Горькое оскорбление, которое недавно потерпели наши западники от
украинских националистов, в ряде отношений показательно. Началось все со
случая с Настей Леоновой, россиянкой, которая боролась с Путиным.
Она поехала на Украину помогать, сошлась с какими-то уж слишком
крутыми патриотами, которым и Порошенко – зрадник, из-за чего (видимо)
ее арестовала СБУ.
Аркадий Бабченко (и иные наши западники и симпатизанты киевских
властей) на это огорчились, после чего украинские патриоты (в самых
откровенных выражениях) объяснили им место, которое они занимают в их
картине мира, на что наши европейцы огорчились еще больше.
Бабченко даже от огорчения сказал, что это такой же «русский мир»,
только в вышиванке. Оказывается, те уродливые черты, которые он
усматривал в русских патриотах, с не меньшей силой проступают в
украинских.
В ответ на эти горькие недоумения известный украинский патриотический
журналист Виталий Портников выступил с колонкой под названием «К
Друзьям-Москалям», в которой посоветовал огорченным московским
западникам следующее:
«Важно, чтобы у вас возникло именно это желание, хотя бы мысленно –
постоять на коленях у могилы каждого украинского парня, каждой девушки,
загубленных вашим безумным государством. Только это желание. Никаких
других. Не нужно учить нас жизни, радоваться нашим пейзажам и продуктам.
Не нужно приезжать к нам на форумы интеллигенции и рассказывать нам о
коррупции. Нам нужно от вас только это, поймите».
Понятно, что это «на колени, несчастные!» только углубило горькое недоумение наших западников; попробуем его разъяснить.
Чтобы сплотить людей, им надо дать какие-то общие переживания –
исторические, культурные или религиозные. Иногда процесс формирования
таких переживаний происходит стихийно, иногда – сознательно
направляется. Поэтому во многих странах существуют (и приобретают
большой размах) дни, когда чествуются национальные святые, поэты,
композиторы или ученые. В России, как мы видим, большой размах получило
чествование воинов Великой Отечественной войны – люди пережили глубокое
чувство сплоченности во время акции «Бессмертный полк».
Эти общие переживания могут носить разный характер – позитивный или
негативный. Их можно обозначить как культ Победы и культ Обиды. В
позитивном случае люди переживают свою принадлежность к общим победам и
достижениям, чему-то славному, что внушает гордость и самоуважение.
Победе над страшным врагом, достижениями в области культуры или науки.
Для этих переживаний враждебность к кому-то не является принципиальной и
чаще всего просто отсутствует – русским, празднующим День Победы,
обычно в голову не приходит предъявлять претензии современным немцам.
Поскольку они видят себя победившей стороной, они не предъявляют счетов к
оплате.
Но возможны и негативные общие переживания – память о поражениях,
обидах, несправедливостях и преступлениях, жертвами которых стали наши
предки или люди, с которыми мы себя отождествляем. В этом случае люди
более склонны сохранять, лелеять и поддерживать негативные чувства к
своим реальным или предполагаемым обидчикам (и их наследникам),
предъявлять счета и гневно требовать их оплаты. Мы – жертвы страшных
преступлений; обидчики и их наследники должны нам за них платить.
В национальном сознании обычно присутствуют оба переживания, с
преобладанием чего-то одного. Иногда в качестве идеального примера
негативного общего переживания, культа Обиды, существенного для
национальной идентичности, приводят Холокост. Но для Израиля это не
совсем верно. Образ, в котором чаще всего видят себя израильтяне, – это
образ позитивный.
Не «мы народ несчастных беззащитных жертв», а «мы народ, который
злодеи со времен ассириян и вавилонян стремились истребить, но у них не
вышло, мы создали государство, превратили пустыню в цветущий сад,
отбились и продолжаем успешно отбиваться от многочисленных врагов».
«Образ жертвы» не работает на созидание – горькие обиды на мир, даже
вполне обоснованные, не могут принести никаких добрых плодов ни в случае
отдельных людей, ни в случае народов.
