В Молдавии состоялись муниципальные выборы. В воскресенье ровно в 6 утра открылись все 1977 избирательных участков. Хотя в списках зарегистрировано 2 миллиона 800 тысяч избирателей, многие из них сейчас на заработках - кто строит дачи в Подмосковье, а кто собирает помидоры в окрестностях Хайфы. Оставшиеся на родине должны избрать 900 глав городских и сельских округов, а также 11 тысяч местных депутатов. Почему такое внимание к выборам мэров и местных депутатов? Если к власти на местах придет оппозиция, то она может потребовать роспуска парламента. Внеочередные выборы на фоне отставки премьер-министра вызовут резкий поворот внешней политики Молдавии.
Кишинев встретил меня сурово.
Пограничница, нахмурив брови, передала мой паспорт человеку в форме. Тот, не представившись, стал меня допрашивать: куда я еду, зачем? Оказалось, соседняя Украина "по-братски" поделилась с Молдавией своими санкционными списками. Деньги у меня были на банковской карточке. К этому и придрались.
- У меня карточка, на ней не то что 50, 150 евро в день! Вы что, не Европа? В Европе вообще никто наличные не возит!
То ли подействовал этот аргумент, то ли вмешались высшие силы, но мне отдали паспорт.
Зампредседателя Партии социалистов Республики Молдова Владимира Цуркана я встретил на рынке. Он покупал клубнику
...На избирательном участке N 122 было тихо. Метрах в пяти от прозрачных урн с гербами сидели наблюдатели. Они чуть ли не вслух считали опущенные бюллетени. Многие политики сомневались, что выборы пройдут честно. Полреспублики на заработках! Как не воспользоваться голосами "мертвых душ". Не знаю, как на других участках, а на 122-м подлог был исключен. На две урны сразу 12 пар глаз. Ни один "левый" бюллетень не проскочит!
На выходе разговорился с только что проголосовавшим мужчиной лет за 50. Он представился как Юрий Морарь, бизнесмен.
- За кого проголосовали?
- За социалистов! - объяснил, не скрываясь, он.- Партия Игоря Додона провозгласила курс на сближение с Россией. Потому что это новые рабочие места и мир. Потому что иначе новая война в Приднестровье, новые жертвы и крах экономики.
Кишинев город маленький. Зампредседателя Партии социалистов Республики Молдова Владимира Цуркана я встретил на рынке. Он покупал клубнику.
- Владимир Иванович, каковы ваши шансы на победу?
- Я считаю, что велики. Сейчас поеду по участкам разговаривать с наблюдателями. Но уверен, что большинство городов возглавят наши люди.
Сейчас в парламенте правит бал коалиция из Либерально-демократической партии Молдовы, Демократической партии и примкнувших к ним коммунистов.
Их вектор хорошо известен - румынизация и европейский выбор. Если раньше либералы и демократы набирали по 15-20 процентов, то теперь не преодолели бы избирательный барьер в 6 процентов.
Падает рейтинг и у коммунистов. К тому же Кишинев сотрясают многотысячные митинги против коррупции.
Появилось еще одно оппозиционное движение DA (Достоинство и правда). Его активисты весьма успешно раскачивают и без того неустойчивую лодку молдавской демократии. Говорят, на деньги Евросоюза. Шанс изменить что-либо во внешней политике Молдовы демократическим путем существует.
Но это последний шанс. Молодежь уезжает на учебу в Бухарест и возвращается назад, полная иллюзорных надежд. Гастарбайтеры из-под Хайфы требуют от молдавских властей европейского уровня жизни, выходя с протестами на улицы. А где его взять?