Комментируя завершающуюся подготовку школ к новому учебному году, первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию, член Генсовета «Единой России» Владимир Бурматов назвал проблемы, которым Министерством образования уделяется недостаточное внимание.
«То, что сейчас не может не беспокоить – это положение школьных учителей. Действия Минобра в этой сфере нельзя назвать удовлетворительными. Крайне тревожные сигналы поступают из регионов по поводу снижения стимулирующих выплат учителям, попыток манипуляций со «стоимостью» баллов, по которым оцениваются эти выплаты, уменьшения стимулирующего фонда для педагогов, перехода на эффективный контракт, решения вопросов повышения зарплат за счет увеличения нагрузки, установления девятимесячных сроков трудового контракта с последующим увольнением, и так далее. Это крайне негативные тенденции, которые бьют и по престижу учительской профессии, и по социально-экономическому положению учителей. Полное бездействие Министерства образования в этой сфере выглядит странно и безответственно: ведомство, судя по всему, даже не мониторит ситуацию и не владеет ею», - отметил Бурматов.
Второй серьезной нерешенной проблемой, по словам парламентария, является вопрос роста объемов школьной бюрократии, дублирующей отчетности, объемов запросов со стороны вышестоящих организаций.
«Объем школьной бюрократии, по моим оценкам, вырос за последние три года примерно в два раза. Это стало следствием, с одной стороны, внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов, а, с другой – итогом бездумной политики, которую проводят в этой сфере чиновники от образования. Причем, это идет с самого верха, - от федерального Минобра. Количество дублирующих друг друга запросов от вышестоящих ведомств, которые приходят в школу ежедневно, исчисляется уже десятками. В итоге, с утра учителя вынуждены писать планы о том как они вечером будут готовить отчеты, а вечером – составлять отчеты о том как они утром писали планы. Это снижает эффективность работы учителей, поскольку не оставляет времени на подготовку (а иногда – уже и на проведение) уроков, и бьет по престижу учительского труда, превращая педагога в бюрократа», - сказал он.
«Анализ той бюрократии, которая спускается на школы сверху показал, что значительная доля этих иногда бессмысленных бумаг – это дублирующие друг друга запросы, требования предоставить еще раз ранее уже предоставлявшуюся информацию, новые формы, в которые нужно вбить ранее уже направленные данные и так далее. То есть практика показывает, что большинства из этих повторных запросов у школ всевозможных отчетов и справок можно было бы избежать, если бы органы образования, начиная с федерального министерства, организовали бы внутриведомственный обмен информацией. Пока же, несмотря на то, что проект «электронного Правительства» был давно презентован, Министерство образования в него явно не вписывается, и объем бюрократии в школах растет как снежный ком», - заявил депутат.
Бурматов также отметил, что зачастую вызывают вопросы и действия регионов в отношении «оптимизации» школ. В качестве примера депутат привел скандал, разгоревшийся в Карелии, где родители школьников заявили о том, что готовы бойкотировать 1 сентября и оставят детей дома, если чиновники проигнорируют их требования по реформе образования в республике и не перестанут уничтожать школы. Речь идет о закрытии сельских школ, которое, по словам граждан, проводится в нарушение закона без предварительного обсуждения. При этом, как подчеркнул депутат, если с законностью действий властей региона и конкретного муниципалитета должна разбираться прокуратура, то к Министерству образования есть системные вопросы по этому поводу.
«Как ведомство собирается увеличивать количество школ, снимая вопрос вторых и третьих смен и при этом спокойно дает закрывать десятки приличных школ, в результате чего в одном классе одновременно учатся второклассники и четвероклассники, а родители готовятся к митингам и бойкоту 1 сентября? Это не просто бездумная политика, это вообще отсутствие всякой политики. Потом в этом районе придется строить новую школу, потому что остальные переполнены, а те, которые закрывают сейчас, наплевав на позицию жителей, будут просто отданы под магазины, склады и другие нужды», - отмечает парламентарий.
Кроме того, по мнению Бурматова, крайне остро стоит вопрос обеспечения школ учебниками. Депутат отмечает, что эта тема поднимается на каждом совещании с педагогами. Проблему нехватки учебников усугубляет ежегодная чехарда в перечне рекомендованных изданий, которая, как считает депутат, может быть спровоцирована коррупционным фактором.
«Издание учебников превратилось в огромный высокодоходный бизнес. Складывается впечатление, что постоянные изменения в перечне рекомендованных учебников вызваны именно желанием чиновников дать заработать тем или иным издательствам, а про школы никто вообще не вспоминает. В итоге сколько бы денег не тратили регионы на закупку учебников, в результате «чехарды» в перечне, их все равно не хватает. Школам приходится выходить из положения по-своему, что часто вызывает недовольство родителей и прокуратуры. При этом ряд учебников, которые всегда признавались учителями-предметниками как наиболее удачные и зарекомендовавшие себя, вообще навсегда выпали из перечня. Причина здесь, по-видимому, не в качестве самого учебника, на котором выросло не одно поколение школьников, а в том, что издательство не смогло «договориться», - заявил Бурматов.
Депутат полагает, что нет ни одного реального свидетельства системных действий Министерства образования в этих сферах, которое бы действительно решало обозначенные проблемы, а не усугубляло их.
«Школы, я полагаю, к учебному году у нас будут готовы. Где-то лучше, где-то – хуже, но это заслуга региональных властей, а не Ливанова. А вот готово ли к началу нового учебного года само Министерство образования – это большой вопрос. Я считаю, что профильное ведомство подошло к нему в абсолютно «разобранном», недееспособном состоянии, и это очень серьезная проблема», - заключил Бурматов.
Рейтинг публикации:
|