Украинский национализм с самого начала формируется с сильным
преобладанием негативной составляющей. Этому есть достаточно понятные
причины. Националисты остро переживают угрозу утраты национальной
идентичности в результате языковой и культурной ассимиляции со стороны
русских. Потому мотив отталкивания от всего русского тут понятен; мол,
будем остро помнить, что мы – отдельный народ, и беречь свою инаковость.
Это подчеркивание инаковости плавно переходит во враждебность –
русские не только иные, они чужие и враги. Но тут оказывается, что
большинство достижений украинского народа относятся к периоду, когда
Украина входила сначала в Российскую империю, потом в СССР. Так уж
исторически сложилось. Украинские ученые или писатели, как правило,
воспринимали себя – и воспринимались другими – в качестве русских.
Украинские воины внесли, несомненно, выдающийся вклад в победу над
нацизмом, но в составе Красной армии.
Националистическая версия истории, которая рассматривает все время
после Переяславской Рады как эпоху жестокого порабощения, от всех этих
достижений отказывается – и оказывается примерно в том же положении, в
каком оказались бы русские, объявив весь период, начиная с реформ Петра
Великого и до распада СССР, временем, когда русский народ был порабощен
какими-то чужаками, с которыми он не имеет ничего общего и победы и
достижения которых ему не принадлежат.
В ситуации, когда все достижения Российской империи (и уж тем более
СССР) для националистов ни в коем случае не могут являться достижениями
украинцев, общими переживаниями, на которых строится нация, неизбежно
оказываются переживания негативные, которые, к тому же, сознательно
усиливаются и интерпретируются именно в духе национальной обиды. Так,
страшный голод 30-х годов, охвативший ряд регионов СССР, и виновными в
котором на Украине признаны украинские же партийные функционеры,
интерпретируется как акт геноцида одной нации против другой.
В ситуации зависшей гражданской войны и резкого ухудшения жизни людей
их гнев и недовольство необходимо переадресовать кому-то, и это,
естественно, все тот же извечный враг и притеснитель, который, конечно
же, виноват в текущих бедах, как и во всех остальных.
Непонимание же и обида наших западников связана с тем, что они
действительно психологически являются империалистами. Для империалиста у
империи есть миссия, если внешний человек обращается в эту миссию, то
он свой и даже немного больше, как у нас при позднем СССР
немногочисленных американских коммунистов на руках носили. А сейчас в
Америке могут сердечно привечать «демократических активистов», относясь к
их личным недостаткам с большим снисхождением.
Если варвары признают превосходство нашей империи и желают притечь
под ее непобедимые знамена – отлично, добро пожаловать, дорогой
зарубежный товарищ. Чужаки, желающие присоединиться к нам,
воспринимаются с радостью, они подтверждают верность нашей миссии и ее
привлекательность для других.
Империей для наших западников является, конечно, не Россия, а США и –
шире – Запад, и они ожидают, что раз они поддерживают империю, их там
должны с радостью привечать, что, в общем-то, в отношении самих США и
верно. Они ожидают, что украинские националисты, как союзники империи,
будут принимать их так же тепло.
Но национализм, особенно с резким преобладанием культа Обиды, устроен
по-другому. Для националиста люди, которые его поддерживают в стане
врага, отнюдь не делают ему большого одолжения (как они себе думают),
они даже не начали выплачивать свой Бесконечный Долг.
Пусть приползут на коленях и ползают, и ползают, и ползают.
Доползаться до чего-то позитивного у них, впрочем, нет надежды, потому
что ползание означает признание Неоплатного Долга, но никак не его
выплату – на то он и Неоплатный. Примирение, отказ от дальнейших
претензий и счетов к оплате означало бы отказ от культа Обиды и
национализма как такового.
Что, впрочем, в конце концов и произойдет – на культе Обиды
невозможно построить жизнеспособную нацию, и пересмотр отношения к
периоду, когда украинцы и русские жили в одном государстве, неизбежен.
Нашим же западникам не стоило бы пытаться искать дружбы с наиболее
дурными – и исторически проигрывающими – элементами украинского
общества. Впрочем, это не те люди, которые склонны прислушиваться к
добрым советам.
Сергей Худиев Источник: news-front.info.
Рейтинг публикации:
|