насчет традиционной музыки, не всем по душе фолк.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 862
Рейтинг поста: