Петербург готовит революцию в российском высшем образовании
В российскую систему высшего образования вводится проект модели объективной оценки студентов, который, по мнению экспертов, может спасти то, что от этой системы еще осталось. Корреспондент ФАН узнал, как Россия может лишиться 30-40% своих вузов за несколько лет и одновременно начать выпускать настоящих специалистов, а не обладателей списанных дипломов.
Новую модель уже готов ввести в 2016 году СПбГУ: его совместный с Рособрнадзором проект предполагает обеспечить общедоступность всех учебных квалификационных дипломных работ в сети Интернет на основе свободных рецензий и защиты прав автора. Это значит, что все дипломные работы студентов будут выставлены на всеобщее обозрение, причем, по желанию автора, за несколько месяцев до защиты – в этом случае критика поможет ему успеть исправить ошибки. Но что еще важнее – все дипломы будут проверены, и эта проверка публикацией окажется серьезнее, чем обычная проверка на плагиат.
«Теперь ставкой будут и карьера студента, и благополучие вуза, – считает Иван Засурский, советник ректора СПбГУ, завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Иван Засурский. – Если они не смогут пройти тест на прозрачность, если вузы не создадут студентам мотивацию серьезно отнестись к диплому, то мы потеряем 30-40% вузов через два года: на основе двухлетней проверки Рособрнадзор сможет лишать их аккредитации».
Публикация дипломных работ принесет одному только СПбГУ 6000 дополнительных научных публикаций в год и повышение в международном рейтинге, а для студентов станет возможностью выложить на всеобщую экспертную оценку свою первую авторскую публикацию. Но главное даже не это, а то, что диплом больше нельзя тихо и незаметно списать, скачать, купить и продать. «По сути, мы сегодня играем с наследниками катастрофы, которая случилась, когда наши студенты лучше, чем преподаватели, смогли воспользоваться технологиями, – говорит Иван Засурский. – В итоге вся наша система образования превратилась в систему производства специалистов по фальшивой отчетности. Когда люди кричат на площади: «Воры и жулики!», они кричат про себя. Наш мир сегодня состоит на 80% из людей, которые не умеют обращаться с информацией. Не имеют навыка общения с источниками. Не способны сформулировать позицию ни по какому вопросу. Но все феноменально умеют подстраивать цифры под желаемый результат, умеют писать тексты, в которых нет смысла. Это наше потерянное поколение, которое занимает ключевые позиции в среднем менеджменте и высшем звене. Нам нужно как можно скорее изменить эту ситуацию, хотя бы через появление квалифицированных молодых специалистов, которые хоть что-то понимают, видят проблемы и хотят их решить. Потому что 20 лет производства специалистов по фальшивой отчетности означают, что наша страна не управляема. Эти люди везде, по всем специальностям. Это ваш зубной, хирург, кардиолог, юрист или менеджер в банке. Они жулики не потому, что они плохие, а потому что их научили быть жуликами. И это должно прекратиться».
Но было бы, пожалуй, наивно предполагать, что только открытая публикация дипломов повлияет на общий уровень выпускников российских вузов. Помимо общедоступности выпускных квалификационных работ, СПбГУ в известных традициях Петербурга предлагает еще одну революцию, которая случится уже в 2016 году. Темы дипломных работ теперь будут определять работодатели, которые еще во время оценки студенческой публикации смогут присмотреть себе будущего сотрудника. В лучшем варианте исполнения это может означать, что мы забудем о той ситуации, когда выпускник устраивается на работу, где ему первым делом говорят: «Забудь обо всем, чему тебя учили в вузе». Вместо этого ему должны сказать: «Займись тем, что ты отлично описал в своем дипломе, над которым трудился целый год». Бесценно и то, что сам диплом в таком случае перестает казаться студенту бесцельной работой и сказкой о потерянном времени, а становится первым шагом к достойной карьере.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов заявил, что государство поддерживает инициативы вуза и считает их давно назревшими. «Мы будем рекомендовать эту модель для других вузов, – сказал он. – Когда мы будем уверены в том, что работодатели довольны качеством подготовки в вузе, когда не будет необъективности на экзаменах, когда научные труды станут настоящими научными трудами, а не списыванием из Интернета, мы будем готовы ввести ее в систему высшего образования». По словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, на оценку работы модели объективной оценки студентов потребуется два года, на ее ввод в систему – еще столько же.
Самостоятельно выбирать темы дипломных работ смогут только избранные студенты, рассказал ректор СПбГУ Николай Кропачев. Параметры «избранности» очень четкие: хорошая успеваемость – что говорит о понимании программы вуза, доказанный интерес к теме – предыдущие курсовые и рефераты, список литературы – доказательство изучения студентом актуальных исследований по его теме.
«Вводится интереснейшая система мотивации, – рассуждает Иван Засурский. – Если у меня доказанный интерес к теме, хорошая успеваемость и я в курсе источников и научных публикаций, то я «круче», чем работодатель, я лучше ориентируюсь в теме, чем они. Я король! Если я середнячок и лентяй, тогда я не имею права сам определять свои интересы и буду ориентироваться на существующий рынок труда. Эта система правил гениально подтверждает возможности для сильных и закрывает лазейки для слабых. Даже слабый студент с этой системой мотивации может показать хороший результат и найти хорошую работу, а сильный может добиться фантастического успеха».
В СПбГУ заявляют, что половина необходимых для старта проекта работодателей в партнерах вуза уже есть. К инициативе готовы присоединиться еще два петербургских вуза и один калининградский. Пока что лидером по смене правил игры в системе высшего образования в России станет СПбГУ, ему и предстоит установить стандарты, которые будут подсказкой для других российских вузов. С 2016 года опубликовать свои дипломные работы в Интернете смогут все российские студенты, даже если их вуз пока не готов к такой модернизации и тотальной проверке.
Евгения Авраменко
Источник: http://riafan.ru/.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1425
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 213
Рейтинг поста:
Ну и что дальше? Будем продолжать ныть или хоть что-нибудь поменяем? Позиция жертвы лишает возможности перемен - зато дает "право" судить и жаловаться, не предлагая никакого решения.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 641
Рейтинг поста:
В том и беда, что Вы где-то и что-то читали, в то время когда другие разрабатывали и делали новое. А с таким подходом к образованию (как сейчас) очень многим нашим соотечественникам в будущем только и останется, что читать о том, что где-то, кто-то изобрел и внедрил что-то новое, чего никогда не было и что позволило его народу жить немного лучше, чем раньше (но не у нас).
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 688
Рейтинг поста:
Попутного ветра в
Ж..спину.Как достал скулёж по индиго отщепенцам.
Кто достоин и знает себя,золотые руки тот всегда на Родине место найдёт.
А вот такая золотая молодёжь-мол никто не ценит их индиго вумных,блестяще эрудированных и образованных и мол там уж обалденно ценят.
Но что то не видел и не слышал эти толпы вундеркиндов и не слышал про путние открытия больших масштабов и даже самих пендосов.
Идёт тюнинг того что открыли в 19-20 веке и больше ничего-а все сегоднейшие открытия это по типу-британские учОные...и пиар.
И этим соплякам которых ценят домашние-сперва кроме теории вузов-практика а потом уж рыпайтесь мыть туалеты и пробирки на западе если не цените знаний что вам дали.
Где родился ,там и сгодился.Проверенно на опыте-потом локти будут кусать из за своих апломбов.
Кстати пысы-я ещё в 80 годы читал-что даже в 20 веке ничего путнего не изобрели-всё с 19 века и фото,телек,радио,подлодки,самолёты и ттак далее-это были модели первые-а потом в 20 веке из за инфраструктуры хозяйственной,доводке,тюнинге-довели до ума всё.
А сейчас доводят доводимое-но нового ничего нет,безделйшки для красоты или для безопасности.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 641
Рейтинг поста:
К сожалению все закончится не только этим, а еще и тем, что: 1. Будут выявлены действительно уникальные умы, способные решать серьезные задачи, но не для своей Отчизны (поскольку существующим гос.чиновникам гораздо ближе и понятнее решение существующих и близлежащих задач и проблем), а для тех кто все это и организовал (я имею ввиду наших Западных партнеров, ПОИМЕВШИХ влияние на всю образовательную систему РОССИИ).
2. Эти, действительно умные молодые люди, способные изменить будущее своей Родины, но подвергнутые массированной психологической обработке, скорее всего уедут к нашим "партнерам", а не останутся ДОМА, где их никто не ценит и не понимает (конечно, кроме родных и самых близких).
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 7
Рейтинг поста:
Знаете чем все закончится? После получения первых результатов этого нововведения, организаторы с ужасом осознают, насколько хуже ожидаемого окажется результат наших студентов, и ... нарисуют более приемлемый, чтобы не напороться на противодействие чиновников МинОбра...